Школьный этап по Экологии 7-8 класс 2022-2023 учебный год. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы школьного этапа 2022-2023 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по Экологии. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 7-8 классов из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.

1.Засоление почв происходит из-за

осушения болот
переуплотнения почв
избыточного внесения минеральных удобрении
избыточного орошения засушливых территорий
применения пестицидов

2.Надземные побеги этого растения многолетние. Почки возобновления находятся на побегах. Их высота обычно не превышает высоты снежного покрова.

это описание кустарничка
это описание многолетнего травянистого растения
это описание кустарника
это описание однолетнего травянистого растения

3.Неравномерное откладывание жировых запасов в организме пустынных животных (у верблюдов, толстохвостых гекконов, толстохвостых тушканчиков) и некоторых народов аридных областей (в ягодицах бушменов и готтентотов) является приспособлением для

возможности получения метаболической воды при разложении жира
эффективной теплоотдачи
хранения воды
запасания питательных веществ

4.Ребята из кружка юных натуралистов обнаружили, что берёзы на зарастающем поле гораздо чаще прорастают под кронами ивы козьей, чем на открытом месте. С чем это может быть связано?

Под кронами ивы козьей хуже развит травянистый покров и дернина.
Берёза не любит хорошей освещённости и перепадов температур.
Семена берёзы распространяются птицами, которые делают запасы в коре ивы козьей.
На корнях ивы козьей развивается микориза, необходимая берёзе для развития.

5.В неком местообитании упала численность куницы при одновременном росте численности чёрного хоря. Чем можно объяснить оба этих явления?

конкурентным вытеснением куницы хорём
эпизоотией чумы плотоядных
падением численности белки
фрагментацией лесного сообщества

6.Какие почвенные организмы участвуют в почвообразовании, перерабатывая растительный опад?

водоросли
почвенные многоножки
дождевые черви
землеройки
почвенные нематоды

почвенные клещи

7.Для оценки благополучия какой-либо локальной экосистемы традиционно обращают внимание на состояние популяций наиболее значимых для этого сообщества видов или организмов, находящихся на вершине пищевых пирамид.
Какие примеры лучше выбрать для описания состояния лесных сообществ в Тверской области:

бурый медведь
европейская ель
сосна обыкновенная
пятнистый олень

8.Предложите способы увеличения биоразнообразия водоёмов в городе.

установка габионов по берегам водоёмов
реинтродукция земноводных в водоёмы после укрепления берегов габионами
восстановление или сохранение естественной околоводной растительности хотя бы на ограниченном участке берега
установка искусственных гнездовий
сохранение в естественном состоянии речных долин, соединяющих городские водоёмы с пригородными территориями
сооружение искусственных островов

9.Шишковая огнёвка повреждает шишки разных хвойных пород деревьев и их молодые побеги. После рождения гусеницы вгрызаются в шишки и развиваются там. Часто их можно встретить внутри молодых побегов елей и сосен, где они протачивают ходы. К каким последствиям может привезти вспышка численности шишковой огнёвки на данном участке елового леса?

Шишка, повреждённая шишковой огнёвкой

уменьшение успешности размножения всех видов дятлов
клесты не будут гнездиться в данном месте
снижение конкуренции между проростками ели и сосны
уменьшение численности белок в районе
падение численности популяции клестов
уменьшение годового прироста хвойных деревьев

10.К приспособлениям, позволяющим экономить воду, относятся следующие

восковой налёт на плодах сливы
ороговевшая кожа жаб
крышечки на дыхательных отверстиях некоторых насекомых
роговые крышечки или перья, прикрывающие ноздри глухарей, тетеревов, куропаток, рябчиков

11.Выберите все характеристики, относящиеся к рудеральным растениям.

обладают медленным ростом
образуют семена-крылатки
обладают быстрым ростом
мелкие семена
производят много семян
семена с большим запасом питательных веществ

12.Осушение болот, строительство оросительных систем, борьба с оврагами, закрепление сыпучих песков, повышение плодородия почвы и т. п. – это все виды

13.Мелкие органические частицы, остатки разложившихся растений, животных, вместе с содержащимися в них бактериями называются 

14.Синица лазоревка устроила гнездо внутри щели фонарного столба. Это и подобные явления происходят в результате

15.Установите соответствие между видом насекомого и типом питания.

шелкопряды, саранчи, палочники
тараканы, кузнечики, сверчки
жужелицы, богомолы, жуки-плавунцы
тли, червецы
хищные
сокососы
всеядные
травоядные

16.К какому типу хозяйства относятся некоторые отрасли человеческой деятельности?

земледелие
скотоводство
собирательство
рыболовство
охота
присваивающее хозяйство
производящее хозяйство

17.Установите соответствие между видом энергии и типом ресурса, используемого при выработке энергии.

геотермальная
энергия ископаемого горючего топлива
энергия приливов и отливов
энергия биотоплива
исчерпаемый возобновляемый
исчерпаемый невозобновляемый
неисчерпаемый

18.Какие особенности структуры растительности и почвы свойственны для ненарушенного человеком лесного сообщества, а какие – для сообщества вторичного, нарушенного?

древесных видов мало, в основном быстрорастущие (берёза, осина и др.)

кроны деревьев сомкнуты, деревья одного возраста

деревья разного возраста

высокое разнообразие травянистой растительности

верхний слой почвы поврежден огнём

разнообразие древесных пород (дуб, вяз, ясень, клён)

ненарушенное лесное сообщество

нарушенное лесное сообщество

19.Если во дворе приусадебного участка перестали убирать опавшие листья и другой опад, то в почве начинают происходить следующие процессы и события. Установите их правильную последовательность.

увеличивается плодородие почвы

увеличивается влагоёмкость почвы

увеличивается число дождевых червей и других почвенных животных

накапливается опад

увеличивается рыхлость почвы

20.Перечисленные ниже животные входят в различные цепи питания пресного водоёма. Буквами в блоках обозначены трофические уровни. Установите все возможные соответствия между организмами и занимаемыми ими трофическими уровнями.

А

Б

В

карась

лысуха (основной рацион)

цапля серая

водные растения

личинки комаров

водоросли

окунь

болотный лунь

личинки стрекоз

головастики

21.К локальным экологическим проблемам относят выбросы вулканов, закисление водоёмов, загрязнение, загрязнение Мирового океана.

22.К неисчерпаемым ресурсам относят геотермальную энергию.

23.Болота, как и лес, поглощают углекислый газ и выделяют в большом количестве кислород.

24.Люминесцентные лампочки, батарейки не нуждаются в специальной утилизации, их можно выкидывать с обычным мусором.

25.Среда обитания – это все, что окружает организм.

26.Организм, который потребляет животную пищу – это только зоофаг.

27.Парниковый эффект – это повышение средней температуры поверхности Земли вследствие задержки парниковыми газами в атмосфере ультрафиолетового излучения.

28.Эрозию почвы можно предотвратить с помощью посева на склонах однолетних трав.

29.Круговорот веществ – это непрерывный, относительно замкнутый, неравномерный процесс перераспределения вещества и энергии в экосистеме.

30.Древесные насаждения в городе не только снижают количество загрязняющих веществ, но и способствуют снижению уровня «шумового загрязнения».

31.Памятники природы не относятся к категории особо охраняемых природных территорий.

32.В почву попадает большое количество растительных останков, поэтому в ней высока численность сапрофагов.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM