
Разбор заданий: решения, ответы к олимпиаде школьников “Ломоносов” по Обществознанию для учащихся 9-10 класса. Проходящая с 14 ноября по 21 ноября 2025 года. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях
Отборочный этап олимпиады «Ломоносов» по Обществознанию 2025-2026
Вопросы для 9-10 класса
Задание 1. Выберите и отметьте верные суждения.
1. Для разных категорий налогоплательщиков разные категории доходов выступают в качестве целей налогообложения при расчете налога на прибыль организации.
2. Под культурной апроприацией понимается любое использование элементов одной культуры представителями другой.
3. Наука исчерпывает собой всю сферу культуры человечества.
4. «Относись к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе» — так И. Кант формулирует категорический императив.
5. Консенсуальной сделкой считается сделка с момента достижения соглашения сторон по существенным условиям договора.
6. Торговля и промышленность физиократами рассматривалась как бесплодная сфера производства.
7. Все религии основываются на концепции личностного Бога-творца.
8. Налоговый период завершается процессом формирования налоговой ставки.
9. Правовой обычай как форма права не существует в современном мире.
10. Естественное состояние, по Томасу Гоббсу, можно описать как состояние всеобщего мира и порядка, естественный природный закон морали и справедливости, выраженный в равенстве и гармонии людей.
Перечислите номера верных утверждений через запятую. В случае отсутствия ответа поставьте 0
→ Раскрыть ответ
Задание 2. Решите кроссворд. Вопросы кроссворда написаны ниже. Внесите ответы в форму ниже. Сначала укажите номер вопроса, затем ответ на него.
1) Участвующий в опросе
2) Характеристика эмпирического социологического исследования, отражающая соответствие методов, инструментов, способов сбора информации исследуемому объекту
3) Публичная демонстрация
4) Год, показатели цен которого применяются при расчете реального ВВП
5) Счетная палата Российской Федерации осуществляет государственный …
6) Приобретение гражданства Jus soli и Jus sanguinis
7) Философская категория, обозначающая субстрат, субстанцию
8) Посредник в торговле
9) Стадия развития культуры, этап исторического становления человечества наряду с дикостью и варварством
10) «Власть толпы»
→ Раскрыть ответ
Задание 3. Перед Вами цитаты авторов, связанные общей темой, но отражающие различные/противоположные точки зрения. Вам необходимо написать развёрнутый ответ в виде обществоведческого сочинения, который включает в себя:
• обозначение общей проблемы, обсуждаемой в цитатах;
• анализ позиции обоих мыслителей;
• развёрнутую фиксацию собственной позиции;
• раскрытие собственной позиции с использованием аргументации – через примеры: с опорой на размышления о социальной реальности, историческом процессе, истории социально-гуманитарного знания, смежных дисциплин – в зависимости от проблематики высказываний – и на теоретические положения, относящиеся к проблематике, обсуждаемой в высказываниях: определение понятий и другие теоретические аспекты работы с понятийно-категориальным аппаратом.
Просим обратить внимание, что Ваши размышления в виде текста должны
обладать логикой, связностью, опорой на обществоведческие знания и не превышать объёма 9 000 знаков (с пробелами).
Цитаты:
1. «Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтобы наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами».
Фрэнсис Бэкон
2. «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред».
Мишель Монтень
Свой ответ перенесите в форму ниже, а также прикрепите в виде файла.
→ Раскрыть ответ