Демоверсия и описание ВПР 2025 по Литературе 10 класс

Демоверсия и описание ВПР 2025 по Литературе 10 класс заданий с ответами и решениями

Официальный образец варианта заданий с ответами и решениями ВПР 2025 по Литературе 10 класс с официального ресурса ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования). Демоверсия предназначена для подготовки учащихся к всероссийской проверочной работе (ВПР), которая пройдет в период с 11 апреля по 16 мая 2025 года.

→ Типовые (тренировочные варианты) по Литературе 10 класс
→ Образец проверочной работы по Литературе 10 класс
→ Описание проверочной работы по Литературе 10 класс

Онлайн вариант ВПР 2025 по Литературе 10 класс

Назначение всероссийской проверочной работы

Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ. Назначение ВПР по учебному предмету «Литература» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 10 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО).

Структура проверочной работы

Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 9 заданий. В части 1 содержатся задания 1–5; в части 2 – задания 6–9. Ответом к каждому из заданий 1– 4, 6 является слово (словосочетание). Задание 5 предполагает развернутый ответ (составление тезисного плана); задания 8, 9 – развернутый ответ. Задание 7 предполагает ответ в виде последовательности цифр.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение заданий части 1 проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Часть 1 включает в себя 5 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками, словарями, текстами художественных произведений, литературоведческими материалами и критическими работами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Задания проверочной работы по Литературе

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.

На другой день, простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой. Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами. Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая, мокрая, глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. «Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он?» — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвёл их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и всё это вдруг вспомнилось ему. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Задание 1. Как называется направление литературы второй половины XIX века, которому принадлежит произведение Л.Н. Толстого «Война и мир»?

Задание 2. Укажите жанр этого произведения.

Задание 3. Как называется описание природы в литературном произведении, отражающее настроение фрагмента: «…всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами»?

Задание 4. Укажите название приёма психологизма, который заключается в воспроизведении высказывания героя, обращённого к самому себе: «Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны … Да где он?».

Задание 5. Составьте тезисный план сочинения: кратко раскройте содержание каждой композиционной части. Каждый пункт плана должен представлять собой связное развёрнутое высказывание.

Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы

На выполнение заданий части 2 проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Часть 2 включает в себя 4 задания. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками, словарями, текстами художественных произведений, литературоведческими материалами и критическими работами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

Задание 6. Выпишите из текста слово, которое означает: «переливчатый дрожащий звук».

Задание 7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Ряд волшебных изменений Милого лица…
Б) пурпур розы, серебро ручья
В) И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) аллитерация
2) эпитет
3) сравнение
4) метафора

Задание 8. Раскройте, как от строфы к строфе меняется настроение стихотворения.

Задание 9. Какое стихотворение, рассмотренное Вами на уроках литературы в этом учебном году или прочитанное самостоятельно, Вы бы посоветовали прочитать своему другу в минуту сомнений? Почему именно это стихотворение?

PANDAEXAM
2055

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *