
Готовое сочинение на тему: Что такое смирение: проявление слабости или великая сила? к разделу Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека и подразделу «Внутренний мир человека и его личностные качества».
Тема сочинения: Что такое смирение: проявление слабости или великая сила?
Часто, когда речь заходит о смирении, у многих из нас возникает неприятное чувство. В нашем мире, где так ценятся успех, напор и умение себя подать, смирение кажется чем-то вроде капитуляции. Уступить, подчиниться, промолчать — разве это не признак слабого характера? Я и сам долго так думал, пока не стал внимательнее вглядываться в судьбы героев русской литературы. И понял, что всё не так просто. Настоящее смирение, которое там показывают, — это не слабость. Это, пожалуй, самая трудная и самая великая сила, на которую только способен человек.
Возьмем, к примеру, Татьяну Ларину из романа Пушкина. Когда я впервые прочитал финал «Евгения Онегина», её отказ любимому человеку, казавшийся мне тогда непонятным и старомодным, вызвал досаду. «Ну что тебе стоит? Ты же любишь его!» — думал я. Но сейчас я вижу этот поступок иначе. У Татьяны есть всё: сила чувства, смелость первой признаться (что для её эпохи было подвигом). И именно эта сильная девушка произносит: «Но я другому отдана; я буду век ему верна». Это не трусость и не рабская покорность. Это страшный, мучительный выбор в пользу чести и ответственности. Она смиряет свою бурю чувств ради того, чтобы не разрушить жизнь нелюбимого мужа и не предать свои же принципы. Для такого решения нужно гораздо больше внутренней силы, чем для побега «навстречу чувству».
Ещё более яркий пример для меня — Соня Мармеладова у Достоевского. Со стороны её судьба — это история полного поражения и унижения. Но почему же тогда именно она, а не кто-то другой, спасает Раскольникова? Её сила — в удивительном, почти невероятном смирении, которое рождается из бесконечной любви и сострадания. Она не борется с миром, который её растоптал, с кулаками. Она принимает этот удар судьбы, но внутри остаётся чистой, способной любить и прощать. Её смирение — это не пассивность. Это активный, мужественный акт служения и жертвы. Она, как тихий свет, противостоит мрачной теории Раскольникова, и её сила оказывается могущественнее.
Наконец, нельзя не вспомнить героев литературы XX века, прошедших через лагеря. Возьмем Ивана Денисовича Шухова из рассказа Солженицына. Ему ли не бунтовать? Но его мудрость и сила как раз в другом. Он понимает бессмысленность открытого бунта против системы. Его смирение — это стратегия выживания души. Он сосредотачивается не на том, что отняли, а на том, что можно сохранить: на честно сделанной работе, на крупице человеческого уважения, на лишней ложке каши. Это смирение перед неизбежным, которое позволяет ему не превратиться в зверя и не сломаться. Это тоже сила, сила духа, которую нельзя сломить.
Так где же грань? Я думаю, она в свободе выбора. Слабость — это когда человек покоряется, потому что боится, ленится или просто сломлен. Истинная сила смирения рождается тогда, когда у человека есть внутренняя опора — вера, честь, любовь, чувство долга. И он сознательно отказывается от гордого, но разрушительного протеста или бегства, выбирая путь, который кажется ему нравственно верным.
В итоге, русская литература учит меня, что смирение — это не про «опущенные руки». Это про несгибаемую внутреннюю стойкость. Это способность вынести боль, принять то, что нельзя изменить, и при этом не озлобиться, не предать себя и сохранить в сердце способность любить. Научиться такому смирению — это, пожалуй, задача на всю жизнь, и это куда сложнее, чем просто громко заявить о себе. Это тихая, но непоколебимая сила души.