
Официальные задания и ответы к демоверсии МЦКО по Обществознанию для 10 класса на 05 мая 2025 год, содержит 1 (один) тренировочный вариант заданий с ответами и решениями. Данный материал разработан для подготовки к диагностическому тестированию в общеобразовательных учреждениях Москвы.
→ Скачать официальные варианты по МЦКО 2024-2025
Подготовка к диагностике МЦКО по Обществознанию 10 класс: демоверсия 2025 г.
Проверочная работа проводится с целью осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в порядке, принятом Департаментом образования и науки города Москвы. Назначение проверочной работы по учебному предмету «Обществознание» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 10-х классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федеральной образовательной программы основного общего образования. Период проведения – апрель–май 2025 года.
Время выполнения диагностической работы
Время выполнения каждой части проверочной работы – 90 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Содержание и структура проверочной работы
Каждый вариант проверочной работы состоит из 12 заданий. Проверочная работа содержит задания, направленные на проверку различных блоков умений, формируемых при изучении курса обществознания.
Официальная демонстрационная версия МЦКО для 10 класса: задания и ответы
Задание 1.1. Кирилл после окончания школы планирует поступить в один из ведущих российских университетов. Для этого он готовится к сдаче единого государственного экзамена по нескольким предметам.
Выберите два понятия, с помощью которых можно охарактеризовать эту социальную ситуацию.
политическая сфера жизни общества
духовные потребности
образование
искусство
социальная структура
Задание 1.2. Запишите слово, пропущенное в таблице.
| Понятие | Определение |
|---|---|
| совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, основанных на признании существования сверхъестественных сил | |
| система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, основанная на логичности и доказуемости |
Задание 2. Выберите верные суждения.
Общество – это динамичная, сложная система.
Массовая культура отражает взгляды небольшого числа людей на духовные процессы в обществе.
Микроэкономика – это часть экономической науки, исследующая отношения между отдельными экономическими субъектами.
К наукам об обществе относится литература.
Анализ повседневного опыта является компонентом познавательной деятельности человека.
Задание 3. становите соответствие между примерами и факторами производства: для каждой позиции из первого столбца подберите позицию из выпадающего списка.
| ПРИМЕРЫ | ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА |
|---|---|
| Ферму по выращиванию клубники разместили на свободной территории в регионе Z. | земля труд капитал |
| Семён устроился на работу по специальности токаря. | земля труд капитал |
| На фабрике по производству одежды установили новое оборудование. | земля труд капитал |
| Предприятие оформило кредит в банке для развития производства. | земля труд капитал |
| В регионе X принята программа переквалификации работников. | земля труд капитал |
Задание 4. Прочитайте предложение банка по вкладу от физических лиц.
Вклад «Ориентир на будущее». Ставка – до 6,9%. Сумма – от 50 000 рублей. Срок – от 181 дня. Выплата процентов по вкладу в конце срока. При открытии вклада на срок свыше 181 дня и на сумму более 50 000 рублей бесплатно выдаётся кредитная карта на сумму свыше 100 000 рублей. Пополнение вклада возможно, но есть ограничения по минимальной сумме и сроку внесения пополнения: 5000 рублей при внесении наличными через кассу банка, безналичным способом – без ограничений. Минимальный неснижаемый остаток равен минимальной сумме вклада.
Выберите в списке позиции, которые отражают условия по вкладу.
Вклад «Ориентир на будущее» предполагает пополнение суммы вклада без ограничений.
Вклад «Ориентир на будущее» предполагает ставку до 6,9% годовых.
Срок размещения средств составляет 300 дней.
Вклад «Ориентир на будущее» является мультивалютным.
Вклад ограничен по сроку размещения денежных средств.
Кредитная карта по вкладу «Ориентир на будущее» выдаётся банком без всяких условий.
Задание 5. Заполните пустые ячейки таблицы «Функции государства в экономике», используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска выберите нужный элемент из выпадающего списка.
| Функция | Характеристика | Пример |
|---|---|---|
| Производство общественных благ Защита конкурентной среды и борьба с монополизмом Обеспечение стабильности финансовой системы | Производимые блага находятся в свободном доступе для каждого потребителя. | В Российской Федерации происходит реконструкция ряда федеральных автомобильных дорог за счёт средств федерального бюджета. |
| Перераспределение доходов | Формируется система защиты окружающей среды, разработка и внедрение экологических стандартов, ограничений на выбросы и загрязнения. Создание единой нормативно-правовой базы, гарантирующей права собственников. Обеспечивается смягчение социального неравенства и поддержка социально незащищённых слоёв населения. | С 2025 года в России введена прогрессивная шкала налогообложения. |
| Регулирование внешнеэкономических отношений | Формируется взаимовыгодное партнёрство с зарубежными странами с целью обеспечения экономического роста. | Правительство Российской Федерации подписало ряд соглашений, направленных на развитие экономических связей со странами Востока. Федеральная антимонопольная служба ввела штрафные санкции в отношении компаний, необоснованно завысивших цены на красную икру. Центральный банк Российской Федерации повысил ключевую ставку. |
Задание 6.1. Какую форму (область) духовной культуры иллюстрирует данная фотография?

Задание 6.2. Установите соответствие между примерами и областями духовной культуры: для каждой позиции из первого столбца подберите позицию из выпадающего списка.
| ПРИМЕРЫ | ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ |
|---|---|
| учителя истории прошли обучение на курсах повышения квалификации и овладели новыми методикам преподавания | образование мораль искусство |
| городской театр осуществил постановку оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» | образование мораль искусство |
| Петя и Маша по выходным помогают приюту для бездомных животных | образование мораль искусство |
| Дима, по просьбе бабушки, решил оказать помощь коту, застрявшему на дереве | образование мораль искусство |
| в краеведческом музее открылась художественная выставка, приуроченная ко Дню Победы | образование мораль искусство |
Прочитайте текст и выполните задания 7.1 и 7.2.
Прочитайте текст (знаки препинания не расставлены), ответьте на вопросы и выполните задания. (1)Стадия раннеродовой общины характеризуется простым присваивающим хозяйством. (2)Но эта стадия не была единообразной, за 25–30 тысяч лет её существования человечество прошло значительный путь развития. (3)В несколько раз расширился ассортимент орудий труда. (4)Развивались трудовые навыки человека. (5)Труд был простой кооперацией, т.е. сотрудничеством, при этом существовавшее уже в праобщине естественное разделение труда по полу и возрасту получило дальнейшее развитие. (6)Мужчина стал преимущественно охотником; женщина сосредоточилась на собирательстве, домашнем хозяйстве; дети и старики помогали трудоспособным членам общины. (7)Совокупной добычи общины во всех областях её присваивающей деятельности едва хватало для обеспечения её жизненных потребностей. (8)И тем самым для раннепервобытной общины становились необходимы коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее, распределение. (9)В такой общине большое значение придавалось рубежу перехода из категории подростков в категорию взрослых людей. (10)Этот переход сопровождался определёнными испытаниями и торжественными обрядами. (11)Так, у аборигенов Австралии юношу учили владеть охотничьим и боевым оружием. (12)Инициация, т.е. посвящение во взрослость, была кульминацией процесса социализации. (13)В общине действовал принцип народовластия. (14)При этом, естественно, особый авторитет имели зрелые, умудрённые опытом люди. (15)Из их среды обычно выходили вожди. (16)Существовали социальные нормы, т.е. обязательные, общественно-охраняемые правила поведения – разделение труда, сотрудничество, распределение и др. (17)Применяясь из поколения в поколение, они становились обычаями. (18)Особое место в духовном творчестве занимали мифы, объяснявшие происхождение явлений природы и человеческих установлений. (19)При этом мифологическое время в сознании человека той эпохи не отделялось от настоящего: оно отражалось в обычаях и воспроизводилось в священных обрядах.
Задание 7.1. Выделите в тексте предложения, содержащие ответы на вопросы:
А. Какие социальные нормы, упоминаемые в тексте, существовали в раннеродовой общине?
Б. Как представленные социальные нормы становились обычаями?
В. Какие роли выполняли в общине мужчины, женщины, дети, старики?
Задание 7.2. A. Установите соответствие между примерами и сферами общественной жизни: для каждой позиции из первого столбца подберите позицию из выпадающего списка.
| ПРИМЕРЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
|---|---|
| формирование власти вождей | экономическая социальная политическая духовная |
| мифологизм | экономическая социальная политическая духовная |
| инициация как социализация | экономическая социальная политическая духовная |
| социальные нормы | экономическая социальная политическая духовная |
| народовластие | экономическая социальная политическая духовная |
| простое присваивающее хозяйство | экономическая социальная политическая духовная |
| изготовление орудий труда | экономическая социальная политическая духовная |
| особенности мышления людей | экономическая социальная политическая духовная |
| разделение труда | экономическая социальная политическая духовная |
| уравнительное распределение | экономическая социальная политическая духовная |
Б. Из представленного ниже списка выберите суждение, которое подтверждает мысль автора о том, что обществу на рассматриваемой стадии был присущ общественный прогресс?
| Особым авторитетом пользовались зрелые, умудрённые опытом люди. |
| Развитие общества находило свое выражение в стремлении к сохранению существовавшего образа жизни. |
| Общественный прогресс выражался в изменениях орудий труда, развитии социальных связей в общине. |
| Одним из факторов повлиявшим на общественный прогресс было уменьшение ассортимента орудий труда. |
Задание 8. Заполните пустые ячейки таблицы «Традиционные духовно-нравственные ценности», используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска выберите нужный элемент из выпадающего списка.
| Категория | Определение | Значение для российского общества |
|---|---|---|
| Крепкая семья | Основа семьи – брак (союз мужчины и женщины), созданный с целью рождения и воспитания детей | Является фундаментом для здорового общества, обеспечивает социальную стабильность и формирует здоровый образ жизни Определяет мировоззренческую основу взаимопомощи людей, выступая в качестве важной составной части благотворительной деятельности Служит для защиты российской идентичности от негативного ментального, когнитивного и информационного воздействия на личность |
| Патриотизм | Служение Отечеству и ответственность за его судьбу Главенство интересов коллектива или группы над интересами отдельной личности Любовь к своему Отечеству, готовность жертвовать собой ради Родины Система построения общества, где высшей ценностью является жизнь человека | Способствует сплочению общества, преодолению внутренних противоречий и конфликтов, формированию единого национального духа |
| Созидательный труд Историческая память | Накопленные обществом знания и воспоминания о событиях, личностях и прошлых эпохах, которые формируют идентичность и понимание прошлого | Служит основой для осмысления настоящего и построения будущего, позволяя сохранить воспоминания о важнейших событиях |
Задание 9. ВЦИОМ проводил в 2004 и 2024 гг. опросы населения с целью выяснить, как часто люди берут деньги в долг и у кого их занимают. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Основываясь на результатах диаграммы, распределите элементы в таблице (список элементов содержит избыточные позиции).
С помощью компьютерной мыши переместите примеры в соответствующие колонки.
| Причины | Тенденции |
|---|---|
| доверие к банкам выросло в связи с тем, что банковская система в России стала более устойчивой и надёжной | людям доверяют более всего, они могут пойти на отсрочку платежей, дать деньги в долг на беспроцентной основе | доверие к банкам у граждан выросло |
| у предприятий часто нет фондов для кредитования сотрудников | предпочтительными кредиторами для заёмщиков остаются близкие люди | число желающих обратиться при решении финансовых проблем к руководству предприятием сохранилось на низком уровне |
| предпочтительными кредиторами для заёмщиков стали микрофинансовые организации | доверие к банкам выросло в связи с тем, что увеличилось количество случаев мошенничества, повлекших потерю финансовых средств |