
Официальные задания и ответы к демоверсии МЦКО по Литературе для 10 класса на апрель-май 2025 г., содержит 1 (один) тренировочный вариант заданий с ответами и решениями. Данный материал разработан для подготовки к диагностическому тестированию в общеобразовательных учреждениях Москвы.
→ Скачать официальные варианты по МЦКО 2024-2025
Подготовка к диагностике МЦКО по Литературе 10 класс: демоверсия 2025 г.
Проверочная работа проводится с целью осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в порядке, принятом Департаментом образования и науки города Москвы. Назначение проверочной работы по учебному предмету «Литература» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 10-х классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и федеральной образовательной программы среднего общего образования. Период проведения – май 2025 года.
Время выполнения диагностической работы
Время выполнения проверочной работы – 45 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Условия проведения диагностической работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Проверочная работа проводится в компьютерной форме. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Содержание и структура проверочной работы
Каждый вариант проверочной работы состоит из 16 заданий. Проверочная работа содержит задания, направленные на проверку знания содержания текстов произведений, изученных в рамках курса, на проверку знаний литературоведческих терминов, а также на выявление умений интерпретировать художественный текст.
Официальная демонстрационная версия МЦКО для 10 класса: задания и ответы
Задание 1.Заполните пропуски в предложенном тексте.
Жанр произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» определяют как . В нём нашли отражение черты , направления литературы второй половины XIX века.
Прочитайте фрагмент произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» и выполните задания 2.1–2.3.
На другой день, простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой. Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами. Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая, мокрая, глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. «Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он?» — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвёл их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и всё это вдруг вспомнилось ему. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
Задание 2.1. Во втором абзаце предложенного фрагмента приводится описание природы:
«…всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами». Каким термином обозначается описание природы в литературном произведении?
Задание 2.2. Заполните пропуск в предложенном тексте. В предложенном фрагменте князь Андрей часто мысленно, не произнося вслух, высказывается, например: «Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны… Да где он?» Такая речь персонажа, обращённая к самому себе, называется .
Задание 2.3. Выберите верное утверждение, характеризующее предложенный фрагмент произведения Л.Н. Толстого.
Князь Андрей увидел распустившийся дуб, возвращаясь из Отрадного, где он встретил Наташу.
Изменившийся дуб поразил князя Андрея, так как герой накануне принял решение жениться.
Вернувшись после войны 1812 года, герой видит преображение природы.
Красота весеннего леса заставляет героя вспомнить о жестокой ссоре с Пьером.
Задание 3. Выберите два верных утверждения, характеризующих духовные искания князя Андрея.
Князь Андрей мечтал о славе, хотел найти свой Тулон.
Одним из этапов жизни князя Болконского было увлечение масонством.
После возвращения из плена князь Андрей обретает радость жизни в семье.
Князь Андрей сначала увлечён идеями Сперанского, но потом разочаровывается в нём.
Небо Аустерлица открыло князю Андрею всё величие гения Наполеона.
Задание 4. Установите соответствие между героями и их характеристиками: для каждого персонажа подберите и переместите с помощью мыши его характеристику.
| ГЕРОИ | ||
|---|---|---|
| Платон Каратаев | Андрей Болконский | Петя Ростов |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
|---|---|
| «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона <…> в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом». | «<…> вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». |
| «<…> он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким‑нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами». | «Он готовился в университет, но в последнее время, с товарищем своим Оболенским, тайно решил, что пойдёт в гусары». |
Задание 5. Установите соответствие между героинями и фактами их судьбы: для каждого персонажа подберите и переместите с помощью мыши факт его судьбы.
| ГЕРОИНИ | ||
|---|---|---|
| Наташа Ростова | Марья Болконская | Маленькая княгиня Лиза Болконская |
| ФАКТЫ СУДЬБЫ | |
|---|---|
| Умирает при родах. | Занимается воспитанием племянника. |
| Пляшет русского в гостях у дядюшки. | Отказывается от своей любви к Николаю и остаётся в одиночестве. |
Задание 6. Определите последовательность указанных эпизодов в сюжете произведения.
1) Пьер в плену
2) Женитьба Пьера на Элен
3) Встреча Пьера с князем Андреем на Бородинском поле
4) Смерть старого графа Безухова
Задание 7. Выберите все верные утверждения, характеризующие произведение Л.Н. Толстого.
Одним из основных содержательных центров произведения является мысль семейная.
Семья Курагиных показана автором как эталон семейных отношений.
В финале произведения автор демонстрирует своё разочарование в Наташе Ростовой.
Наташа Ростова ухаживает за раненным на Бородинском поле князем Андреем.
Княжна Марья искренне привязана к отцу, несмотря на его тяжёлый характер.
Прочитайте произведение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…» и выполните задания 8–12.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Задание 8. Выпишите из текста слово, которое означает: «переливчатый дрожащий звук».
Задание 9. Установите соответствия, определив названия художественных приёмов в предложенных выражениях. Для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из выпадающего списка.
| ВЫРАЖЕНИЯ | ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ |
|---|---|
| Ряд волшебных изменений Милого лица… | анафора метафора эпитет антитеза |
| Серебро <…> ручья | анафора метафора эпитет антитеза |
| И лобзания, и слёзы, И заря, заря!.. | анафора метафора эпитет антитеза |
Задание 10. В предложенном стихотворении определите:
1) размер без указания количества стоп;
2) тип рифмовки.
Задание 11. Какая тема определяет идейное содержание стихотворения А.А. Фета?
| экологическая тема | патриотическая тема | тема любви | тема творчества |
Задание 12. Выберите два верных утверждения, характеризующих произведение.
Трели соловья подчёркивают романтичность пейзажа.
В стихотворении создаётся осенний пейзаж.
Упоминание о янтаре показывает холодность в отношениях героев.
Гармония человеческих чувств раскрывается через гармонию природы.
Ночные тени помогают передать опасность свидания для героев.
Задание 13. Установите соответствия между героями и произведениями, к которым они относятся: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из выпадающего списка.
| ГЕРОИ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
|---|---|
| Долохов | «Обломов» (И.А. Гончаров) «Война и мир» (Л.Н. Толстой) «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов) «Отцы и дети» (И.С. Тургенев) «Преступление и наказание» (Ф.М.Достоевский) «Гроза» (А.Н. Островский) |
| Лебезятников | «Обломов» (И.А. Гончаров) «Война и мир» (Л.Н. Толстой) «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов) «Отцы и дети» (И.С. Тургенев) «Преступление и наказание» (Ф.М.Достоевский) «Гроза» (А.Н. Островский) |
| Кулигин | «Обломов» (И.А. Гончаров) «Война и мир» (Л.Н. Толстой) «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов) «Отцы и дети» (И.С. Тургенев) «Преступление и наказание» (Ф.М.Достоевский) «Гроза» (А.Н. Островский) |
| Ситников | «Обломов» (И.А. Гончаров) «Война и мир» (Л.Н. Толстой) «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов) «Отцы и дети» (И.С. Тургенев) «Преступление и наказание» (Ф.М.Достоевский) «Гроза» (А.Н. Островский) |
| Гриша Добросклонов | «Обломов» (И.А. Гончаров) «Война и мир» (Л.Н. Толстой) «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов) «Отцы и дети» (И.С. Тургенев) «Преступление и наказание» (Ф.М.Достоевский) «Гроза» (А.Н. Островский) |
Задание 14. Кто из перечисленных героинь русской литературы умирает? Укажите все верные варианты ответа.
Анна Одинцова (И.С. Тургенев. «Отцы и дети»)/
Матрёна Тимофеевна (Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)
Катерина Ивановна (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»)
Элен Курагина (Л.Н. Толстой. «Война и мир»)
Варвара (А.Н. Островский. «Гроза)
Задание 15. По предложенным фрагментам определите названия стихотворений. Для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из выпадающего списка.
| Фрагменты стихотворений | Названия стихотворений |
|---|---|
| С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный – Всё вторит весело громам.Ф.И. Тютчев | «Весенняя гроза» «К морю» «Элегия» «Фонтан» «Поэт и гражданин» «Пророк» |
| Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И что поэзия забыть её должна. Не верьте, юноши! не стареет она.Н.А. Некрасов | «Весенняя гроза» «К морю» «Элегия» «Фонтан» «Поэт и гражданин» «Пророк» |
| Послушай: стыдно! Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать…Н.А. Некрасов | «Весенняя гроза» «К морю» «Элегия» «Фонтан» «Поэт и гражданин» «Пророк» |
| Как жадно к небу рвёшься ты!.. Но длань незримо-роковая Твой луч упорный, преломляя, Свергает в брызгах с высоты.Ф.И. Тютчев | «Весенняя гроза» «К морю» «Элегия» «Фонтан» «Поэт и гражданин» «Пророк» |
Задание 16. В каком из предложенных стихотворений отражён мотив обновления жизни?
А.А. Фет. «Это утро, радость эта…»
Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…»
А.С. Пушкин. «Пророк»
М.Ю. Лермонтов. «Парус»