
Готовое сочинение на тему: Может ли совесть наказать сильнее, чем суд? к разделу Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека и подразделу «Внутренний мир человека и его личностные качества».
Тема сочинения: Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
→ Купить индивидуальные сочинения
Да, совесть может наказать человека несравнимо сильнее и беспощаднее любого, даже самого строгого, человеческого суда. Внешний суд руководствуется буквой закона, выносит приговор и определяет конкретное наказание, после которого, как считается, вина искуплена. Суд же внутренний, суд совести, не знает ни сроков, ни протоколов. Он действует непрерывно, мучая душу воспоминаниями, сомнениями и чувством непоправимой вины, от которого невозможно скрыться даже от самого себя. Литература дает нам немало примеров таких страшных, невыносимых приговоров, вынесенных собственной душой.
Классическим примером такого наказания является судьба Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Юридическое наказание — каторга — становится для него почти облегчением, финальным актом давно начавшейся драмы. Истинное же наказание начинается в момент самого преступления и длится все дни до признания. Его совесть казнит его куда изощреннее любого следователя: она посылает ему лихорадку и бред, отвращение к себе и к миру, мучительную изоляцию даже среди близких. Он сам себе и палач, и жертва. Теория о «праве сильной личности» разбивается не о доводы Порфирия Петровича, а о невыносимые терзания его собственной души. Это наказание совести сильнее потому, что оно атакует саму основу человеческого «я», лишая покоя, смысла и душевного здоровья.
Другой трагический пример — судьба героя поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» Евгения. После наводнения, потеряв невесту и рассудок, он бросает страшный, хоть и бессильный, вызов памятнику Петру I — символу безжалостной государственной мощи. Но его главным судьей становится не власть (которая его, сумасшедшего, даже не замечает), а его собственная разрушенная психика, его совесть, возможно, костящая себя за собственную малость и неспособность защитить любимую. Его гибель от безумия и отчаяния — следствие внутреннего краха, который куда страшнее официального наказания за «бунт».
Таким образом, сила наказания совести — в его абсолютной неустранимости. От государственного суда можно скрыться, приговор можно обжаловать, срок — отбыть. От суда собственной совести убежать невозможно, ибо некуда: ты всегда наедине с собой. Это наказание, лишающее сна, радости, самого права на спокойное существование. Оно способно сломить и уничтожить личность изнутри, что гораздо страшнее любой тюрьмы. Как писал Шекспир: «Совесть делает нас всех трусами». Но она же делает нас и страдающими, мыслящими людьми, для которых моральный закон внутри важнее внешнего.