Школьный этап по Экологии 9 класс 2022-2023 учебный год. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы школьного этапа 2022-2023 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по Экологии. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 9 классов из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.

1.Кто и когда ввёл термин «экосистема»?

В. Сукачёв в 1942 году

А. Тенсли в 1935 году

Ю. Одум в 1955 году

Ч. Элтон в 1927 году

2.К какой экологической группе растений относятся суккуленты и склерофиты?

гидрофиты

гидатофиты

мезофиты

гигрофиты

сциофиты

ксерофиты

3.Кислотные осадки – это все виды метеорологических осадков (дождь, снег и др.), который имеет рН

около 8

около 7

меньше 5,5

больше 10

4.Как называется необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов?

экологическим кризисом

экологическим следом

экологической катастрофой

экологическим императивом

5.Что из перечисленного относят к исчерпаемым, потенциально возобновимым ресурсам?

почвенные ресурсы

силу падающей воды

солнечную энергию

фосфориты

6.Как называется специальная книга, в которую входят ежегодные научные исследования, проводимые в заповеднике, отражающая состояние и динамику наблюдаемых природных процессов и явлений?

Красная книга

Зелёная книга

Календарь природы

Летопись природы

7.Какое загрязняющее вещество приводит к обострению респираторных заболеваний?

оксиды серы

ртуть

свинец

угарный газ

двуокись углерода

кадмий

8.В тропических районах заболевания населения, в основном, связаны с факторами

химическими

физическими

биологическими

геологическими

9.Какие организмы не смогут выжить в богатой кислородом среде?

анаэробные бактерии

анаэробные грибы (хитридиомицеты рубца коров)

высшие растения

подземные нематоды

простейшие

мхи

10.Выберите схожие характеристики почвенной и водной среды.

с глубиной увеличивается концентрация сероводорода

«стабильная» среда обитания

с глубиной снижается концентрация метана

с глубиной происходит сглаживание температуры

11.Выберите природные источники поступления метана в атмосферу.

вулканы

утечки при добыче природного газа

химическая промышленность

водно-болотные угодья

12.Источниками биотоплива в настоящее время являются

кофе

редис

дрова

рапс

свёкла

водоросли

13.Для хорошей рыбалки имеет важное значение температура воды в водоёме. Различные виды рыб проявляют кормовую активность при определённой температуре, поэтому отправляясь на рыбалку обязательно нужно знать температурный режим рыбы, которую планируете ловить. Проанализируйте таблицу и выберите два правильных утверждения из перечисленных ниже.

РыбыТемпература воды, °С начала кормленияТемпература воды, °С интенсивного кормленияТемпература воды, °С окончания кормления
Налим13 – 712
Форель210 – 1218
Окунь412 – 1521
Щука413 – 1623
Плотва415 – 1825
Лещ515 – 1823
Елец71422
Линь102030
Сазан102030

При температуре воды ниже 23 °С лещ и плотва прекращают кормиться.

Окончание максимальной активности форели приходится на 18 °С.

Начало максимальной кормовой активности щуки приходится на 4 °С.

При температуре воды ниже 10 °С линь и сазан прекращают кормиться.

Самой холодоустойчивой, с точки зрения активности, рыбой является налим.

Максимальная кормовая активность щуки приходится на 4 °С.

14.На графике указана зависимость двигательной активности (ось ординат – число сокращений колокола медузы в минуту) сцифомедузы Аурелия из северных (сплошная линия) и южных (пунктирная линия) популяций в зависимости от температуры воды. При какой температуре смогут выжить особи из обеих популяций? Выберите два правильных ответа.

7 °С

32 °С

12 °С

25 °С

5 °С

27 °С

15.К рациональному природопользованию относят следующее

поддержание ресурса (ресурсной базы)

захоронение отходов, организация свалок

затраты на реабилитацию территории, акватории

система управления ресурсами

изучение, оценка, прогноз будущей деятельности

извлечение ресурсов любыми способами

16.Лекарственные растения не рекомендуется собирать в черте города, потому что

без растений не будет эстетического эффекта

они необходимы для насекомых опылителей

могут накапливать кадмий

можно ошибиться и собрать ядовитые растения

могут накапливать свинец

лекарственные травы играют важную роль в городской экосистеме

17.В каких приборах встречается ртуть и после эксплуатации требуется специальная утилизация?

светодиодная лампа

жидкостный барометр

лампа накаливания

эритермная лампа (ультрафиолетовая)

филаментная лампа

компактная люминесцентная лампа

18.Выберите животных и растения, которые обладают схожими адаптивными принципами по отношению к потреблению воды или влаги.

лошадь

кактус

жаба

эвкалипт

крокодил

алое

осока

19.Как называется последовательная, естественная и закономерная смена одной группировки видов на другую на определённой территории в течение времени? 

20.Важной составляющей науки экологии человека является наука , которая занимается сбором данных, описанием и анализом изменений численности, состава, воспроизводства населения.
Ответ запишите одним словом. Ответы с ошибками и описками не оцениваются.

21.Как называются организмы, преобладающие в фитоценозе? 

22.Положение вида в пространстве, его функциональная роль и положение относительно абиотических факторов существования называют экологической 

23.Рождаемость – это число особей, проявившихся за единицу времени в результате

24. это диапазон значений фактора, в котором организм может существовать.

25.Рассмотрите схему и соотнесите цифры и понятия.

1

2

3

4

консументы

минеральные вещества

редуценты

продуценты

26.Установите соответствие между экологическими терминами и описаниями.

Биологический оптимум

Биотические факторы

Среда обитания

Конкуренция

Наиболее благоприятная для организма интенсивность действия фактора.

Живые организмы, взаимодействующие и влияющие друг на друга.

Все компоненты живой и неживой природы, образующие устойчивую систему, в которой существуют организмы.

Форма взаимоотношений между организмами, использующими  один и тот же ограниченный ресурс.

27.Установите соответствие между экологическими терминами и описаниями.

Биоценоз

Агроценоз

Популяция

Сукцессия

Искусственно созданные человеком биоценозы, занятые посевами или посадками культурных растений.

Совокупность всех организмов, населяющих определённую территорию и взаимосвязанных между собой.

Постепенное и направленное изменение сообщества.

Группа особей одного вида, находящихся во взаимодействии между собой и совместно населяющих общую территорию.

28.Разрушение озонового слоя происходит под действием фреонов (ХФУ).

верно

неверно

29.Болота являются хранилищем углеводородов.

верно

неверно

30.В.И. Вернадский относил ил и почву к биокосному веществу.

верно

неверно

31.Правило 3R означает осознанное потребление, переработку и превращение в компост.

верно

неверно

32.Экологическая изоляция – это разрыв единого ареала вида на не сообщающиеся между собой части.

верно

неверно

33.Колебания численности популяций, называются популяционными волнами.

верно

неверно

34.Параметры среды, которые воздействуют на организм, называются экологическими факторами.

верно

неверно

35.Конкуренция между видами есть лишь тогда, когда общий ресурс неограничен.

верно

неверно

36.Сообщество организмов и неживые компоненты окружающей среды составляют единое целое.

верно

неверно

37.Отрицательное воздействие животных на растения иногда может быть небольшим даже при сильном их потреблении.

верно

неверно

38.В саваннах во время сухого сезона копытные поедают имеющиеся в изобилии сухие растения, но при этом получают мало белков и часто страдают от нарушения белкового баланса.

верно

неверно

39.Бытовые приборы, оргтехнику необходимо утилизировать, потому что в них могут содержаться тяжёлые металлы.

верно

неверно

40.Шумовая болезнь – это неприятные ощущения, головокружение, которые проходят достаточно быстро, если происходит снижение шумового эффекта.

верно

неверно

41.При попадании азотно-фосфорных удобрений может происходить эвтрофикация водоёма.

верно

неверно

42.

Проблема радонового загрязнения фиксируется только в нашей стране, на определённых сейсмически-активных территориях.

верно

неверно

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM