Школьный этап по Обществознанию 5 класс 2022-2023 учебный год. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы школьного этапа 2022-2023 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по Обществознанию. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 5 классов из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.

1.В социальных науках отмечают, что в человеке сочетаются как биологические, так и социальные элементы. Разделите приведённые ниже ситуации на те, в которых проявляется в первую очередь социальная сущность человека, и на те, в которых проявляется в первую очередь его биологическая (природная) сущность.
Проголодавшиеся Витя и Маша с удовольствием съели манную кашу.
Алексей помогает бабушке поливать огород.
После того, как весной случился лесной пожар, Миша стал бояться огня.
Марина ухаживает за найденным котёнком.
Маша накрывает на стол.
На свой день рождения Егор пригласил друзей в парк аттракционов.
Сон мамы становится более чутким после рождения ребёнка.
Подарив Даниилу и Егору самокаты, папа рассказал им о ПДД.
Мите исполнилось 12 лет.
Лиза записалась в вокальную студию.
Социальная сущность человека
Биологическая сущность человека

2.Рассмотрите изображения, на которых показаны три вида деятельности человека. Определите эти виды деятельности и разделите изображения соответственно на три равные группы.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М

Группа I
Группа II

3.Ознакомьтесь с инфографикой и выберите суждения, которые можно сделать на основании представленной информации.

Люди в возрасте от 18 до 45 в меньшей степени, чем население в целом, любят сюрпризы.

По собственным ощущениям, люди старше 60 лет удивляются чаще, чем население в целом.

В инфографике представлены результаты исключительно по совершеннолетним категориям населения.

Больше трети мужчин не любит сюрпризы.

Больше половины опрошенных во всех категориях населения любит сюрпризы.

Количество участников опроса, которые, по собственным ощущениям, удивляются часто и практически никогда не удивляются, в совокупности составляет более одной трети всех опрошенных.

4.В экономике выделяют различные отрасли производства товаров и услуг. Прочитайте приведённые отрывки и подберите из предложенного списка к каждому отрывку название отрасли, которую он иллюстрирует.

Открыть текст в отдельном окне

I. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, — вытянули репку!

Торговля 
Образование 
Сельское хозяйство
Транспорт
Культура 
Пищевое производство

II. Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете.

Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.

Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.

Торговля
Образование
Сельское хозяйство
Транспорт
Культура
Пищевое производство

III. Мы с мамой и Вовкой были в гостях у тёти Оли в Москве. В первый же день мама и тётя ушли в магазин, а нас с Вовкой оставили дома. Дали нам старый альбом с фотографиями, чтоб мы рассматривали. Ну, мы рассматривали, рассматривали, пока нам это не надоело.
Вовка сказал:
— Мы так и Москву не увидим, если будем целый день дома сидеть!
Стали в окно глядеть. Напротив — станция метро.
Я говорю:
— Пойдём на метро покатаемся.
Пришли мы на станцию, спустились по лестнице и поехали под землёй.
Сначала показалось страшно, а потом ничего, интересно. Проехали две остановки, вылезли.
«Осмотрим, — думаем, — станцию — и назад».
Стали осматривать станцию, а там лестница движется. Люди по ней вверх и вниз едут. Стали и мы кататься: вверх и вниз, вверх и вниз… Ходить совсем не надо, лестница сама возит.
Накатались по лестнице, сели на поезд и поехали обратно. Слезли через две остановки, смотрим — не наша станция!
— Наверно, мы не в ту сторону поехали, — говорит Вовка.
Сели мы на другой поезд, поехали в обратную сторону. Приезжаем — опять не наша станция! Тут мы испугались…
Стали мы ездить по станциям. Ездили, ездили, даже голова закружилась.

Торговля
Образование
Сельское хозяйство
Транспорт
Культура
Пищевое производство

IV. Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует.
– Читай. Наизусть!
– Что? – сказал я.
– Стихи, конечно! – сказала она.
– Ага, понял. Стихи, значит, читать? – сказал я. – Это можно. – И громко начал: – Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.
– Ну! – сказала Раиса Ивановна.
– Что? – сказал я.
– Читай сейчас же! – закричала бедная Раиса Ивановна. – Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!
Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперёд и продекламировал:
– Мужичонка!
Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку ещё внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щёлкал его по ногтю.
И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал:
– С ноготком!
И повторил всё вместе:
– Мужичонка с ноготком!
Все засмеялись. Раиса Ивановна сказала:
– Довольно, Кораблёв!.. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. – Потом она добавила: – Ну, а как насчёт кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?

Торговля
Образование
Сельское хозяйство
Транспорт
Культура
Пищевое производство

V. Здесь, несмотря на поздний час и даже несмотря на общую тревогу, кипела работа. Весь штат кондитеров и хитрых мальчишек в белых колпаках суетился вовсю: они готовили какой-то особенный компот к завтрашнему обеду в честь возвращения куклы наследника Тутти. На этот раз торт уже решено было не делать, из опасения, чтобы ещё какой-нибудь летающий гость не погубил и французский крем, и удивительного качества цукаты.
Посередине стоял чан. В нём кипятилась вода. Белый пар заволок всё. Под этим покровом поварята блаженствовали: они нарезали для компота фрукты.
Итак… Но тут, сквозь пар и суматоху, кухонные мастера увидели страшную картину.
За окном качнулись ветви, зашумели листья, точно перед бурей, и на подоконнике появились двое: рыжеволосый гигант и девочка.
– Руки вверх! – сказал Просперо. В каждой руке он держал по пистолету.
– Ни с места! – звонко сказала Суок, поднимая свой пистолет.

Торговля
Образование
Сельское хозяйство
Транспорт
Культура
Пищевое производство

VI. Фее и её служанке пришлось раз двадцать спуститься и подняться по лестнице, чтобы наполнить новыми игрушками шкафы и витрины.
Уже во время третьего рейса Тереза устала.
А Фея, казалось, никогда не устаёт. Несмотря на свой преклонный возраст, она прыгала по ступенькам, словно танцуя, как будто под каблуками у неё были спрятаны пружинки. Одновременно она продолжала подсчитывать.
– Эти индейцы мне приносят доход по двести лир каждый, даже, пожалуй, по триста лир. Сейчас индейцы очень в моде. Не кажется ли тебе, что этот электрический поезд просто чудо?! Я назову его Голубой Стрелой, и, клянусь, с завтрашнего дня сотни ребячьих глаз будут пожирать его с утра до вечера.
И правда, это был замечательный поезд, с двумя шлагбаумами, с вокзалом и Главным Начальником Станции, с Машинистом, и Начальником Поезда в очках. Пролежав столько месяцев на складе, электропоезд весь покрылся пылью, но Фея хорошенько протерла его тряпочкой, и голубая краска засверкала, как вода альпийского озера: весь поезд, включая Начальника Станции, Начальника Поезда и Машиниста, был выкрашен голубой краской.

Торговля
Образование
Сельское хозяйство
Транспорт
Культура
Пищевое производство

5.Решите логическую задачу.

Один из самых известных героев рассказов Конан Дойла Шерлок Холмс при раскрытии преступлений использовал среди прочих два логических метода: дедукцию (когда строил рассуждения от общего к частному) и индукцию (когда строил рассуждения от частного к общему). Вам предлагается продолжить дело великого сыщика.

Выберите все выводы, следующие из приведённых суждений.

А. Все небесные тела движутся.
Б. Все планеты — это небесные тела.

Не все планеты движутся.
Все планеты движутся.
Все небесные тела – планеты.
Не все небесные тела – планеты.
Все планеты не движутся.
Всякая планета движется.
Всякая планета – небесное тело.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM