Школьный этап по Обществознанию 7 класс 2022-2023 учебный год. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы школьного этапа 2022-2023 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по Обществознанию. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 7 классов из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.

1. Верны ли следующие утверждения?

Конституционный суд рассматривает наиболее тяжкие уголовные дела после их предварительного рассмотрения в Верховном суде.
С точки зрения социологической науки учеников 7 «В» класса можно назвать субкультурой.
Распространение образования в средневековой Европе было во многом связано с деятельностью религиозных институтов.
Для древнегреческой демократии нехарактерна идея равноправия между всеми людьми.
Высокая степень неопределённости в экономике стимулирует развитие предпринимательства.

верно
неверно

2. Выберите верные утверждения, которые соответствуют содержанию приведённой картины Л.К. Плахова «В бондарной мастерской».


Развитие вида деятельности, осуществляемого изображёнными на картине людьми, способствовало развитию обмена и торговли.
Результатом вида деятельности, осуществляемого изображёнными на картине людьми, является создание материальных благ.
На изображённых на картине предприятиях действовал запрет на детский труд.
Обществу, для которого характерна показанная на картине деятельность, свойственна развитая горизонтальная и вертикальная мобильность.
Важную роль в приобретении профессиональных навыков в исторический период, отражённый на картине, играли традиции наставничества, а не система государственного профессионального образования.
Деятельность, представленная на картине, является характерной для индустриального общества.
Изображённые на картине отношения в настоящее время регулируются нормами трудового права.
Картина иллюстрирует рекреационную функцию семьи.

3.Решите логическую задачу.

Виктор по порядку написал три фразы.

(1) Всё, что я пишу ниже – это ложь.
(2) Всё, что я писал выше – это ложь.
(3) Всё, что я писал выше – это ложь.
Выберите все возможные варианты, не содержащие внутренних противоречий.

все высказывания – правда
все высказывания – ложь
(1) – правда, остальные – ложь
(2) – правда, остальные – ложь
(3) – правда, остальные – ложь

4.Решите экономическую задачу.

Для ужина Насте надо купить пачку макарон, литр апельсинового сока, 300 граммов сыра и 10 ароматизированных свечек. Настя хочет купить весь набор в одном магазине. Ознакомьтесь с условиями покупки товаров в различных магазинах и ответьте на вопросы.

Магазин «Ух» Магазин «Ах» Магазин «Ох»
Макароны продаются в пачках, каждая стоит 100 монет. При покупке более 5 пачек – скидка 50 %.

Апельсиновый сок продаётся в упаковках по пол-литра и стоит 40 монет за упаковку.

Сыр продаётся на развес, можно выбрать любое его количество. Стоимость сыра – 500 монет за килограмм.

Комплект из двух ароматизированных свечек стоит 5 монет. Макароны продаются в пачках, каждая стоит 80 монет.

Апельсиновый сок продаётся в упаковках по полтора литра и стоит 100 монет за упаковку.

Сыр продаётся в упаковках по 100 граммов и стоит 30 монет за упаковку.

Ароматизированные свечки стоят по 2 монеты за штуку. При покупке 4 свечек одна достаётся бесплатно. Макароны продаются в пачках, каждая стоит 90 монет.

Апельсиновый сок продаётся в литровых упаковках и стоит 70 монет за упаковку.
Сыр продаётся в упаковках по 500 граммов и стоит 300 монет за упаковку.
Комплект из 10 ароматизированных свечек стоит 30 монет.
Если общая сумма покупки без учёта скидки превышает 400 монет, применяется скидка 10 %.

В каком магазине Насте выгоднее всего приобрести всё необходимое для ужина?

Магазин «Ух»

Магазин «Ах»

Магазин «Ох»

Сколько монет потратит Настя при покупке в этом магазине?

Число
Сколько монет сэкономила бы Настя, если бы решила покупать товары по самым низким ценам в разных магазинах?

5.Решите правовую задачу.

Во второй главе Конституции Российской Федерации содержится перечень прав и свобод человека и гражданина, а также его обязанности.
Установите соответствие между ситуацией и правом или обязанностью, которую эти ситуации отражают. Некоторые примеры могут иллюстрировать случаи нарушения права или невыполнения обязанности.
Как сообщает пресс-служба управления образования и науки Липецкой области, 134 девятиклассника сдали экзамен по русскому языку в резервный день. Во время ОГЭ разрешается пользоваться орфографическими словарями.
В Архангельской области мэр города передал ключи от новых квартир жителям расселённого аварийного дома.
Крупнейший мировой франчайзер на рынке быстрого питания Yummy! завершил передачу прав на все активы пиццерий Pizza But в России местному оператору. Последний инициировал процесс ребрендинга заведений.
Депутат законодательного собрания Оренбургской области Иванов Иван Иванович внёс на рассмотрение проект постановления о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ для установления запрета на рекламу микрофинансовой деятельности.
Жительница Якшурского района Роднина Е. сняла с входной двери частного дома замок и проникла в дом своего знакомого Драгова М. против его воли.
Этим летом жители Дмитрова смогут увидеть своими глазами произведение, считающееся жемчужиной Лувра. В городской музей привезли “Прекрасную садовницу” кисти Рафаэля.
Ученики 7 «А» класса ГБОУ школы № 12345 взяли шефство над памятником героям Великой Отечественной войны в своём районе.

Жилище неприкосновенно.
Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Основное общее образование обязательно.
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Каждый имеет право на жилище.

6.Ознакомьтесь с инфографикой и выполните задания.

На основании данных инфографики соотнесите начала предложений и их окончания. Обратите внимание на то, что некоторые окончания являются лишними.

Родители и бабушки, дедушки школьников чаще, чем население в целом
Почти треть опрошенных
Большинство респондентов
Около 40 % опрошенных
Каждый двадцатый опрошенный
отмечают позитивную роль лагеря в развитии социальных навыков детей.
считают, что частота отправления детей в летний лагерь сократилась.
недостаточно хорошо представляют себе условия проживания и организации отдыха в детских лагерях.
отмечают позитивную роль лагеря в развитии интеллектуальных навыков детей.
не отправляли своих детей в детский лагерь.
отмечают, что ребёнок может столкнуться со сложностями в коммуникации.
видят у детского лагеря больше достоинств, чем недостатков.
отдыхали в летних лагерях в детстве.
считают, что лагерь необходимо сделать более безопасным.
полагают, что ребёнка стоит отправлять в детский лагерь.
В ответе на один из вопросов инфографики содержится термин со следующим определением:
«Недостаток компетентности в сфере профессиональных навыков»
Какая доля респондентов выбрала вариант ответа на вопрос, чем плох отдых в лагере, содержащий этот термин?

7.Прочитайте текст и выполните задания.

Соотнесите абзацы текста и их краткое содержание. Обратите внимание, что вариантов дано больше, чем абзацев.

Открыть краткое содержание в отдельном окне

Краткое содержание
А. Описание независимости источников мотивации от социальных и иных характеристик работника.
Б. Описание ситуации, не укладывающейся в базовую концепцию А. Маслоу.
В. Определение потребностей.
Г. Описание случая, в котором изначальная концепция демонстрирует свою эффективность.
Д. Критика концепции основателя психологии как науки.
Е. Обсуждение влияния глобализации и экономики знаний на фирмы.
Ж. Описание изначальной версии концепции А. Маслоу.
З. Эволюция потребностей работников.
И. Обсуждение изменений в устройстве экономики.
К. Эмпирическая оценка источников мотивации работников.
Л. Описание роли неформальной договорённости между работником и работодателем.

(I) Популярная идея известного психолога Абрахама Маслоу состоит в том, что у всех нас есть иерархия потребностей: когда базовые физиологические потребности и потребность в безопасности удовлетворены, мы хотим любви и чувства принадлежности, затем следует самоуважение и престиж и, наконец, потребность в самореализации. Но эта пирамида была построена более полувека назад, и недавно психологи пришли к выводу, что она нуждается в обновлении.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л

(II) Конечно, когда основные потребности не удовлетворены, сложно думать о чём-то ещё. Если на работе вам платят гроши и вы ночами не спите, думая, как прокормить семью, вряд ли вы будете размышлять о самореализации.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л

(III) Но Маслоу создал свою пирамиду во времена, когда многие рабочие места в производственной экономике не отвечали базовым потребностям и требованиям безопасности. Сегодня всё больше компаний работают в сфере экономики знаний и экономики услуг. Они не просто удовлетворяют базовые потребности, а соревнуются за наиболее комфортные рабочие условия. <…>

А Б В Г Д Е Ж З И К Л

(IV) Вопрос о выживании уже не стоит. Но после того, как нижний уровень потребностей пройден, пирамида Маслоу разваливается. Люди не всегда сначала стремятся к любви, а потом – к престижу и достижениям. И они не ждут, пока эти потребности будут удовлетворены, прежде чем начать стремиться к личностному росту и самовыражению.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л

(V) Если бы Маслоу сегодня создавал свою пирамиду с нуля, пытаясь объяснить, что мотивирует людей к работе, кроме базовых потребностей, как бы она выглядела? На этот вопрос мы попытались ответить. <…> Дважды в год мы проводим опросы сотрудников, выясняя, что они больше всего ценят в своей работе. Изучив сотни тысяч ответов, мы выделили три большие группы мотиваторов.

Ценность карьеры – в работе, обеспечивающей независимость, которая позволяет использовать свои сильные стороны и способствует обучению и развитию. Она лежит в основе внутренней мотивации.
Ценность коллектива – в людях и чувстве уважения, заботы и признания. Она движет нашими отношениями и ощущением принадлежности.
Ценность дела – в цели: вы верите, что делаете что-то полезное, идентифицируете себя с миссией компании и меняете мир к лучшему. Она – источник гордости.
А Б В Г Д Е Ж З И К Л

(VI) Эти три группы составляют так называемый психологический контракт – незадокументированные ожидания и обязательства между сотрудниками и работодателями. Когда контракт выполняется, люди полностью отдаются работе. Но когда он нарушается, люди испытывают меньше преданности делу, их результаты становятся ниже.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л

(VII) Раньше организации строили всю культуру вокруг только какого-то одного аспекта: либо отличной карьеры, либо дружного коллектива, либо значимого дела. Но, как выяснилось, люди хотят большего. В нашем последнем опросе больше четверти сотрудников назвали важными все три мотиватора. Им нужна и карьера, и коллектив, и дело. И 90 % наших сотрудников указали в качестве важных как минимум два из этих трёх мотиваторов.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л

(VIII) Наши данные показывают: большинство из нас стремятся к карьере, хорошему коллективу и значимому делу одновременно. Это важные мотиваторы независимо от того, 20 вам лет или 60, работаете вы инженером или сотрудником отдела продаж, в Швеции или Бразилии, Сингапуре или США.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л

По материалам газеты «Ведомости»

В абзаце VII используется термин «культура», имеющий множество различных определений и смыслов в социальных науках. Исходя из содержания текста, выберите определение, наиболее точно отражающее смысл термина в абзаце VII.

Всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д.
Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него тем самым управленческое воздействие.
Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Выберите выводы, которые можно сделать на основании приведённых абзацев.

Идея пирамиды потребностей Маслоу совершенно неприменима в современном мире.
Источники мотивации работников включают в себя как индивидуальные, так и коллективные факторы.
Контракт между работником и работодателем является исключительно неформальным, незадокументированным, ведь он описывает важные ценности и мотиваторы работника.
Ценность карьеры и саморазвития для большинства работников важнее ощущения пользы для общества.
Хотя идеи Маслоу могут хорошо описывать поведение более бедных людей, но поведение работника в эпоху экономики знаний они описывают плохо.
В зависимости от основного источника мотивации работников можно разделить на 3 типа.
Чтобы пирамида Маслоу корректно описывала экономику знаний и экономику услуг, пирамиду необходимо полностью перевернуть.
Изменение актуальности концепции Маслоу связано с произошедшими социально-экономическими изменениями.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM