Официальные задания и ответы школьного этапа 2023-2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ по Биологии 7 класс для Москвы 77 регион.
[11-13.10.2023] Школьный этап по Биологии 7 класс 2023-2024 г. Москва 77 регион
Приобрести полные задания и ответы
1.На занятии биологического кружка школьники выполняли необычную лабораторную работу. У каждого было два контейнера с семенами фасоли. Семена поместили в контейнеры, добавили воду и накрыли марлей. Один контейнер поставили в шкаф, куда никакой свет не проникает, другой поставили на окно. Через три дня школьники достали оба контейнера. Как вы думаете, какой результат ожидался в данном эксперименте?
Семена в шкафу проросли лучше, чем на свету
Семена на свету проросли, а в темноте погибли
Все семена проросли, но те, что имели доступ к свету, показали лучший рост
Все семена погибли
2.Лаборант Гена недавно устроился на работу в лабораторию. Он пока только учится и вам предстоит помочь ему разобраться в снимках с микроскопов. Им были получены снимки.
Какой прибор был использован для получения таких снимков?
световой микроскоп
криоэлектронный микроскоп
электронный микроскоп
электрический микроскоп
3.Термиты – одни из немногих живых существ, основу рациона которых составляет трудноперевариваемая древесина. Колония термитов может разрушить целый деревянный дом. При этом, если отсадить одну из личинок и лишить ее связи с колонией, через некоторое время она погибает. Выберите наиболее вероятную причину.
Социальное насекомое не может выжить без общения.
После линьки личинка утрачивает микробиом задней кишки, и должна получить симбионтов, переваривающих целлюлозу, от своих сородичей.
Личинка должна обучиться основным навыкам выживания и добычи пищи у более старших особей.
Царица колонии выделяет вещества, стимулирующие рост личинок, без них они погибают.
4.В состав клеточной стенки многих водорослей в качестве структурного компонента входит целлюлоза. Выберите одноклеточную зеленую водоросль, клеточная стена которой, содержит целлюлозу.
хламидомонада
хлорелла
кладофора
вольвокс
5.Многие съедобные грибы образуют микоризу с корнями высших растений. Выберите тот гриб, который НЕ образует микоризу.
А
6.Какое из представленных утверждений верно для лишайников?
Сумчатые грибы, которые, как микобионты, входят в состав лишайников, в природе не могут существовать без водорослей.
Водоросли, которые, как фотобионты, входят в состав лишайников, в природе не могут существовать без гриба.
Водоросли в лишайниках могут размножаться половым путем.
Верны все ответы.
7.Осенью во время листопада листья клена краснеют и опадают. Но во время прогулки ранней весной можно заметить, что молодые листочки клена имеют темно красную окраску. Со временем лист вырастет и станет зеленым, оставаясь таким все лето. Выберите наиболее вероятную причину покраснения молодых листьев.
Клён защищает несформированные листья от переизбытка света.
Клён предупреждает травоядных животных о ядовитости, чтобы не лишиться всех только что распустившихся листьев.
Для многих живых организмов характерно покраснение покровов при повышении температуры, например, благодаря таким же механизмом краснеет варёный рак.
Дерево «репетирует», готовя молодые листья к листопаду, чтобы как можно быстрее сбросить листья перед осенними холодами.
8.После зимнего периода в крупных городах наблюдается гибель множества деревьев, которые еще осенью чувствовали себя хорошо. Выберите наиболее вероятную причину подобных событий:
Почва в городе промерзает сильнее чем в лесу.
Зимой голодающие антропогенные виды животных съедают большинство молодых корней дерева.
Реагент от обледенения приводит к избыточному засолению почвы, делая ее непригодной для жизни дерева.
Во время расчистки тротуаров весь снег сваливается под дерево, которое не выдерживает повышенную нагрузку.
9.Плауны – представители высших споровых растений. В нашей стране самым распространенным видом является плаун булавовидный (Lycopodium clavatum).
Размножение плаунов весьма интересный процесс. Какое поколение преобладает в их жизненном цикле?
спорофит
гаметофит
оба поколения равносильно участвуют в жизненном цикле
вегетативный побег
10.У какой ткани растений есть функция заживления повреждений и ран в дополнение к основным функциям?
у механической
у проводящей
у основной
у образовательной
11.На рисунке показан процесс размножения полипа. К какому типу размножения можно его отнести?
фрагментация
бесполое
партеногенетическое
половое
12.В сердце у виноградной улитки находится:
венозная кровь
артериальная кровь
смешанная кровь
либо венозная, либо смешанная кровь в зависимости от камеры сердца
13.На рисунке показано строение насекомого с полным превращением. Какая структура насекомого отмечена цифрой 8?
переднегрудь
среднегрудь
заднегрудь
брюшной склерит
14.Определите, в каких условиях обитает изображенное на фотографии растение.
солнечные с высокой температурой и низкой влажностью
затенённые с высокой температурой и высокой влажностью
солнечные с низкой температурой и высокой влажностью
затенённые с низкой температурой и низкой влажностью
15.Некоторые простейшие, обитатели пресноводных водоемов, в процессе эволюции были вынуждены приспосабливаться к низкой концентрации веществ в воде, что привело к появлению специализированных органелл в клетке. Какая органелла осуществляет выброс лишней жидкости из цитоплазмы, способствуя тем самым поддержанию объема клетки?
порошица
сократительная вакуоль
пищеварительная вакуоль
клеточный рот
16.В одном эксперименте исследовались математические способности пчел. Для этого часть пчел обучали выбирать картинки с бо́льшим, а часть – с ме́ньшим числом нарисованных геометрических фигур (использовались числа от 1 до 4), капая рядом с ними сладкое или горькое вещество. Затем проводили «тест на закрепление», в котором пчелы выбирали меньшее или большее число, но уже без сладких или горьких капель, а просто с каплями воды. Также проводился «тест на ноль» и «тест на пять», в которых пчелы выбирали (с каплями воды) меньшее (или большее) число, но среди чисел были 0 и 5. Результаты эксперимента показаны на рисунке слева.
Затем проводился аналогичный опыт, но всех пчел обучали выбирать наименьшее число (использовались числа от 2 до 5). Проводился «тест на закрепление», а затем «тест на сравнение 0 и 2» и «тест на сравнение 0 и 1». Результаты этого эксперимента показаны на рисунке справа.
Звездочки над столбцами обозначают статистическую значимость правильного выбора.
Выберите верные утверждения.
Пчёлы в ходе обучения усваивают как соотношения «больше — меньше», так и ассоциации конкретных чисел с успехом или неуспехом.
Пчёлы понимают, что 0 меньше 1.
Полученные идеи («больше и меньше») пчёлы экстраполировали (переносили) на число 0.
Полученные идеи («больше и меньше») пчёлы экстраполировали (переносили) на число 5.
Пчёл можно успешно научить выбирать как большее, так и меньшее число.
17.Характерными особенностями растения, орган которого показан на фотографии, являются:
бесполое размножение спорами
наличие флоэмы
наличие одного спорангия на спорофите
преобладание гаметофита в жизненном цикле
неспособность контролировать скорость испарения воды
18.Выберите структуры, которые встречаются как в клетках растений, так и грибов.
рибосома
эндоплазматическая сеть
вакуоль
клеточная стенка
митохондрия
19.В Московской области преобладают смешанные и широколиственные леса. Но даже в смешанных популяциях дуб и липа часто выигрывают конкурентную борьбу у ели. При этом в благоприятных условиях ель растет быстрее дуба, способна вырасти на бо́льшую высоту, эффективно поглощает воду и теневынослива. Выберите основные конкурентные преимущества, которые помогают дубу преобладать в смешанных лесах.
Семена дуба распространяются при помощи зоохории.
Корни дуба выделяют гербициды против сосудистых растений.
Форма кроны ели не позволяет эффективно затенять другие деревья для подавления их роста.
Корневая система дуба залегает глубже, доходит до грунтовых вод и способна питать растение во время засух.
Дуб живет дольше и даёт больше семян за один жизненный цикл.
20.Устьица в кожице листа выполняют очень важную функцию: контроль за испарением влаги. Благодаря замыкающим клеткам в засушливый период растение не погибнет и сможет сохранить влагу. Выберите растения, которые имеют сравнительно большое количество устьиц.
Конский каштан (Aesculus hippocastanum)
Верблюжья колючка (Algagi persarum)
Алоэ древовидное (Aloe arborescens)
Опунция индийская (Opuntia ficus-indica)
Мимоза стыдливая (Mimosa pudica)
21. Выберите верные суждения.
Кольраби, редька и горчица – представители семейства Крестоцветные.
Сократительные вакуоли отсутствуют у одноклеточных морских водорослей.
Эпифиты – это растения, проживающие на других растениях, но не отнимающие у них питательные вещества. К таким растениям относится омела.
Хищные растения охотятся за насекомыми ради получения органических веществ, то есть питаются гетеротрофно.
Запасное вещество у животных и грибов – полисахарид гликоген, в отличие от растений, которые запасают крахмал.
22. Соотнесите признаки, которые позволили данным организмам приспособиться к условиям их обитания.
Признаки
– утолщённая кутикула
– аэренхима
– водоносные клетки
– клейкий секрет на листьях для ловли насекомых в качестве дополнительного источника соединений азота
– гаустории, позволяющие поглощать вещества на растении-хозяине
23. Метаболизм растений очень сложен. Разные виды способны к синтезу и накоплению различных, совершенно непохожих друг на друга веществ. Сопоставьте название растения и вещества, которое может быть получено из него человеком.
Вещества
– специи
– мыло
– каучук
– синий краситель
– углеводы