
Официальные задания, решения, ответы олимпиады школьников «Ломоносов» по Истории для учащихся 5, 6, 7, 8 класса. Проходящая с 1 ноября по 8 ноября 2024 года.
Задания олимпиады «Ломоносов» по Истории
5-8 класс
Задание 1. Перед вами отрывок из исторического источника. Внимательно прочитайте его и ответьте на следующие вопросы:
1. Имя какого исторического персонажа пропущено в тексте?
2. Какое событие описывается в отрывке?
3. В каком году произошло приведенное событие?
4. Каковы исторические результаты этого события?
5. Укажите название исторического источника, из которого взят данный отрывок.
«И повелел […] своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к […]: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил […] воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не […], но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал […] дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей. И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли».
→ Узнать ответ
Задание 2. Установите соответствие между историческими личностями и литературными произведениями.
Исторические личности
1 — Иван Фёдоров
2 — А.В. Суворов
3 — митрополит Иларион
4 — Даниил Заточник
5 — Сильвестр
Литературные произведения
А — «Наука побеждать»
Б — «Апостол»
В — «Моление»
Г — «Домострой»
Д — «Слово о законе и благодати»
→ Узнать ответ
Задание 3. Поставьте перечисленные ниже события в правильной хронологической последовательности:
1. Введение Табели о рангах, «Великое посольство», вступление в Северную войну, Указ о единонаследии, роспуск Боярской думы.
2. Холерные бунты, восстания в военных поселениях, восстание Семёновского полка, восстание на Сенатской площади, картофельные бунты.
3. Сражение за Малоярославец, Шевардинское сражение, Смоленское сражение, сражение на Березине, Бородинское сражение.
→ Узнать ответ
Задание 4. Перед Вами герб Российской империи. Рассмотрите внимательно изображение и ответьте на вопросы.
1. При каком правителе использовался такой вариант российского государственного герба?
2. Что именно было включено в рисунок герба, и какие события были этому причиной?

Задание 5.
1. Определите, к какому веку относится данная карта России.
2. Ниже перечислены товары экспорта и импорта внешней торговли, относящиеся к разным периодам истории нашей страны. Определите, какой из них относится к тому же веку, что и карта. Укажите его порядковый номер.


Задание 6. Заполните пропущенные слова в тексте.
1. В правление Ивана Грозного за большинством центральных государственных и дворцовых учреждений закрепляется название […]. Во главе основных ведомств становятся бояре-судьи. Система […] просуществовала до реформы государственного управления Петра I в начале XVIII века, но отдельные […] оставались и после смерти Петра.
2. В апреле 1612 года в Ярославле под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского из представителей сословий всех уездных городов был создан […], который выполнял роль временного правительства в условиях Смуты и опирался на земские власти. Именно […] принял решение об освобождении Москвы от польских захватчиков и избрании нового царя на Земском соборе.
3. В 1711 г. Петр Великий учредил […], который стал высшим органом государственной власти и законодательства Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. С начала XIX века […] осуществлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений. Распущен после Октябрьской революции.
4. В 1718 – 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми. Сформировались […] – органы отраслевого управления. Создание […] завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата.
5. В начале XIX века император Александр I провёл комплекс реформ государственного управления Российской империи. Первый этап реформы пришёлся на 1802 – 1803 годы, в результате чего высшими органами центрального управления стали […].
→ Узнать ответ
Задание 7. Внимательно прочитайте отрывок и выполните задания.
«В силу сложившейся исторической ситуации Александр II оказался как бы реформатором поневоле. Не отсюда ли и проистекал его важнейший политический принцип: реформы не должны привести к дестабилизации общества, а достигаемый ими прогресс – наносить ущерб к положению каких-либо слоев?».
1. Перечислите все произведённые Александром II Великие реформы.
2. Назовите реформу, после проведения которой Александр II получил почетное прозвание «Освободитель», и объясните, почему она не проводилась в Царстве Польском, прибалтийских губерниях и Великом княжестве Финляндском?
3. Какую из Великих реформ можно считать наиболее прогрессивной и последовательной? Почему?
4. Опишите главные исторические последствия Великих реформ (10-12 предложений).
→ Узнать ответ