Школьный этап по Русскому языку 5-6 класс 2022-2023 учебный год. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы школьного этапа 2022-2023 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по Русскому языку. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 5-6 классов из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.

1-4. Прочитайте текст и выполните задания.

И поиде Борисъ радъстьнъмь сьрдьцьмь. Святопълкъ же, сѣдя Кыевѣ по отьци, призвавъ кыяны, многы дары имъ давъ, отпусти.

В тексте встречаются два слова, которые в современном русском языке содержат орфограмму «непроизносимая согласная в корне».
Выберите из этих двух слов то, которое является прилагательным, и запишите его в современной орфографии в начальной форме.

Выпишите из текста демоним – слово, называющее жителей какой-либо местности. (Выписывайте слово в той форме, в которой оно встретилось в тексте.)

Выберите вариант ответа, в котором предлог по имеет такое же значение, как и в древнерусском тексте.

Мы пошли в лес по грибы и по ягоды.
Нужно были идти по дороге из жёлтого кирпича.
Мы учимся по интересным учебникам.
По приезде в город мы отправились в гостиницу.

И поиде Борисъ радъстьнъмь сьрдьцьмь. Святопълкъ же, сѣдя Кыевѣ по отьци, призвавъ кыяны, многы дары имъ давъ, отпусти.

Выберите утверждение, которое противоречит информации из текста.

Борис пошёл с радостным сердцем
Святополк был правителем Киева.
Отец Святополка никогда не был правителем Киева.
Святополк отпустил киевлян, щедро их одарив.

5-6.В русском языке в некоторых случаях выражения «за + существительное» понимаются носителями как сочетание предлога и существительного и пишутся раздельно. В других случаях выражения «за + существительное» выступают как существительные с приставкой за– и пишутся слитно. Это правило зачастую вызывает трудности у пишущих.
Ниже приведена таблица, где приводятся примеры для трёх единиц «за + существительное» (существительные зашифрованы буквами А–В).
Существительное Б синонимично существительному А, А – слово женского рода, Б – мужского рода. Существительное В тоже мужского рода и не является синонимом ни слову А, ни слову Б. Все слова общеупотребительные, стилистически нейтральные, даны в прямом значении.

(1)(2)
заУже в Стокгольме он почувствовал, что находится за. [Сергей Довлатов. Иная жизнь (1984)]1Видимо, именно из-за этой своей мечты она и решилась поступать на иняз – ведь в советское время за представлялась чем-то совершенно чудесным и почти недостижимым. [А.А. Голубкова. Встреча на ином берегу // «Волга», 2009]
заЛетом 1955 года я уехала на фестиваль в Варшаву. Это была моя первая поездка за, да, думаю, и для многих членов нашей большой делегации – тоже. [И.К. Архипова. Музыка жизни (1996)]Меньше повезло тем, кто работал на за или в родных столичных газетах и журналах. [Марианна Баконина. Школа двойников (2000)]
заНо поезд, сформированный из товарных вагонов, стоял не в Москве, а далеко за. [И.К. Архипова. Музыка жизни (1996)]В Москве на Гоголевском бульваре жила жена Ильи. Был ещё приличный подмосковный дом, где сейчас, кроме прислуги – жена не любила за, – никого не было. [Виктор Ремизов. Воля вольная // «Новый мир», 2013]

1Здесь и далее примеры взяты из Национального корпуса русского языка (ruscorpora.ru).

Определите, какие существительные зашифрованы буквами А–В. Запишите их в начальной форме.
Существительное А: 
Существительное Б: 
Существительное В: 

В одном из столбцов таблицы (1)–(2) единицы «за + существительное» должны писаться слитно, а в другом – раздельно. Выберите правильное написание.

1 столбец
за + существительное пишется слитно
за + существительное пишется раздельно

2 столбец

за + существительное пишется слитно
за + существительное пишется раздельно

7. «Однокоренные слова»

Найдите в каждом ряду лишнее слово по одному и тому же принципу.

1. беда – бедро – бедность – победа

2. питьё – пир – пиявка – пища

3. знамя – зной – знак – знание

4. басня – баюкать – байк – баян

8. В русском языке предлоги могут выражать разные грамматические значения в разных конструкциях, при этом один и тот же предлог может быть грамматически многозначным.
Соотнесите предлоги и значения, которые могут при помощи этих предлогов выражаться.

ПредлогиЗначения
к
с
обладание чем-либо
время
совместность
направление

Примечание: данные значения очень обобщены, например, сочетания «около дома» и «под домом» будут иллюстрировать одно и то же значение – место.

к

обладание чем-либо
время
совместность
направление

с

обладание чем-либо
время
совместность
направление

9. Даны несколько стихотворных строф.

1)Он хуже, скажешь ты, тебя и по уму,
И только что воспеть столь громко он умеет,
Что двух сот колесниц стук гласом одолеет,
И может заглушить музыку горлом он,
Хотя бы много вдруг случилось похорон,
При коих бы в трубы играли три, четыре.
(Иван Барков)

2)Музыка жила во мне,
никогда не умолкала,
но особенно во сне
эта музыка играла.
(Борис Рыжий)

3)Музыка играет
В тихом кафетерии.
Воробей порхает
За окном на дереве.
(Давид Самойлов)

4)Вчера я видел всё и ныне вижу духом,
Музыку, гром и треск ещё внимаю слухом.
Я вижу скачущи различны красоты,
Которых, Меценат, подвигл к веселью ты.
(Михаил Ломоносов)

5)Ну, музыка, счастливая сестра
Поэзии, как сладкий дух сирени,
До сердца пробираешь, до нутра,
Сквозь сумерки и через все ступени.
(Александр Кушнер)

6)Гремит музыка, слышны хоры
Вкруг лакомых твоих столов;
Сластей и ананасов горы
И множество других плодов
Прельщают чувствы и питают…
(Гавриил Державин)

Распределите данные стихотворные фрагменты на две группы. Найдите три фрагмента, в которых одно из слов произносится одинаково , и другие три фрагмента, в которых это же слово произносится иначе, чем во фрагментах первой группы.

Музыка играет
В тихом кафетерии.
Воробей порхает
За окном на дереве.
(Давид Самойлов)

Музыка жила во мне,
никогда не умолкала,
но особенно во сне
эта музыка играла.
(Борис Рыжий)

Вчера я видел всё и ныне вижу духом,
Музыку, гром и треск ещё внимаю слухом.
Я вижу скачущи различны красоты,
Которых, Меценат, подвигл к веселью ты.
(Михаил Ломоносов)

Ну, музыка, счастливая сестра
Поэзии, как сладкий дух сирени,
До сердца пробираешь, до нутра,
Сквозь сумерки и через все ступени.
(Александр Кушнер)

Гремит музыка, слышны хоры
Вкруг лакомых твоих столов;
Сластей и ананасов горы
И множество других плодов
Прельщают чувствы и питают…
(Гавриил Державин)

Он хуже, скажешь ты, тебя и по уму,
И только что воспеть столь громко он умеет,
Что двух сот колесниц стук гласом одолеет,
И может заглушить музыку горлом он,
Хотя бы много вдруг случилось похорон,
При коих бы в трубы играли три, четыре.
(Иван Барков)

Группа 1

Группа 2

10. Даны следующие словесно-буквенные уравнения.
1. Восемь – два = три.
2. Один + девять = двенадцать.
3. Шесть + сорок = двенадцать.
4. Восемь – три = два.
5. Два + три = шесть.
Чем можно заменить «восемь» в примерах 1 и 4? Выберите все возможные варианты.

один

два

три

четыре

пять

шесть

семь

девять

десять

11. На экскурсии по ботаническому саду школьники увидели много растений, в том числе кустарники, деревья, травы, как съедобные, так и несъедобные, и цветы. Определите по исторически однокоренным словам, какие именно растения ребята увидели на этой экскурсии, и заполните пропуски.

Слово м. р. (1)  , наименование растения и приправы (5 букв). Слово запишите в начальной форме.
Исторически однокоренные слова:
(1.1) Эта сладость к чаю бывает медовой, печатной, с начинкой и без неё (6 букв)  .Слово запишите в начальной форме.

Слово (2)  (наименование дерева, м. р., 3 буквы). Слово запишите в начальной форме.
Исторически однокоренные слова:
(2.1) Бесприставочное существительное ж. р. из 7 букв, означающее собранные воедино дрова или хворост: .
(2.2) То же, что и соратник, сторонник, сподвижник .
Слова запишите в начальной форме.

Слово (3) : лекарственное растение, наименование с русским полногласием (ж. р., 7 букв). Слово запишите в начальной форме.
Исторически однокоренные слова:
(3.1) Субстантивированное существительное ср. рода., называющее одну из последних частей трапезы, десерт.  (7 букв).
(3.2) Сущ., обычно во мн. ч., называющее заготовленные впрок, чаще всего в качестве закуски, помидоры, огурцы и другие овощи.  (7 букв).
Слова запишите в начальной форме.

12. Определите исторически родственные слова по фрагментам их лексических значений.
Напишите эти слова в соответствующие поля для ответа.
1) рядом, возле (предлог) 
2) важная деталь автомобиля 
3) приспособление для игры в баскетбол 
4) глубокий след от транспорта на земле 
5) плетёный воинский доспех 
6) экипаж с откидным верхом 

13. Укажите строку (строки), в которой(-ых) все имена существительные изменяются по числам.

финансы, деньги, обмен

сливки, бутерброд, сметана

вода, Крым, тишина

исследование, студент, стипендия

14. В русском языке каждый из падежей имеет свой спектр значений. Представлены фразы, в которых есть слова в творительном падеже и значения творительного падежа: орудие, сравнение, время, место.
Соотнесите пример и значение падежа.

ПримерыЗначения творительного падежа
пишу пером
писатель жил исключительно своим пером
жил пером, туда-сюда, куда ветер дует
сидит барином
шёл лесом
этим летом я жил в деревне
не видел одним глазом
пропадал на работе сутками
переулками добрались до цели
прыгнула кошкой
Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM