
Тренировочные варианты № 4 в формате ЕГЭ 2025 по Биологии для 11 класса. На сайте представлены тестовые задания с ответами и подробными решениями, которые помогут эффективно подготовиться к экзамену. Удобные материалы для отработки знаний и успешной сдачи ЕГЭ по биологии.
Тренировочные варианты ЕГЭ 2025 по Биологии для 11 класса: подготовка к экзамену
→ Скачать тренировочный вариант № 4
→ Скачать ответы на тренировочный вариант № 4
Пробник ЕГЭ 2025 по Биологии 11 класс — 4 вариант
Инструкция по выполнению работы
Тренировочная работа по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задания с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение тренировочной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Ответом к заданиям части 1 (1–21) является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Задания части 2 (23–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). На чистом листе укажите номер задания и запишите его полное решение. Все записи следует делать яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Вариант сгенерирован единой системой универсального образования на PNDEXAM.RU и соответствует последним изменениям ЕГЭ на текущий учебный год.
Разбор пробника ЕГЭ по Биологии 11 класс от 16.03.2025
Задание 1. Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком
Правильный ответ: цитология 
Задание 2. Экспериментатор в течение долгого времени прокаливал кость. Как изменились количество солей кальция и гибкость (упругость) кости?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилось
2) уменьшилось
3) не изменилось
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Правильный ответ: 32 
Задание 3. В соматической клетке лягушки квакши содержится 24 хромосомы. Сколько хромосом содержит яйцеклетка лягушки квакши? В ответе запишите только количество хромосом.
Правильный ответ: 12 
Задание 4. Определите соотношение фенотипов в потомстве от скрещивания двух гетерозиготных растений при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Правильный ответ: 31 
Рассмотрите рисунки и выполните задания 5, 6.

Задание 5. Каким номером на схеме обозначен периферический мембранный белок?
Правильный ответ: 6 
Задание 6. Установите соответствие между характеристиками и структурами клеточной мембраны, обозначенными на схеме выше цифрами 1, 2 и 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) трансмембранный белок
Б) служит барьерным элементом
В) является компонентом гликокаликса
Г) состоит из моносахаридов
Д) состоит из молекул фосфолипидов
Е) служит для транспорта ионов
СТРУКТУРА КЛЕТОЧНОЙ МЕМБРАНЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Правильный ответ: 312213 
Задание 7. Все приведённые ниже методы, кроме трёх, можно использовать для выращивания бессемянных плодов апельсина. Определите три метода, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) выращивание полиплоидов
2) выращивание из каллусной ткани
3) создание гетерозисных сортов
4) искусственный мутагенез с последующей гибридизацией растений
5) прививка мутагенных черенков в крону немутантных растений
6) испытание родителей по потомству
Правильный ответ: 136 
Задание 8. Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) перекачивание протонов водорода через мембрану тилакоида
2) восстановление углерода водородом
3) возбуждение молекул хлорофилла
4) восстановление НАДФ ∙ Н+Н+
5) фиксация углекислого газа
6) синтез глюкозы
Правильный ответ: 314526 
Рассмотрите рисунки и выполните задания 9, 10.

Задание 9. Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, которая обитает в теле промежуточного хозяина?
Правильный ответ: 4 
Задание 10. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Ползают по земле, разнося яйца
Б) Обитает в тонком кишечнике
В) Попадают извне в крупный рогатый скот
Г) Взрослая стадия паразита
Д) Являются частью взрослого паразита
Е) Обладает присосками
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПАРАЗИТА
1) 1
2) 2
3) 3
Правильный ответ: 213121 
Задание 11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался скелет, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны

1) двойное дыхание
2) теплокровность
3) всё тело покрыто роговыми чешуями
4) развитие с метаморфозом
5) отсутствие мочевого пузыря
6) прямохождение
Правильный ответ: 125 
Задание 12. Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Насекомоядные
2) Млекопитающие
3) Евразийские ежи
4) Обыкновенный ёж
5) Ежовые
6) Хордовые
Правильный ответ: 435126 
Рассмотрите рисунки и выполните задания 13, 14.

Задание 13. Какой цифрой на рисунке обозначен клапан легочной артерии?
Правильный ответ: 4
Задание 14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Собирается кровь из полых вен
Б) При сокращении кровь попадает в аорту
В) Поступает кровь из правого предсердия
Г) При сокращении кровь попадает в лёгочные артерии
Д) При сокращении кровь попадает в правый желудочек
Е) Находится артериальная кровь
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Правильный ответ: 132213 
Задание 15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. У млекопитающих в правое предсердие поступает кровь
1) из лёгочной артерии
2) по большому кругу кровообращения
3) насыщенная кислородом
4) венозная
5) из правого желудочка
6) по венам
Правильный ответ: 246 
Задание 16. Установите последовательность процессов, происходящих при вдохе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) передача нервного импульса к мышцам
2) повышение концентрации CO2 в крови
3) возбуждение дыхательного центра
4) увеличение объёма грудной клетки
5) сокращение диафрагмы
Правильный ответ: 23154 
Задание 17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания палеонтологического метода изучения эволюции.
(1)В настоящее время для изучения эволюционного развития той или иной группы организмов используется комплекс методов. (2)Изучение растительного и животного мира некоторых океанических островов позволило установить эндемичные виды. (3)Фауна и флора островов оказывается тем более своеобразной, чем глубже и дольше эти острова были изолированы от основной суши. (4)Поиски и детальные описания форм организмов, сочетающих признаки более древних и молодых групп, служат важными методами восстановления филогенеза. (5)Также ход филогенеза можно проследить, используя ряды ископаемых форм, генеалогически связанных друг с другом. (6)Восстановление филогенетических рядов и обнаружение последовательности ископаемых форм позволили установить ход эволюционного процесса для лошадей, слонов, носорогов и некоторых моллюсков.
Правильный ответ: 456 
Задание 18. Укажите признаки, характерные для экосистемы пашни. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Солнце – единственный источник энергии
2) высокое видовое разнообразие
3) действует искусственный отбор
4) короткие цепи питания
5) неустойчивая система
6) замкнутый круговорот веществ
Правильный ответ: 345
Задание 19. Установите соответствие между примерами обитателей экосистем и функциональными группами, к которым их относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) инфузория-туфелька
Б) морская звезда
В) ламинария (морская капуста)
Г) бактерии гниения
Д) аспергилл
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
Правильный ответ: 22133 
Задание 20. Рассмотрите рисунок с изображением ткани человека и укажите название, характеристику и пример этого типа ткани. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятие, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

Список терминов:
1) вытянутые клетки, способные к сокращению
2) большое количество межклеточного вещества
3) нейроглия
4) хрящевая
5) гладкая мышечная
6) соединительная
7) мышечная
8) эпителиальная
Правильный ответ: 624 
Задание 21. Проанализируйте таблицу «Классы химических компонентов жидкого дыма, произведённого из кокосовой скорлупы»

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Самый разнообразный класс веществ среди обнаруженных – производные гваякола.
2) В жидком дыме содержится опасная концентрация производных фенола.
3) Разновидности сирингола и алкилариловых эфиров наиболее трудны в определении.
4) Чуть более 8 % состава жидкого дыма определить не удалось.
5) Концентрация кетонов в 2,1 % безопасна для потребителя продукта.
Правильный ответ: 14