
Решили задания и ответы по Олимпиаде муниципального этапа ВСОШ по Экологии для 7-8, 9, 10-11 класса 2024/25 для г. Москвы 25.10.2024 на официальном сайте МЭШ school.mos.ru
Задания муниципального этапа по Экологии
Задания 7-8 класс
Задание 1: На графике показана зависимость разных характеристик организма от определённого фактора среды (F). Рассмотрите график и определите правильную последовательность событий, происходящих в популяции организмов при отклонении данного фактора от оптимума.

восстановление размножения, восстановление роста, восстановление выживаемости
прекращение размножения, остановка роста, гибель
восстановление выживаемости, восстановление роста, восстановление размножения
снижение выживаемости, остановка роста, снижение размножения
→ Узнать ответ
Задание 2: Почему у обитателя пустынь – верблюда запасы жира сконцентрированы в горбах, а не равномерно распределены в подкожной клетчатке, как у остальных млекопитающих?

при равномерном распределении жира животному сложнее отдавать тепло
в горбах можно накопить больше жира
горбы защищают животное от перегрева
при накоплении жира в горбах из него проще получать метаболическую воду
→ Узнать ответ
Задание 3: Ротан-головешка – инвазивный вид рыб, широко расселившийся по небольшим водоёмам Европейской России. Его появление здесь привело к резкому падению численности многих местных видов, икрой и молодью которых питается ротан. В водоёмах Приморья, где располагается его естественный ареал, ротан никогда не достигает высокой численности и не наносит существенного урона местным видам рыб. С какими особенностями водоёмов Приморья это может быть связано?

активная ловля ротанов человеком
излишне суровые условия среды
нехватка пищевых ресурсов
наличие хищника, специализирующегося на ловле ротанов
→ Узнать ответ
Задание 4: Для графического представления взаимоотношений между различными уровнями экосистемы строят экологические пирамиды, основанием которых служит уровень продуцентов, а уровни консументов образуют этажи и вершину пирамиды. Выделяют несколько типов пирамид, в которых отражаются разные показатели экосистемы (численность, биомасса или количество энергии). Рассмотрите изображённую на рисунке экологическую пирамиду. Какому типу пирамид она соответствует?

пирамида биомассы
пирамида продукции
пирамида численности
пирамида энергии
→ Узнать ответ
Задание 5: В популяционной экологии соотношение между возрастом и числом особей, доживших до этого возраста, называют кривой выживания. Выберите особенности, характерные для каждого типа кривых выживания.

кривая выживания типа I
кривая выживания типа II
максимальная смертность в начале жизни
характерна для двустворчатых моллюсков
низкая рождаемость и низкая смертность
максимальная смертность в конце жизни
высокая рождаемость и высокая смертность
характерна для крупных млекопитающих
→ Узнать ответ
Задание 6: В большинстве природных популяций проявляется саморегуляция (гомеостаз) – поддержание численности на постоянном уровне. Какие события могут произойти в саморегулирующейся популяции при снижении численности?
рост иммиграции
снижение смертности
снижение рождаемости
рост эмиграции
увеличение смертности
увеличение рождаемости
→ Узнать ответ
Задание 7: Размер кладки (число яиц, откладываемых самкой за один цикл размножения) у птиц существенно варьирует и может составлять от одного до более чем двух десятков яиц. Выберите из списка популяционные характеристики, которые могут быть характерны для птиц с небольшими кладками.

могут откладывать не более одной кладки в год
низкая продолжительность жизни
могут откладывать более одной кладки в течение года
высокая успешность размножения
низкая успешность размножения
высокая продолжительность жизни
→ Узнать ответ
Задание 8: В экологии существует правило, согласно которому два экологически близких вида (занимающих одну и ту же экологическую нишу) не могут совместно существовать – один из них обязательно вытеснит другой. Но в некоторых случаях вытеснение одного вида другим может замедляться или даже полностью останавливаться. Выберите условия, при которых несколько экологически близких видов могут сосуществовать в одном сообществе.

В сообществе есть хищник, поедающий оба вида.
В сообществе нет общего для двух видов хищника.
На сообщество действует небольшая антропогенная нагрузка.
На сообщество не действует антропогенная нагрузка.
У двух видов немного различаются необходимые ресурсы.
У двух видов полностью совпадают все необходимые ресурсы.
→ Узнать ответ
Задание 9: Согласно правилу Линдемана (на каждый последующий трофический уровень переходит не больше 10% энергии) определить, какая биомасса планктонных организмов необходима для того, чтобы в Охотском море вырос и мог обитать один дельфин массой 170 кг (дельфин в цепи четвертый). Ответ запишите числом, в килограммах.
→ Узнать ответ
Задание 10: Для восстановления земель, нарушенных в результате захоронения отходов, проводится рекультивация. Биологический этап рекультивации предполагает обустройство сплошного травяного дернообразующего покрова, выполняющего экологические функции (высаживаются виды кострец, овсяница, райграс). Какую функцию отлично выполняют такие травяные покровы?
обогащения почвы биогенными соединениями, в том числе азотом
закрепления поверхности почвы и предотвращения водной и ветровой эрозии
биологического поглощения и аккумуляции загрязняющих веществ
формирования почвенных условий, благоприятных для разложения отходов редуцентами
→ Узнать ответ
Задания 9 класс
Задание 1: Почему при формировании экологических представлений исследователи, прежде всего, исходили из закономерностей устройства общества? Почему сегодня при формировании путей развития общества всё больше учитываются экологические закономерности?
→ Узнать ответ
Задание 2: Почему элементы экологии преподают в естественно-научных предметах (вопрос 1) и в обществознании (вопрос 2)?
→ Узнать ответ
Задание 3: В настоящее время экологи всё чаще используют понятие «единое здоровье» и обосновывают необходимость его поддержания. Что при этом имеют в виду (вопрос 1) и чем определяется необходимость таких представлений (вопрос 2)?
→ Узнать ответ
Задание 4: Какие механизмы определяют устойчивость организма? В чём состоит роль организма для обеспечения устойчивости вышестоящих уровней организации (популяций и сообществ)?
→ Узнать ответ
Задание 5: Какова роль гомеостаза организма (вопрос 1) и естественного отбора (вопрос 2) для обеспечения выживаемости вида при изменении условий?
→ Узнать ответ
Задание 6: Почему потенциал размножения обычно не реализуется полностью?
Что произойдет при полной реализации потенциала размножения?
→ Узнать ответ
Задание 7: Укажите две причины, за счёт чего могут выживать виды с низким потенциалом размножения.
→ Узнать ответ
Задание 8: Укажите две причины, за счёт чего могут выживать виды с низким потенциалом размножения.
→ Узнать ответ
Задание 9: Укажите две основные причины, почему популяции определённых организмов в разных экосистемах рассматривают как один вид.
→ Узнать ответ
Задание 10: В ходе сукцессии происходит изменение условий обитания и видового состава сообщества. Как соотносятся эти процессы?
→ Узнать ответ
Задания 10-11 класс
Задание 1: Почему при формировании экологических представлений исследователи, прежде всего, исходили из закономерностей устройства общества? Почему сегодня при формировании путей развития общества всё больше учитываются экологические закономерности?
→ Узнать ответ
Задание 2: Почему элементы экологии преподают в естественно-научных предметах (вопрос 1) и в обществознании (вопрос 2)?
→ Узнать ответ
Задание 3: В настоящее время экологи всё чаще используют понятие «единое здоровье» и обосновывают необходимость его поддержания. Что при этом имеют в виду (вопрос 1) и чем определяется необходимость таких представлений (вопрос 2)?
→ Узнать ответ
Задание 4: Какие механизмы определяют устойчивость организма? В чём состоит роль организма для обеспечения устойчивости вышестоящих уровней организации (популяций и сообществ)?
→ Узнать ответ
Задание 5: Какова роль гомеостаза организма (вопрос 1) и естественного отбора (вопрос 2) для обеспечения выживаемости вида при изменении условий?
→ Узнать ответ
Задание 6: Почему потенциал размножения обычно не реализуется полностью? Что произойдет при полной реализации потенциала размножения?
→ Узнать ответ
Задание 7: Укажите две причины, за счёт чего могут выживать виды с низким потенциалом размножения.
→ Узнать ответ
Задание 8: Укажите две основные причины, почему популяции определённых организмов в разных экосистемах рассматривают как один вид.
→ Узнать ответ
Задание 9: Изменение условий обитания во времени и в пространстве ведёт к смене видов. Укажите два пути того, как это может происходить.
→ Узнать ответ
Задание 10: В ходе сукцессии происходит изменение условий обитания и видового состава сообщества. Как соотносятся эти процессы?
→ Узнать ответ