
Официальный образец варианта заданий с ответами и решениями ВПР 2025 по Географии 8 класс с официального ресурса ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования). Демоверсия предназначена для подготовки учащихся к всероссийской проверочной работе (ВПР), которая пройдет в период с 11 апреля по 16 мая 2025 года.
→ Типовые (тренировочные варианты) по Географии 8 класс
→ Образец проверочной работы по Географии 8 класс
→ Описание проверочной работы по Географии 8 класс
Онлайн вариант ВПР 2025 по Географии 8 класс
Назначение всероссийской проверочной работы
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ. Назначение ВПР по учебному предмету «География» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО).
Структура проверочной работы
Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий. В части 1 содержатся задания 1–9; в части 2 – задания 10–17. Ответами к заданиям 1–3, 5–8, 10 и 12–15 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Задания 4, 9, 11, 16 и 17 предполагают развернутый ответ.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение заданий части 1 проверочной работы по географии отводится один урок (не более 45 минут). Часть 1 включает в себя 9 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы или в специально отведённом для ответа месте, указанном в задании. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении заданий части 1 проверочной работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочным материалом. При выполнении всех заданий работы можно использовать карты атласа 8 класса. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Задания проверочной работы по Географии
Задание 1. Россия расположена в северной части материка Евразия и занимает более 30 % его территории. Установите соответствие между морями, омывающими территорию России, и их обозначениями на карте Евразии: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

МОРЯ
А) Берингово
Б) Восточно-Сибирское
В) Охотское
ОБОЗНАЧЕНИЯ НА КАРТЕ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Задание 1. Протяжённость береговой линии морей, омывающих территорию России, превышает 60 000 км. Установите соответствие между элементами береговой линии России и их обозначениями на карте Евразии: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ
А) Кольский полуостров
Б) полуостров Таймыр
В) Чукотский полуостров
ОБОЗНАЧЕНИЯ НА КАРТЕ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Задание 2. С какой из перечисленных стран граничит Россия?
1) Узбекистан
2) Казахстан
3) Таджикистан
4) Туркменистан
Задание 2. Выберите из списка название страны, которое нужно вставить на место пропуска. Многие участки Государственной границы России проходят по рекам. Бóльшая часть Государственной границы России и _ проходит по реке Амуру.
1) Монголия
2) Казахстан
3) Китай
4) КНДР
Задание 3. Россия имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов в пределах своего континентального шельфа. Установите соответствие между границами континентального шельфа России и цифрами, которыми они обозначены на рисунке: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ГРАНИЦЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИИ
А) внутренняя
Б) внешняя
ОБОЗНАЧЕНИЯ НА РИСУНКЕ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
Задание 4. Иван с Марией живут в Свердловской области. Они решили на майские праздники отправиться в путешествие в Республику Карелия. Они купили билеты на самолёт из своего областного центра до Петрозаводска – республиканской столицы. Заполните пропуски в авиабилете: впишите название пункта вылета и время прилёта в пункт назначения (местное время).

Задание 5. Установите соответствие между примерами природных ресурсов и типами, к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Примеры природных ресурсов
А) энергия ветра
Б) нефть
В) природный газ
ТИПЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
1) исчерпаемые невозобновляемые
2) неисчерпаемые
Задание 5. Установите соответствие между энергетическими природными ресурсами и типами к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
А) энергия ветра
Б) энергия рек
В) природный газ
ТИПЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
1) возобновляемые
2) невозобновляемые
Задание 5. Установите соответствие между примерами хозяйственной деятельности и типами природопользования, к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) использование металлолома для выплавки стали
Б) сжигание попутного нефтяного газа в факелах при добыче нефти
В) строительство ветровых электростанций
ТИПЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1) рациональное
2) нерациональное
Задание 6. Ученики изучали геологическое строение территории своего края – анализировали профиль геологического строения, показанный на рисунке. Установите соответствие между слоями горных пород, обозначенными на рисунке буквами, и геологическими эрами, к которым относится их образование: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СЛОИ ГОРНЫХ ПОРОД
А) А
Б) Б
В) В
ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭРЫ
1) мезозойская
2) кайнозойская
3) палеозойская
Задание 6. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) глина
2) покровный суглинок
3) гранит
Задание 7. Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года в значительной степени зависят от средних зимних температур. В каком из перечисленных городов средние температуры января самые низкие?
1) Санкт-Петербург
2) Казань
3) Красноярск
4) Ставрополь
Задание 7. От степени плодородия почв во многом зависит урожайность сельскохозяйственных культур. В каком из перечисленных регионов России почвенный слой обладает наибольшим естественным плодородием?
1) Республика Карелия
2) Кировская область
3) Ростовская область
4) Новосибирская область
Задание 7. Водный режим рек оказывает большое влияние на судоходство и работу гидроэлектростанций. Для какой из перечисленных рек характерно летнее половодье?
1) Амур
2) Волга
3) Нева
4) Ангара
Задания 8 и 9 выполняются с использованием приведённой ниже карты погоды.

Задание 8. Аня из Якутска прослушала прогноз погоды по радио: «Завтра, 3 июня, ожидается потепление, в первой половине дня возможен дождь, ветер юго-западный, умеренный», но не услышала, для её ли города этот прогноз был составлен. С помощью карты определите, для какого из показанных на карте населённых пунктов был составлен этот прогноз.
Задание 9. Прочитайте прогноз погоды на 3 июня для города Благовещенска: «3 июня в Благовещенске значительно похолодает, в дневные часы столбики термометров опустятся до +10 °С. Ожидается пасмурная погода с дождём и ветром с порывами до 12–15 м/с». Объясните, почему в Благовещенске ожидается выпадение атмосферных осадков.
Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы
На выполнение заданий части 2 проверочной работы по географии отводится один урок (не более 45 минут). Часть 2 включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы или в специально отведённом для ответа месте, указанном в задании. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении заданий части 2 проверочной работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочным материалом. При выполнении всех заданий работы можно использовать карты атласа 8 класса. Для выполнения задания 14 Вам потребуется калькулятор. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Задания 10 и 11 выполняются с использованием приведённых ниже климатограмм.
Ниже представлены климатограммы, отображающие климат Норильска и Казани. Рассмотрите климатограммы и выполните задания.
Задание 10. Определите, какому климатическому поясу / типу климата соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса / типа климата под соответствующей климатограммой, выбрав его из приведённого списка.

Климатические пояса / типы климата:
арктический,
субарктический,
умеренный / морской,
умеренный / умеренно континентальный,
умеренный / континентальный,
умеренный / резко континентальный,
умеренный / муссонный,
субтропический.
Задание 11. Школьник из Норильска отправил письмо с описанием особенностей местного климата своему другу, который живёт в Казани.

Используя сведения, содержащиеся в письме, определите, какая климатограмма построена по данным метеонаблюдений в городе Норильске. Укажите в ответе букву, которой она обозначена, и заполните таблицу климатических показателей по этой климатограмме.
Ответ: Климатограмма – __
Климатические показатели:

Задание 12. Установите соответствие между городами и группами по численности населения, к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ГОРОДА
А) Вологда
Б) Омск
В) Оренбург
ГРУППЫ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1) от 100 до 500 тыс.
2) от 500 тыс. до 1 млн
3) более 1 млн
Задания 13 и 14 выполняются с использованием статистических данных.
Численность и естественный прирост населения некоторых регионов России (человек)

Задание 13. В каком из регионов в 2022 г. показатель рождаемости населения превышал показатель смертности?
1) Владимирская область
2) Архангельская область
3) Мурманская область
4) Республика Тыва
Задание 14. Определите величину миграционного прироста населения Владимирской области в 2021 г.
Задание 15. В каком из перечисленных регионов средняя плотность населения наибольшая?
1) Владимирская область
2) Архангельская область
3) Мурманская область
4) Республика Тыва
Задания 16 и 17 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
Особенности рельефа Карелии
Карелия находится на северо-западе Восточно-Европейской (Русской) равнины. В её основании залегает Балтийский щит – одна из древнейших структур земной коры. Выходы на поверхность твёрдых магматических и метаморфических горных пород – гранитов, гнейсов, кварцитов – распространены на всей территории республики. Бóльшую часть территории занимает испещрённая озёрами холмистая равнина с высотами от 100 до 120 м. Вдоль северо-западной границы Карелии протянулись невысокие (576 м) горы Манселькя. Характерной особенностью рельефа Карелии являются повсеместно встречающиеся плоские сглаженные округлые скалы из твёрдых кристаллических пород – «бараньи лбы», валуны и глыбы внушительных размеров.
Задание 16. Какие структуры земной коры называют щитами?
Задание 17. Объясните, как образовались сглаженные округлые скалы из твёрдых кристаллических пород.