Демоверсия МЦКО по Литературному чтению 4 класса от 02.04.2025

Демоверсия МЦКО по Литературному чтению 4 класс от 02.04.2025 задания и ответы

Официальные задания и ответы к демоверсии МЦКО по Литературному чтению для 4 класса на 29.04.2025 год, содержит 1 (один) тренировочный вариант заданий с ответами и решениями. Данный материал разработан для подготовки к диагностическому тестированию в общеобразовательных учреждениях Москвы.

Скачать официальные варианты по МЦКО 2024-2025

Подготовка к диагностике МЦКО по Литературному чтению 4 класс: демоверсия 2025 г.

Проверочная работа проводится с целью осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в порядке, принятом Департаментом образования и науки города Москвы. Назначение проверочной работы по учебному предмету «Литературное чтение» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 4-х классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федеральной образовательной программы начального общего образования. Период проведения – апрель–май 2025 года.

Время выполнения диагностической работы

Время выполнения проверочной работы – 45 минут.

Условия проведения диагностической работы

При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Проверочная работа проводится в бланковой форме. Дополнительные материалы и оборудование не используются.

Содержание и структура проверочной работы

Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися сведениями по теории и истории литературы, а также логическими, общеучебными универсальными действиями, на оценку уровня сформированности читательской грамотности. Каждый вариант проверочной работы состоит из 14 заданий.

Официальная демонстрационная версия МЦКО для 4 класса: задания и ответы

Текст 1
Виктор Астафьев родился в селе Овсянка Красноярского края, на берегу Енисея. Детство писатель провёл с бабушкой и дедушкой. Это время оставило в памяти писателя много светлых воспоминаний. В 1942 году он ушёл добровольцем на фронт. После войны пробовал себя в разных профессиях и занимался литературой. В.П. Астафьев написал много произведений для детей, которые основаны на реальных событиях. Предметом размышлений в них стали любовь к Родине, проблемы человеческих взаимоотношений. Отдельное место в творчестве писателя занимает тема природы.

Текст 2 Капалуха
Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу. Леса были сплошь хвойные. Лишь кое-где пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки. Стадо телят и бычков тянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через валежник. В одном месте на просеку выдался небольшой черничный бугорочек. У бугорка поднялся шум. Я поспешил и увидел, как по земле с распущенными крыльями беспокойно бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой). – Гнездо! – кричали ребята. Сердце моё забилось от испуга: чуть не наступил на гнездо! Посреди просеки, обросшая мхом со всех сторон, неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо с яйцами. – Возьмём! – обрадовались мальчишки. – А что будет с капалухой? Поглядите на неё! Капалуха взлетела на ветку ели. Мы увидели, что живот у неё голый, а в груди трепещется кожа. Это от испуга и гнева билось птичье сердце. – Пух выщипала, яйца греет животом, каждую каплю своего тепла отдаёт птенцам. – Как наша мама. Она всё нам отдаёт, – промолвил кто-то из ребят. Как только мы отошли, капалуха слетела с дерева, заползла в гнездо и замерла…

Задание 1. К какому виду относится сказка, в которой описывается
повседневная жизнь людей, без магии и волшебства?
Обведи номер верного ответа.
1) волшебная сказка
2) сказка о животных
3) бытовая сказка

Задание 2. Прочитай отрывок.
«Постойте ж, я сыскал секрет! –
Кричит Осёл, – мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдёт на лад.
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок. Обведи номер верного ответа.
1) былина
3) загадка
2) басня
4) стихотворение

Задание 3. Четвероклассники Катя и Никита после изучения темы «Жанры фольклора» высказали своё мнение.

Кто из четвероклассников прав?
Запиши свой ответ, обоснуй его. (Почему ты так считаешь?) Ответ на задание запиши в бланк ответов.

Задание 4. На рисунке буквами отмечены тематические разделы детской библиотеки, а цифрами – книги, которые брали читатели.

В какой раздел следует поставить каждую книгу? Запиши в таблицу номера́ книг под соответствующими буквами.

Задание 5. Прочитай тексты. Какие тексты относятся к научно-познавательным? Обведи номера́ всех верных ответов.
1) Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.
2) Бобры возводят плотину, чтобы заполнить пруд, посреди которого строят островную «хатку», недосягаемую для рыскающих поблизости хищников. Она служит и жильём, и кладовой для зимних запасов корма. Начатую плотину бобры всегда доводят до конца, а готовой не дают разрушаться.
3) Светляки – это насекомые, ведущие ночной образ жизни. У светляков на теле есть особые органы, которые способны светиться в темноте, как правило, зелёным светом.
4) Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках. – Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай. В бланк ответов запиши ТОЛЬКО ЦИФРЫ, не разделяя их пробелами или запятыми.

Задание 6.1. Рассмотри портреты русских писателей 19-го века.

Обведи номер верного утверждения. 1) Л.Н. Толстой писа́л только рассказы для детей.
2) В произведениях А.С. Пушкина, посвящённых няне, запечатлён её трогательный образ и искренняя любовь к поэту.
3) И.А. Крылов написал книгу «Азбука», в которую вошли многие его рассказы и басни.
4) Ф.И. Тютчев – автор стихотворения «Зимняя дорога».

Задание 6.2. Запиши по одному названию произведений Л.Н. Толстого и А.С. Пушкина.
Запиши названия произведений в таблицу в бланке ответов.

Задание 7. В какой стихотворной строке содержится олицетворение?
Обведи номер верного ответа.
1) Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка…
Ф.И. Тютчев. «Как неожиданно и ярко…»
2) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась.
А.С. Пушкин. «Зимнее утро»
3) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
И.А. Бунин. «Листопад»
4) Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Е.А. Баратынский. «Весна, весна!»

Прочитай тексты 1 и 2. Выполни задания 8–14.

Задание 8. На основе прочитанных текстов определи верность следующих утверждений.
А. Все произведения В.П. Астафьева для детей посвящены бережному отношению к природе, и в рассказе «Капалуха» автор призывает читателей не вмешиваться в жизнь обитателей леса.
Б. Рассказ В.П. Астафьева «Калапуха» не только учит читателей быть чуткими, жалостливыми, внимательными к окружающему миру, но и заставляет задуматься о том, что необдуманный поступок может причинить вред природе и её обитателям. Обведи номер верного ответа.
1) верно только утверждение А
2) верно только утверждение Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны

Задание 9. Прочитай предложения и определи последовательность
событий в соответствии с содержанием текста 2. Цифра 1 уже стоит.
Поставь в пустые квадратики цифры 2, 3, 4, 5, 6.
У бугорка поднялся шум.
Как только мы отошли, капалуха слетела с дерева, заползла в гнездо и замерла.
Это от испуга и гнева билось птичье сердце.
Мы увидели, что живот у неё голый, а в груди трепещется кожа.
1 Леса были сплошь хвойные.
Стадо телят и бычков тянулось на старую, заваленную деревьями просеку.

Задание 10. Какие выражения использует автор, чтобы описать тревожное поведение птицы?
Обведи номера́ всех верных ответов.
1) каждую каплю своего тепла отдаёт птенцам
2) живот у неё голый
3) беспокойно бегает с распущенными крыльями
4) выщипала пух, яйца греет животом
5) в груди трепещется кожа

Задание 11. На основе содержания текстов установи соответствие между выделенным словом в словосочетании и его значением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
А) светлые
воспоминания
Б) реальные события
В) неприметная хатка
ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ
1) хорошо освещённые, наполненные светом
2) не привлекающая внимания, незаметная
3) вызывающие радость
4) существующие на самом деле

Задание 12. Почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?
Обведи номер верного ответа.
1) Пробираясь через валежник, ребята устали и торопились домой.
2) Глухарка беспокойно бегала кругами и напугала ребят.
3) Ребятам стало жалко птицу. Они были поражены её материнской заботой.
4) Строгий учитель не разрешил детям приближаться к гнезду

Задание 13. Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Капалуха»? Обведи номера́ всех верных ответов.
1) Охотники называют самца глухаря капалухой.
2) Ребята пришли в лес за черникой.
3) Как только люди отошли, капалуха стала чинить гнездо.
4) В хвойных лесах изредка встречаются берёзы и осины.
5) Своё гнездо глухарка свила посреди просеки и утеплила мхом.

Задание 14. Почему сердце рассказчика забилось от испуга? Запиши своё мнение, обоснуй его (почему ты так считаешь?), опираясь на содержание текста 2.

PANDAEXAM
2055

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *