
Решения заданий и ответы для муниципального этапа ВСОШ по Биологии (7 класс) 2024/25 учебного года для Москвы, проводимого 10 декабря 2024 года на платформе МЭШ/Сириус.
ВсОШ Муниципальный этап по Биологии
Задания 7 класс
1. Чрезмерная освещённость городов вредит не только юным любителям наблюдений за ночным небом, но и животным. Исследователи провели эксперимент, в котором пауков из относительно затемнённых районов города поместили в лабораторные условия и разделили на две группы. Рацион питания и эффективность охоты пауков в эксперименте совпадал с таковыми у пауков на свободе. Вначале на протяжении 12 часов обеим группам имитировали дневное освещение лампами. Затем паукам первой группы выключили все источники света, имитировав тем самым ночь, а пауки второй группы жили с постоянно включённой лампой. В течение 35–50 дней первая группа жила в условиях чередования света и темноты, а вторая – в условиях постоянного освещения. И так до полового созревания, после чего была проведена микротомография, позволяющая с высоким разрешением (до 1 мкм) визуализировать и анализировать внутренние структуры. (Результатом томографии становится цифровая модель внешних и внутренних поверхностей, полостей, включений, различных материалов входящих в состав образца, в соответствии с их рентгеновской проницаемостью в каждой точке объёма). Выяснили, что объём клеток нервной системы изменяется у пауков в течение жизни в ходе адаптации к меняющимся условиям среды.
Какой из возможных результатов мог лечь в основу вывода о вреде постоянного освещения для пауков?
Объём областей мозга, отвечающих за зрение у всех испытуемых пауков, был сравним с объёмом мозга у пауков из естественной среды.
Объём областей мозга, отвечающих за зрение, был меньше у пауков из второй группы, чем у
пауков из первой.
Объём областей мозга, отвечающих за зрение, был меньше у пауков из первой группы, чем у пауков из второй.
У разных групп пауков, участвовавших в эксперименте, показатели объёма мозга были одинаковы.
→ Узнать ответ
2. Учёные провели небольшой эксперимент. Две группы одинаковых ростков сосны поместили в горшки и к одной из них добавили секретный компонент. Через некоторое время учёные измерили прирост, и оказалось, что сосна с добавлением этого компонента стала расти гораздо быстрее. Что могло вызвать ускорение роста сосны?
семена злаков и споры мхов, имитирующие условия естественного обитания сосны
споры фитофторы
грибы-микоризообразователи
гербициды
→ Узнать ответ
3. Биохимики изучали химический состав живой клетки. В результате одного из экспериментов они получили данные, представленные на картинке. Какое значение измеряли учёные?
массовая доля элементов в клетке, запасающей крахмал
соотношение элементов по массе в клетке, испытывающей дефицит в воде
массовая доля элементов в нуклеиновых кислотах
массовая доля элементов в сухом веществе клетки
→ Узнать ответ
4. Каким номером обозначен мейоз на схеме жизненного цикла мухомора?
5. Выберите верное утверждение в отношении хлореллы.
размножается бесполым путём зооспорами
не размножается половым путём
размножается вегетативно делением клетки пополам
размножается половым путём
→ Узнать ответ
6. Синезелёные водоросли, или цианобактерии, имеют в клетках газовые «вакуоли», обеспечивающие им плавучесть и заполненные газом, в составе которого больше всего
азота
сероводорода
кислорода
углекислого газа
→ Узнать ответ
7. В кружке по биологии ребята проходили тему «Плоды». Лиза, несмотря на то что слушала очень внимательно, не до конца поняла разницу между сложными плодами и соплодиями. Чтобы закрепить пройденный материал, она зашла во фруктовую лавку, решив на «живом материале» изучить тему. Что из представленного в лавке нужно купить Лизе? Выберите из предложенных вариантов тот, где на первом месте стоит соплодие, а на втором – сложный плод.
ежевику и инжир
ананас и малину
малину и ежевику
инжир и тутовую ягоду (шелковицу)
→ Узнать ответ
8. Двулистник – это корневищное многолетнее травянистое растение из семейства барбарисовых. Цветок двулистника имеет шесть белых лепестков и шесть тычинок с яркими жёлто-оранжевыми пыльниками. Лепестки обладают способностью становиться прозрачными при намокании (см. изображение). Чем может быть обеспечен такой переход?
Происходит вымывание пигментов из лепестков.
Содержащиеся в лепестках белые соли кальция переходят из твёрдого агрегатного состояния в раствор.
Клетки лепестков набухают, снижается концентрация в их вакуолях белых пигментов (флавонов и флавонолов).
При намокании рыхлых тканей богатого межклетниками мезофилла лепестка влага существенно снижает отражение света.
→ Узнать ответ
9. Перед вами срез бутона. Изучите фотографию и выберите наиболее верную формулу, описывающую строение этого цветка.
∗О3+3+1+1 Т3+3 П1
∗О(3+3) Т6П(3)
∗О(3+3)∗ Т(2)+(2)+(2)+(2)+(2)П1
∗О3+3∗Т3++3 П(3)
→ Узнать ответ
10. Выберите тип листорасположения и жизненную форму, характерные для этого растения.
очерёдное, хамефит
очерёдное, криптофит
супротивное, гемикриптофит
супротивное, фанерофит
→ Узнать ответ
11. На рисунке изображено эволюционное древо стрекающих и их родственников. Рассмотрите рисунок и, применяя ваши биологические знания, выберите НЕверное утверждение.
Система септ характерна для полипов из группы Anthozoa.
Ропалии содержат органы равновесия (статоцисты) и органы зрения (глазки).
У Anthozoa отсутствует жизненная форма медузы.
Предки Anthozoa обладали радиальной симметрией по расположению щупалец.
→ Узнать ответ
12. На картинке представлена схема жизненного цикла классического объекта школьной биологии – печёночного сосальщика (Fasciola hepatica). Из предложенных вариантов выберите стадию жизненного цикла, в которую он НЕ способен активно передвигаться.
церкария
мирацидий
марита (половозрелая особь)
метацеркария
→ Узнать ответ
13. Становление амниот (группы позвоночных, которая включает рептилий, птиц и млекопитающих) связано с постепенным удалением их от постоянного источника воды. В связи с этим амниотам пришлось развивать механизмы экономии воды. Что из перечисленного НЕ является их адаптацией на этом пути?
яйца с плотными оболочками
формирование ороговевающего эпителия на кожных покровах
усовершенствование систем реабсорбции воды в выделительной системе
повышение проницаемости кожи для воды
→ Узнать ответ
14. Около прудов часто можно видеть такую картину: утки кряквы стоят или даже мирно спят, стоя на одной ноге. В чём смысл принятия птицами такой позы?
Это элемент брачного поведения, который демонстрирует готовность особи к размножению.
У уток полушария мозга могут отдыхать по очереди, птица опирается на ногу, которую контролирует бодрствующее полушарие.
Поджатая нога позволяет снизить потери тепла.
Поджатая нога впитывает через кожу меньше осмотической влаги.
→ Узнать ответ
15. Любители орхидей знают, что у этих растений есть особые корни: они сероватого оттенка и очень «не любят», когда их закапывают в землю. Для чего орхидее такие нестандартные корни?
Это осязательные корни, которые помогают орхидее узнавать об опасности.
Это дыхательные корни, поставляющие дополнительные порции газов для реакций фотосинтеза и дыхания.
В процессе жизни эти корни забирают у листьев функцию фотосинтеза.
В природе орхидеи живут на деревьях, и эти корни помогают им улавливать влагу из осадков.
→ Узнать ответ