![](https://pndexam.ru/wp-content/uploads/2024/02/МЦКО-1.png)
Официальная демоверсия диагностической работы по Литературе для 8 класса МЦКО в Образовании на 2024 год включает 1 тренировочный вариант заданий с ответами и решениями. Это предназначено для подготовки к диагностике в общеобразовательных организациях города Москвы и области. Дата проведения работы: февраль — март 2024 учебный год.
Приобрести официальные задания и ответы МЦКО по Литературе 8 класс на 26-27 февраля 2024
Демо вариант № 1 – МЦКО по Литературе 8 класс
Условия проведения диагностической работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Диагностическая работа проводится в компьютерной форме. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Время выполнения диагностической работы
Время выполнения диагностической работы – 40 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Содержание и структура диагностической работы
Диагностическая работа обеспечивает проверку основных содержательных блоков программы литературы 8-го класса, освоенных обучающимися к моменту проведения диагностики, включая основополагающее содержание прошлых лет обучения. Содержание работы сформировано с опорой на учебный материал, включённый в основные учебно-методические комплекты по литературе, используемые в 8-х классах общеобразовательных организаций города Москвы, а также на универсальный кодификатор.
Работа включает задания: — на проверку знаний содержания произведений, изученных в рамках программы; — на выявление умений анализировать и интерпретировать текст; — на проверку литературоведческих знаний, соответствующих программе. В работе включены задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют знания содержания основных художественных произведений, включённых в программу 8-го класса, знания основных литературоведческих терминов.
Задания повышенного уровня сложности связаны с умением анализировать и интерпретировать текст художественного произведения. Каждый вариант диагностической работы состоит из 11 заданий: 3 задания с выбором ответа и 8 заданий с кратким ответом. Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице.
Порядок оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Верное выполнение каждого из заданий 1–10 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ обучающегося совпадает с эталоном. Выполнение задания 11 оценивается по числу элементов ответа обучающегося, совпадающих с эталоном.
Каждый верный элемент ответа оценивается 1 баллом, максимальный балл за верное выполнение задания – 5 баллов. Максимальный балл за выполнение всей диагностической работы – 15 баллов. В приложении 1 приведён обобщённый план диагностической работы. В приложении 2 приведён демонстрационный вариант диагностической работы.
В демонстрационном варианте представлены примерные типы и форматы заданий диагностической работы для независимой оценки уровня подготовки обучающихся, не исчерпывающие всего многообразия типов и форматов заданий в отдельных вариантах диагностической работы. Демонстрационный вариант в компьютерной форме размещён на сайте МЦКО в разделе «Компьютерные диагностики» http://demo.mcko.ru/test/.
Задания и ответы с демоверсии
1. Прошедшее время юности лирического героя раскрывается через сопоставление со сном, с утренним туманом («Исчезли юные забавы,//Как сон, как утренний туман»). Как называется средство художественной выразительности, основанное на образном сопоставлении предметов или явлений?
Ответ: сравнение
2. Укажите три верных утверждения, раскрывающих содержание стихотворения.
- 1) Стихотворение написано в жанре послания и посвящено современнику, близкому другу поэта, писателю и философу.
- 2) В стихотворении раскрывается патриотическая тема, поэт воспевает идеи свободы и служения Родине.
- 3) Главной темой стихотворения является ностальгия по прошедшему времени, лирический герой грустит по утрате юных игр.
- 4) Стихотворение можно отнести к любовной лирике, потому что лирический герой говорит о томительном ожидании «верного свиданья».
- 5) Стихотворение посвящено вере в светлое будущее России, поэтому его можно отнести к гражданской лирике.
Ответ: 125
3. В приведённом фрагменте стихотворения природные явления вьюга, мгла наделяются свойствами живого существа: «вьюга злилась», «мгла носилась». Как называется подобный приём?
Ответ: олицетворение
4. Укажите три верных утверждения, раскрывающих содержание стихотворения.
- 1) Лирический герой стихотворения А.С. Пушкина радуется чудесному зимнему утру, восторгается морозом и солнцем.
- 2) Лирический герой просит красавицу стать звездой севера и идти навстречу Авроре.
- 3) В стихотворении противопоставляется ясное солнечное утро и вчерашняя непогода, во фрагменте есть описание картины «чудесного» дня и вечерней вьюги.
- 4) Лирический герой погружён в тяжёлые думы, злость и одиночество, он упрекает красавицу в печали.
- 5) В стихотворении ярко раскрывается отношение лирического героя к адресату: «друг прелестный», «пора, красавица, проснись».
Ответ: 135
5. Почему «бродяга был чрезвычайно доволен» подарком, ведь тулуп тут же затрещал по швам? Укажите два верных утверждения.
- 1) Вожатый доволен, что сумел обмануть молодого барина и выпросить у него тулуп и деньги.
- 2) Пугачёв дразнит Савельича и радуется, что сумел обобрать несмышлёного барчонка.
- 3) Бродяга тронут милосердием Гринёва, несмотря на то, что тулуп оказался ему мал.
- 4) Гринёв своим подарком проявил благодарность по отношению к бродяге, которому дорог не тулуп, а человеческое участие.
- 5) Бродяга рад: заячий тулуп можно продать и выручить за него хорошие деньги.
Ответ: 34
6. Установите соответствие между персонажами романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их поступками: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. A) Пётр Гринёв Б) Емельян Пугачёв В) Капитан Миронов.
- 1) назначает Швабрина комендантом Белогорской крепости
- 2) слушает сказку про орла и ворона
- 3) скрывает в своём доме сироту
- 4) обвиняет самозванца в преступлениях и погибает
Ответ: 214
7. К какому фрагменту романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина относится данный рисунок С.В. Герасимова?
- 1) «На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника. Вскоре и он явился. «Нас могут застать, – сказал он мне, – надобно поспешить». Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги».
- 2) «Конечно, – отвечал Швабрин, – вы своею кровью будете отвечать мне за вашу дерзость; но за нами, вероятно, станут присматривать. Несколько дней нам должно будет притворяться. До свидания!» И мы расстались как ни в чем не бывали».
- 3) «На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. «Зачем откладывать? – сказал мне Швабрин, – за нами не смотрят. Сойдём к реке. Там никто нам не помешает».
- 4) «Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова. Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги. Меня опять отвели в тюрьму и с тех пор уже к допросу не требовали».
Ответ: 1
8. Вспомните образы поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Установите соответствие между персонажами и событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. A) Генерал Б) Мцыри В) Монах.
1) мечтает увидеть родину
2) привозит пленного мальчика
3) поражает героя красотой и пением
4) слушает исповедь
Ответ: 214
9. Мцыри рассказывает монаху о «трёх блаженных днях». Выберите верное утверждение, объясняющее это выражение.
- 1) Три дня, проведённые на свободе, герой считает самыми счастливыми.
- 2) Главный герой говорит о печальных и мрачных днях вне стен монастыря.
- 3) Мцыри торжествует над старостью монаха.
- 4) Монах рад за Мцыри, ведь в течение трёх дней у него было время на отдых.
Ответ: 1
10. Что в словах Хлестакова заставило чиновников трястись от страха? Укажите верный ответ, соответствующий содержанию фрагмента.
- 1) Хлестаков говорит правду о себе, чем пугает городничего и чиновников.
- 2) Чиновники затряслись от страха, потому что ложь Хлестакова выдаёт их тайные желания.
- 3) Хлестаков рассказывает о своём высоком положении, что приводит чиновников в трепет.
- 4) Чиновники крайне обеспокоены, что Хлестаков «поскальзывается» и убегает в другую комнату.
Ответ: 3
11. Укажите пять верных утверждений, соответствующих содержанию произведения Н.В. Гоголя «Ревизор».
- 1) Хлестаков в комедии Н.В. Гоголя характеризуется как пустой человек, тряпка, фитюлька.
- 2) Хлестаков вступает в непримиримый конфликт с обществом и обличает чиновников города N.
- 3) В произведении противопоставляются спесь и чванство чиновников честному и скромному чиновнику Хлестакову.
- 4) Городничий мечтает о замужестве своей дочери с Хлестаковым.
- 5) В финале есть немая сцена, которая воплощает идею разоблачения чиновников.
- 6) Эпиграфом комедии является пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
- 7) Анна Андреевна, жена Городничего, провинциальная кокетка, мечтающая жить в столице.
Ответ: 14567
Инструкция по выполнению диагностической работы в компьютерной форме
1. При выполнении работы вы можете воспользоваться черновиком и ручкой.
2. Для заданий с выбором одного правильного ответа отметьте выбранный вариант ответа мышкой. Он будет отмечен знаком «точка». Для подтверждения своего выбора нажмите кнопку «Сохранить ответ».
3. Для заданий с выбором нескольких правильных ответов отметьте все выбранные варианты ответа. Они будут отмечены знаком «галочка». Для подтверждения своего выбора нажмите кнопку «Сохранить ответ».
4. Для заданий с выпадающими списками выберите соответствующую позицию из выпадающего списка. Для подтверждения своего выбора нажмите кнопку «Сохранить ответ».
5. Для заданий на установление соответствия (без выпадающих списков) к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Для подтверждения своего ответа нажмите кнопку «Сохранить ответ».
6. Для заданий на установление верной последовательности переместите элементы в нужном порядке или запишите в поле ответа правильную последовательность номеров элементов. Для подтверждения своего ответа нажмите кнопку «Сохранить ответ».
7. Для заданий, требующих самостоятельной записи краткого ответа (числа, слова, сочетания слов и т. д.), впишите правильный ответ в соответствующую ячейку. Регистр не имеет значения. Писать словосочетания можно слитно или через пробел. Для десятичных дробей возможна запись как с точкой, так и с запятой. Для подтверждения своего ответа нажмите кнопку «Сохранить ответ».
8. Для заданий на перетаскивание переместите мышкой выбранный элемент (слово, изображение) в соответствующее поле. Для подтверждения своего ответа нажмите кнопку «Сохранить ответ».