Отборочный этап олимпиады “Ломоносов” по Истории 7-8 класс 2025/2026 задания и ответы

Разбор заданий: решения, ответы к олимпиаде школьников “Ломоносов” по Истории для учащихся 7-8 класса. Проходящая с 31 октября по 7 ноября 2025 года. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях

Отборочный этап олимпиады «Ломоносов» по Истории 2025-2026

Вопросы для 7-8 класса

Задание 1. Внимательно прочитайте текст и выполните задания.
«Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш […], и что не раскаянием его оное намерение, но милостию божиею ко всему нашему отечеству пресеклось… Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божиею, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе».
1. Укажите название документа, из которого взят данный отрывок.
2. В каком году данный документ был создан?
3. Напишите название периода российской истории, предпосылкой начала которого стало принятие данного документа.
4. Укажите автора документа и впишите пропущенное в тексте имя.
→ Раскрыть ответ

Задание 2. Выполните следующие задания.
1. По какому принципу составлен логический ряд:
уличи, тиверцы, полочане, белые хорваты, волыняне.
2. Укажите лишний элемент в логическом ряду. Свой выбор поясните:
Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву.
3. В логическом ряду нарушена хронология. Восстановите её:
А.Л. Ордин-Нащокин, А.А. Аракчеев, Э.-И. Бирон, И.Ф. Паскевич, А.Ф. Адашев.
→ Раскрыть ответ

Задание 3. В представленных текстах вставьте пропущенные слова (даты, названия, имена).
1. Этот изобретатель создал первый в мире токарный станок в годы царствования российского императора [1]. Изобретателя звали [2].
2. «Устав о [3]» был принят Владимиром Мономахом в [4] году как реакция на восстание, поднятое в городе [5].
3. В [6] году был принят [7] устав, ликвидировавший многие мелкие таможенные пошлины, оставшиеся со времён политической раздробленности. Взамен них была введена единая рублёвая пошлина – по 10 денег с рубля.
→ Раскрыть ответ

Задание 4. Изучите изображение и ответьте на вопросы.

1. Назовите художника, кисти которого принадлежит данная картина.
2. Укажите правителя Российского государства, изображённого на картине.
3. Каково было международное положение России в конце правления данного монарха (дайте ответ в 5-7 предложениях)?
→ Раскрыть ответ

Задание 5. Перед вами три утверждения.
А) Укажите неверное утверждение.
Б) Объясните, почему оно неверно.
В) Дайте правильное утверждение вместо неверного.

1. Должности капитана-исправника в российских городах соответствовала должность городового.
2. Согласно Табели о рангах, уставным обращением к титулярному советнику являлось «ваше благородие».
3. Думные дьяки могли присутствовать на заседаниях Боярской думы.
→ Раскрыть ответ

Задание 6. Прочитайте отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.
«[…] с самых ранних лет был неизменно рядом с отцом, служил ему помощником и поводырем, был посвящен в самые сокровенные тайны московского двора. Бедствия, выпавшие на долю отца, лишили его беззаботного детства. Но они же дали ему раннюю и холодную опытность. Без этой суровой школы […] никогда бы не стал первым Государем… Здесь, в темных тайниках души Слепого — ключ к сложному характеру нашего героя, к его добродетелям и порокам, подвигам и преступлениям. И даже когда он искренне хотел быть милосердным — тень ослепленного отца вставала на его пути, требуя беспощадности к врагам. (Н.С. Борисов)
1. Укажите имя правителя, о котором идёт речь в отрывке? Укажите годы его правления и титул, который он принял в конце своего правления.
2. Приведите примеры «беспощадности» правителя по отношению к врагам, упоминаемые в отрывке. Какие факты позволяют называть его «первым Государем»? (Ответ на оба вопроса необходимо дать в форме эссе из 15-17 предложений).

Жюри олимпиады будет оценивать Вашу работу исходя из следующих критериев:
1) Соответствие работы предложенной теме и полнота ее раскрытия;
2) Соблюдение внутренней логики текста и аргументированность основных положений эссе, самостоятельный характер работы, отсутствие некорректных заимствований (плагиат);
3) Фактические ошибки (их наличие/отсутствие);
4) Знание основных терминов и понятий, связанных с темой эссе, их грамотное использование в работе.
→ Раскрыть ответ

PANDAEXAM
2055

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *