
Разбор заданий: решения, ответы к олимпиаде школьников “Ломоносов” по Политологии для учащихся 7-8, 9-10, 11 класса. Проходящая с 7 ноября по 14 ноября 2025 года. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях
Отборочный этап олимпиады «Ломоносов» по Политологии 2025-2026
Вопросы для 7-8 класса
Задание 1. Изучите отрывок из художественного произведения и ответьте на вопросы.
Огонь, в волнах неугасимый,
Очаковские стены жрет,
Пред ними росс непобедимый
И в мраз зелены лавры жнет;
Седые бури презирает.
На льды, на рвы, на гром летит,
В водах и в пламе помышляет:
Или умрет, иль победит.
Г.Р. Державин
→ Раскрыть ответ
Задание 1.
Назовите имя и даты правления императора, о котором идет речь в приведенном отрывке.
Задание 2.
Кто был предшественником данного правителя? Назовите имя и даты правления предшественника.
Задание 3.
Охарактеризуйте основные направления внутренней политики правителя из задания 2.
Задание 4.
Раскройте смысл приведенных ниже понятий.
4.1. Земщина.
4.2. Приказы.
4.3. Семибоярщина.
Задание 5.
Изучите представленные ниже изображения и ответьте на вопросы.
5.1. О каком событии идёт речь? Назовите событие, дату, участников и правителя, при котором произошло данное событие.
5.2. Объясните значение данного события.
5.3. Охарактеризуйте культуру Руси в данный исторический период. Приведите три примера культурных достижений.
Напишите ответ.
→ Раскрыть ответ
Вопросы для 9-10 класса
Задание 1. Изучите приведенное изображение и ответьте на вопросы.
Задание 1.
О каком историческом событии идёт речь? Назовите дату. Назовите не менее трёх фамилий непосредственных участников этого события.
Задание 2.
Каково значение данного исторического события?
Задание 3.
Какое слово является лишним в ряду? Свой выбор объясните.
А) Григорий Распутин
Б) Григорий Отрепьев
В) Емельян Пугачёв
Г) Богдан Сутупов
Д) Матвей Верёвкин
Задание 4.
Найдите ошибочные утверждения. Исправьте ошибки.
А) Система коллективной безопасности в Европе – совокупность предложений СССР в 1930-е гг. о заключении пактов о ненападении и мирном улаживании конфликтов в Европе
Б) Ялтинская конференция прошла в период с 28 ноября по 1 декабря 1943 г.
В) Звание Героя Труда было учреждено в 1927 году.
Г) Полоса дипломатического признания СССР пришлась на 1924 год.
Д) С началом реформ Петра I церковь смогла укрепить свой авторитет как актор принятия политических решений.
Задание 5.
Прочтите текст и ответьте на вопросы.
Царства земные имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохе образ правления должен быть соразмерен тому степени гражданского образования, на коем стоит государство. Каждый раз, когда образ правления отстает или предваряет сей степень, он испровергается с большим иль меньшим потрясением.
Сим вообще изъясняются политические превращения, кои и в 16 древние времена и во дни наши прелагали и изменяли порядок правлений.
Сим изъясняются также и те неудачи, коими нередко были сопровождаемы самые благотворные усилия политических перемен, когда образование гражданское не предуготовило еще к ним разум.
Итак, время есть первое начало и источник всех политических обновлений. Никакое правительство, с духом времени не сообразное, против всемощного его действия устоять не может.
5.1. О каком историческом деятеле идёт речь.
5.2. Составьте его политический портрет по следующей схеме:
1) аспекты биографии, повлиявшие на политический путь;
2) социально-политические условия деятельности;
3) политические взгляды;
4) основные действия на политической арене.
Напишите ответ.
→ Раскрыть ответ
Вопросы для 11 класса
Задание 1. 1. Назовите политического деятеля, руководившего нашей страной, с которым связаны приведенные изображения. Назовите даты его руководства. Свой выбор обоснуйте.
2. Назовите 2 знаковых события (явления), связанных с периодом руководства данного политического лидера. Назовите события (явления) и их годы, кратко охарактеризуйте каждое событие (явление) по схеме: причины, содержание, последствия.
3. Назовите политического лидера, принявшего на себя руководство страной после лидера из задания 1. Назовите годы его правления. Опишите кратко, как этот политический лидер пришел к власти.
4. Выделите и кратко охарактеризуйте 3 приоритетных направления внешней политики лидера, имя которого является ответом на задание 3.
5. Опишите социально-политические процессы, происходившие в нашей стране в период правления политического лидера из задания 3.
Напишите ответ.
→ Раскрыть ответ