
Официальные задания, решения, ответы олимпиады школьников «Ломоносов» по Русскому языку для учащихся 11 класса. Проходящая с 15 ноября по 22 ноября 2024 года.
Задания олимпиады «Ломоносов» по Русскому языку
11 класс
Задание 1. В каком из предложений значения глагола и наречия соотносятся не так, как в остальных? Выберите один ответ.
(а) Усталый путник медленно брел по дороге.
(б) Мальчик что-то тихо шепчет.
(в) Окна соседнего дома тускло светились.
(г) Палуба слегка покачивается под ногами.
(д) Во всех предложения значения глагола и наречия соотносятся одинаково.
→ Узнать ответ
Задание 2. Какое (какие) из сочетаний состоит (состоят) из трех слов (неважно, самостоятельных или служебных), причем части речи у всех трех слов – разные? Выберите один или несколько ответов.
(а) Не с кем поговорить;
(б) не видеть никого;
(в) принести домой котенка;
(г) учащиеся нашей школы.
(д) Сочетаний с указанными признаками среди приведенных нет.
→ Узнать ответ
Задание 3. В каком из предложений значение слова «конспект» не такое, как в остальных? Выберите один ответ.
(а) Окруженный учебниками, конспектами первоисточников, не щадя ни сил, ни здоровья, он пробегал в короткие сроки длинную дистанцию заочного обучения (Э. Барсуков).
(б) Д.Б. Эльконин согласился с этим замечанием, и в дальнейшем психологи только готовили конспекты уроков для учителей, а сами вели уроки лишь в исключительных случаях (А. Венгер).
(в) Парыгин помнил, что в школе их тоже заставляли изучать труды великого критика [Белинского] и писать конспекты. Ничего, видно, не изменилось за столько лет (А. Маринина).
(г) Когда через полгода был прочитан и даже законспектирован весь Карамзин, отец Илья, глядя в аккуратные дочкины тетради с конспектами, испугался (М. Кучерская).
(д) Во всех предложениях слово «конспект» употреблено в одном и том же значении.
→ Узнать ответ
Задание 4. Какое (какие) из предложений допускает (допускают) более одной интерпретации, обусловленной значением слова «рука»? Выберите один или несколько ответов.
(а) При малярных работах очень важно держать кисточку в руках правильно.
(б) В некоторых восточных странах есть плов принято руками.
(в) Испугавшись громкого лая, сын схватил меня за руку.
(г) Одно из эффективных упражнений утренней зарядки – вытянуть руки в сторону и поворачивать корпус.
(д) Все предложения допускают только одну интерпретацию.
→ Узнать ответ
Задание 5. О какой паре (каких парах) слов можно точно сказать, что одно (любое) слово в паре является только прилагательным, а другое – только причастием и иные варианты невозможны? Выберите один или несколько ответов.
(а) Несмолкаемый – несмолкающий;
(б) выдаваемый – выдающийся;
(в) внушаемый – внушающий;
(г) любимый – любящий.
(д) Пар с указанной характеристикой среди приведенных нет.
→ Узнать ответ
Задание 6. В какой (каких) из пар между различающимися графически словоформами есть также и морфологические, и лексические различия, но при этом нет фонетических? Выберите один или несколько ответов.
(а) Поджёг – поджог;
(б) компания – кампания;
(в) мал – мял;
(г) приёмник – преемник
(д) Среди приведенных таких пар нет.
→ Узнать ответ
Задание 7. В составе какой из приведенных словоформ количество частей слова (морфем) больше, чем в любой из остальных? Выберите один ответ.
(а) Вскачь;
(б) замерз;
(в) недодать;
(г) надоесть.
(д) Во всех приведенных словоформах количество частей слова (морфем) одинаково.
→ Узнать ответ
Задание 8. В каком (каких) из приведенных слов нет суффикса -ан-? Выберите один или несколько ответов.
(а) Ветеран;
(б) ворованный;
(в) рваный;
(г) кафтан;
(д) Во всех приведенных словах есть суффикс -ан-.
→ Узнать ответ
Задание 9. Предложения какой (каких) из пар могут быть использованы для описания одной и той же ситуации? Выберите один или несколько ответов.
(а) Белье на балконе долго сохнет. – Белье на балконе долго не сохнет.
(б) Раны долго заживают. – Раны долго не заживают.
(в) После стрижки у меня долго растут волосы. – После стрижки у меня долго не растут волосы.
(г) Компот долго остывает. – Компот долго не остывает.
(д) Среди приведенных таких пар нет.
→ Узнать ответ
Задание 10. На какое (какие) из приведенных сочетаний букв могут оканчиваться слова или формы слов только одной части речи? Выберите один или несколько ответов.
(а) -ски;
(б) -ку;
(в) -ав;
(г) -ос.
(д) Среди приведенных таких сочетаний букв нет.
→ Узнать ответ
Задание 11. Какое (какие) из приведенных словосочетаний могут быть поняты двумя способами? Выберите один или несколько ответов.
(а) Новая эмблема фестиваля;
(б) всевозможные знаки уважения;
(в) неофициальные символы города;
(г) золотой значок лауреата.
(д) Среди приведенных словосочетаний нет таких, которые могут быть поняты двумя способами.
→ Узнать ответ
Задание 12. В каком из микротекстов глагол «хотеть» имеет не такое же значение, как в остальных? Выберите один ответ.
(а) Я выбрал три маршрута для путешествий. Поедем куда хочешь.
(б) Я приготовила борщ, салат и котлеты. Ешь что хочешь.
(в) Сегодня у нас тепло. Можешь надеть что хочешь.
(г) Это опасный преступник. Сбежит откуда хочешь.
(д) Во всех микротекстах глагол «хотеть» имеет одно и то же значение.
→ Узнать ответ
Задание 13. В каком (каких) из предложений буквенная запись точно передает произношение? Выберите один или несколько ответов.
(а) Зачем вам жизнь дана была?
(б) Здесь зимой снегу до самых крыш.
(в) Лимон рос в углу спальни.
(г) Иду в дом, куда ты сама звала нас.
(д) Сидит под кустом лиса и ждёт удачи.
→ Узнать ответ
Задание 14. Студенты сформулировали правила, описывающие соотношение между буквой и звуком. Определите, с каким (какими) из перечисленных ниже утверждений преподаватель согласился, предложив дополнить примерами из фразы «Частенько встаю около пяти и прогуливаюсь по аллее: стелется утренний туман, тишина, даже птичьи трели ещё не слышны в этот ранний час». Выберите один или несколько ответов.
(а) Буквы Е, Ё, И, Я всегда обозначают мягкость предшествующего согласного.
(б) Гласная буква, стоящая после разделительного Ь, всегда обозначает два звука, а сам разделительный Ь при этом передает мягкость предшествующего согласного на письме.
(в) В предударных слогах буква Я, стоящая после согласных, всегда обозначает звук, близкий к [а].
(г) Две одинаковые согласные буквы, написанные подряд, всегда обозначают долгий согласный звук.
(д) Буква А может употребляться после буквы, обозначающей мягкий согласный.
→ Узнать ответ
Задание 15. Помните, как вы в детстве играли в слова? Теперь правила изменились, и подбирать следующее слово к предыдущему следует по-другому, ориентируясь не на букву, а на звук: звук предыдущего слова и звук последующего должны обязательно совпадать.
I. Ниже даны 20 слов и, пользуясь новыми правилами, составьте из них цепочку длиной в 10 слов. Если вы все сделаете правильно, то цепочка замкнется в круг: начальный звук первого выбранного вами слова совпадет с конечным звуком последнего слова.
Записывайте слова строчными буквами (транскрипцию делать не надо) и располагайте цепочку вертикально, чтобы слова шли друг за другом в столбик.
Если вы не смогли построить всю цепочку, то в качестве решения запишите ее фрагмент или фрагменты.
Образец цепочки:
кот
торс
сон
намёк
II. Оставшиеся 10 не вошедших в цепочку слов разбейте на две группы. Группа № 1 будет включать слова, которые в принципе невозможно использовать в таких цепочках – ни в данной, ни в какой другой. Группа № 2 будет включать слова, которые можно использовать в каких-то других цепочках подобного типа, но не в этой. Слова в группах располагайте в столбик. Никаких пояснений, объясняющих ваш выбор, давать не нужно.
Автор, борщ, делец, жена, компромисс, ладоши, озноб, пассатижи, пейзаж, плащ, секрет, скрипач, счастливец, тезис, тефтели, тщетность, цирюльник, цыган, школа, этаж.
→ Узнать ответ