
Готовое сочинение на тему: Каких литературных героев можно назвать «цельными» натурами и в чём их сила? к разделу Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека и подразделу «Внутренний мир человека и его личностные качества».
Тема сочинения: Каких литературных героев можно назвать «цельными» натурами и в чём их сила?
Понятие «цельной натуры» в литературе относится к героям, чьи внутренние убеждения, принципы и поступки находятся в абсолютной гармонии. У таких людей нет разлада между мыслью и действием, их жизненная позиция едина и непротиворечива, что даёт им необыкновенную нравственную силу. Их сила — не в физической мощи или неуязвимости, а в духовной стойкости, способности оставаться верным себе перед лицом любых испытаний. Классическая русская литература даёт нам яркие примеры таких персонажей, чья цельность становится мерилом человеческого достоинства.
Ярчайшим примером цельной натуры является Платон Каратаев из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Этот простой солдат, встреченный Пьером Безуховым в плену, воплощает в себе народную, «роевую» мудрость и гармонию с миром. Его цельность — в полном принятии жизни во всех её проявлениях, в вере в высшую справедливость и в любви ко всему сущему. Он не сопротивляется обстоятельствам, потому что живёт по законам, более глубоким, чем социальные условности или личная выгода. Его сила — в умиротворяющем, почти целительном воздействии на окружающих. Для потерянного Пьера Каратаев становится олицетворением простоты и правды, тем «круглым» и цельным началом, которое помогает ему обрести душевный покой и веру в жизнь. Сила Каратаева — в его неотделимости от общего потока бытия, в отсутствии эгоистического «я», что делает его неуязвимым для экзистенциального страха и отчаяния.
Совершенно иную, активную и действенную цельность мы видим в образе Петра Гринёва из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. Его жизненный принцип, завещанный отцом — «береги честь смолоду», — становится абсолютным законом. Гринёв не колеблется, следуя ему: он отдаёт свой заячий тулуп незнакомцу (будущему Пугачёву), потому что тот помог ему в буране; он отказывается присягать самозванцу, рискуя жизнью; он не называет имя Маши на суде, предпочитая незаслуженную казнь бесчестию. Его цельность — в верности данному слову, долгу и чувству любви. Это не пассивная устойчивость, а активный, ежедневный нравственный выбор. Сила Гринёва — в том, что его прямая и честная позиция вызывает уважение даже у врага (Пугачёва), фактически спасая ему жизнь и спасая честь его невесты. Его характер не «текуч», а кристаллически ясен, что в хаотическом водовороте пугачёвского бунта оказывается самой надёжной опорой.
Однако цельность может быть и трагической, если она сталкивается с миром, где царит беспринципность. Таков герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» — Данко. Его цельная натура целиком определяется идеей самопожертвования ради людей. Не колеблясь, он вырывает своё сердце, чтобы осветить им путь отчаявшемуся племени. Его сила — в предельной, почти сверхчеловеческой преданности избранной цели. Но трагедия в том, что эта цельность, лишённая тени сомнения или личного интереса, непонятна и страшна для тех, кого он спасает.
Таким образом, сила цельных натур заключается в их абсолютной внутренней свободе. Они не зависят от меняющихся обстоятельств, мнения толпы или сиюминутной выгоды. Их стержень — будь то народная мудрость Каратаева, дворянская честь Гринёва или героический альтруизм Данко — позволяет им не просто выживать, а сохранять человеческое достоинство в любых условиях. Они могут проигрывать в житейской борьбе, но они никогда не терпят нравственного поражения, оставаясь для читателя вечными ориентирами духовной крепости и цельности.