[19-21.09.2023] Школьный этап по Литературе 9 класс 2023-2024 г. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы школьного этапа 2023-2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ по Литературе 9 класс для Москвы 77 регион.

[19-21.09.2023] Школьный этап по Литературе 2023-2024 г. Москва 77 регион
Приобрести

1. Узнайте отечественного писателя по описанию.

Этот русский писатель (тогда начинающий) в качестве адъюнкт-профессора целый учебный год читал лекции по средневековой истории в столичном университете. Увлечение историей своего отечества помогло ему впоследствии написать одну из знаменитых повестей о войне народов в давние времена. Одну из его лекций хвалили В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, их слушал студент И.С. Тургенев, заметив, что первые блестящие лекции вскоре превратились в скучные и невнятные, а лектор вообще перестал являться на собственные лекции. На экзамене профессор молчал и конфузился и, чтобы не спрашивать студентов, которых экзаменовал другой профессор, завязал щёку платком, будто бы неимоверно страдал от зубной боли и потому не способен говорить.

Напишите его имя.
Напишите его фамилию.

2. Установите соответствие между терминами и представленными цитатами.

К каждой цитате подберите соответствующий термин.
Термины: сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм, модернизм.
Цитаты:

1. Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
«Что это?»
«Как это?»
А когда геликон —
меднорожий,
потный,
крикнул:
«Дура,
плакса,
вытри!» —
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»

2. Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слёзы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны. Всё спасение состоит в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее пять-шесть улиц и потом натопаться хорошенько ногами в швейцарской, пока не оттают таким образом все замёрзнувшие на дороге способности и дарованья к должностным отправлениям.

3. Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу. — Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели.

4. Пустились казаки во всю прыть подгорной дорожкой; а уж погоня за плечами. Видят: путается и загибается дорожка и много даёт в сторону извивов. «А, товарищи! не куда пошло!» — сказали все, остановились на миг, подняли свои нагайки, свистнули — и татарские их кони, отделившись от земли, распластавшись в воздухе, как змеи, перелетели через пропасть и бултыхнули прямо в Днестр. Двое только не попали в реку, грянулись с вышины об каменья и пропали там навеки с конями, даже не успевши издать крику. А казаки уже плыли с конями в реке и отвязывали челны.

5. Крепит отечества любовь
Сынов Российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Как сильный лев стада волков,
Что кажут острых яд зубов,
Очей горящих гонит страхом?
От рёву лес и брег дрожит,
И хвост песок и пыль мутит,
Разит извившись сильным махом.

3.Рассмотрите иллюстрацию и портреты.

=

Вий, Белые ночи, Бедная Лиза, Бригадир, Цыганы, Повести Белкина, Горе от ума, Ночь перед Рождеством, Капитанская дочка, Мцыри, Гоголь 1 2 3 4 5

Выберите название произведения, соответствующее представленной иллюстрации.

Выберите номер портрета автора данного произведения.

4. Главные и второстепенные персонажи

Рассмотрите изображения персонажей двух произведений и выполните задания 9—35.

Распределите данные иллюстрации по двум группам: произведение 1 и произведение 2.

Внимание! Изображение А относится к группе «Произведение 1».

Произведение 1
Произведение 2

Укажите название произведения 1.

Недоросль
Капитанская дочка
Станционный смотритель
Ревизор
Горе от ума
Барышня-крестьянка

Напишите только фамилию писателя – автора данного произведения (одно слово).

Укажите название произведения 2.

Барышня-крестьянка
Станционный смотритель
Капитанская дочка
Недоросль
Горе от ума
Ревизор

Напишите только фамилию писателя – автора данного произведения (одно слово).

5. Выберите фамилии/имена/прозвища изображённых персонажей.

Митрофанушка и Простакова, Супруги Горичи, Тришка и Еремеевна, Софья и Чацкий

Эти персонажи являются главными или второстепенными?

Удушьев Ипполит Маркелыч, Стародум, Тугоуховский, Доктор Вернер, Репетилов, Загорецкий, Грушницкий, Онегин Скотинин, Ленский, Фамусов

Эти персонажи являются главными или второстепенными?

Правдин и Милон, Кутейкин и Цыфиркин, Скотинин и Простаков, Стародум и Вральман

6. Кому из персонажей принадлежат данные ниже реплики?

Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?

Милон, Загорецкий, Скотинин, Горич, Правдин

— Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.

Милон, Загорецкий, Скотинин, Горич, Правдин

7. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Афанасий Афанасьевич Фет

ТУМАННОЕ УТРО

(1) Как первый золотистый луч
(2) Меж белых гор и сизых туч
(3) Скользит уступами вершин
(4) На темя башен и руин,
(5) Когда в долинах, полных мглой,
(6) Туман недвижим голубой, —
(7) Пусть твой восторг во мглу сердец
(8) Такой кидает свет, певец!
(9) И как у розы молодой,
(10) Рождённой раннею зарёй,
(11) Когда ещё палящих крыл
(12) Полудня ветер не раскрыл
(13) И влажный вздох туман ночной
(14) Меж небом делит и землёй,
(15) Росинка катится с листа, —
(16) Пусть будет песнь твоя чиста.
(1856)

Укажите стихотворный размер стихотворения.
четырёхстопный ямб
пятистопный хорей
четырёхстопный дактиль
трёхстопный амфибрахий
четырёхстопный хорей

Укажите способ рифмовки в стихотворении.
перекрёстный
парный
опоясывающий
кольцевой

Отметьте неверное утверждение.
Стихотворение относится к
философской лирике
гражданской лирике
пейзажной лирике

Отметьте все верные утверждения.
Все строки заканчиваются ударным слогом.
В стихотворении имеется образный параллелизм.
В стихотворении есть составные рифмы (одно слово рифмуется с двумя или несколькими словами).
В стихотворении есть сравнение.
В стихотворении имеются холостые рифмы.

Укажите какое слово НЕ является эпитетом в данном стихотворении.
ночной
золотистый
влажный
палящих
молодой

Среди стихотворных строк 2–7 укажите те, в которых встречаются метафоры.

2
3
4
5
6
7

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM