Школьный этап по Обществознанию 6 класс 2023-2024 г. Москва 77 регион на 22-24.09.2023

Официальные задания и ответы школьного этапа 2023-2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ по Обществознанию 6 класс для Москвы 77 регион.

[22-24.09.2023] Школьный этап по Обществознанию 2023-2024 г. Москва 77 регион
Приобрести

Задание 1. Определите верно или неверно утверждение.
В отличие от животных с первоначально заложенными инстинктами, человек все необходимые для жизни в социуме знания и навыки приобретает только в обществе.
Человек не испытывает духовные и социальные потребности до тех пор, пока не удовлетворены биологические.
В каждой социальной группе существуют групповые нормы и правила, за несоблюдение которых могут быть наложены санкции.
В связи с небольшим количеством потребностей в первобытном обществе проблема дефицита ресурсов не стояла.
Кастовая система в Индии стала первым в истории человечества примером системы с развитой социальной мобильностью.

Задание 2. Социологи выделяют разные типы социальных норм. Соотнесите приведённые ситуации с конкретными видами социальной нормы.
Виды социальной нормы:
Традиции
Моральные нормы
Правовые нормы
Религиозные нормы

Ситуации:

А) – Бронник Кропило, князь, украл боярского сокола, спрятал в избе под лавкой. А как пришли люди, облаял их негожими словами, поносил боярина и служек его. Князь наклонился к сидящему рядом с ним боярину:

– Что сказано об этом в Русской Правде?

– Сказано: «А оже украдуть чуж пёс, либо сокол, то за обиду три гривны».

– Да будет так, а покуда взять Кропилу под стражу, – сказал князь.

Старик ни слова не вымолвил, только губами пошевелил. По знаку тиуна его отволокли в сторону и бросили наземь.

Б) Моисей взошёл на гору Синай и пробыл там сорок дней и сорок ночей, без всякой пищи. Бог дал ему две скрижали, на которых были написаны десять заповедей. Сойдя с горы, Моисей все эти законы и всё, что открыл ему Господь на горе, записал в книги. Десять заповедей указывают, что должен делать человек и чего избегать.

В) Датчане накануне Нового года бьют посуду о дверь друзей. Чем больше осколков останется на крыльце, тем больше друзей у хозяев дома. Вместе с числом осколков растёт и количество удачи в наступающем году. По традиции посуду нужно швырять о дверь с размаху, но, чтобы избежать травм и порчи дома, в последнее время обычай немного изменился. Сейчас датчане заранее бьют тарелки, а осколки высыпают на крыльцо соседей.

Г) В семье Ивановых в день рождения каждого члена семьи почти все родственники собираются вместе, совместно выпекают праздничный торт, а затем разыгрывают театрализованное представление в честь именинника. В этом году на восемнадцатилетие Анастасии родные подготовили спектакль по мотивам произведения А. Грина «Алые паруса». Для этого родители Насти сделали полутораметровый макет парусника.

Д) Во время Великой Отечественной войны генерал-лейтенант Дмитрий Карбышев попал в немецкий плен. Многократно нацисты предлагали ему перейти на их сторону, но неизменно получали жесткий отказ. Не мог прославленный генерал поступиться принципами и предать Родину. Дмитрий Карбышев был замучен в плену. До последнего дня он оставался верен своему Отечеству.

Е) Чуть больше 100 лет назад французские археологи проводили раскопки на месте древнего города Сузы. Там они нашли большой столб из твёрдого чёрного камня. В верхней части камня вырезаны две фигуры. Одна изображает царя Хаммурапи. Вторая – бога солнца Шамаша, восседающего на троне. Вся остальная поверхность столба покрыта клинописью. Это и есть знаменитые законы Хаммурапи. Столб с законами находился на главной площади Вавилона. Текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Теперь все споры между людьми стали разбираться по одинаковым для всех правилам, а не так, как считали разные судьи (жрецы, старейшины, наместники).

Ж) Прочитав повесть А. Гайдара «Тимур и его команда», Коля и Саша стали внимательнее относиться к людям пожилого возраста и стали помогать трём старушкам, живущим в их доме. Их одноклассники, узнав об этом, взяли с них пример.

Задание 3. Рассмотрите изображения и классифицируйте их, разделив на две равные группы.

Задание 4. Решите логическую задачу.
В логике есть понятие «умозаключение», означающее мыслительные действия, в результате которых из нескольких принятых суждений получается новое утверждение – следствие. Выберите все следствия, вытекающие из приведённых ниже суждений.

Все парнокопытные животные – травоядные.

Коровы – парнокопытные животные.

Не все травоядные – коровы.

Все коровы – травоядные.

Некоторые парнокопытные – травоядные.

Некоторые коровы – травоядные.

Не все коровы – травоядные.

Все парнокопытные – коровы.

Все травоядные – парнокопытные.

Все травоядные – коровы.

Некоторые травоядные – парнокопытные.

Задание 5. Ознакомьтесь с инфографикой и выберите суждения, которые можно сделать на основании представленной информации.

Меньше половины респондентов высказались за равный раздел ресурсов Луны.
Респонденты старшего поколения не верят в возможность полёта на Марс в этом столетии.
Среди опрошенных почти три четверти верят в освоение соседних планет в XXI веке.
Половина опрошенных верят в освоение Марса.
При ответе на один из вопросов опрошенные могли предлагать свои варианты ответа.
Почти три четверти опрошенных считают Россию лидером в освоении космоса.
Почти четверть россиян в детстве мечтали связать свою жизнь с космосом.
Более четверти опрошенных высказались за передачу ресурсов Луны странам-пионерам.
Среди опрошенных представители молодого поколения чаще мечтали стать космонавтами, чем опрошенные старшего возраста.
Молодое поколение более позитивно оценивает успехи России в освоении космоса.

Задание 6. Социологи выделяют разные способы разрешения конфликтов. Прочитайте приведённые отрывки и подберите из предложенного ниже списка к каждому соответствующий(-е) способ(-ы).
Способы разрешения конфликтов:
Посредничество
Избегание
Компромисс
Приспособление
Применение силы
II. В шесть часов накормил Старший Младшего ужином и сел читать книжку «Приключения Синдбада-Морехода». И дошёл он до самого интересного места, когда появляется над кораблём птица Рок, огромная, как туча, и несёт она в когтях камень величиною с дом.

Старшему хочется узнать, что будет дальше, а Младший слоняется вокруг, скучает, томится. И стал Младший просить брата:

– Поиграй со мной, пожалуйста.

Их ссоры всегда так и начинались. Младший скучал без Старшего, а тот гнал брата безо всякой жалости и кричал: «Оставь меня в покое!»

И на этот раз кончилось дело худо. Старший терпел-терпел, потом схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!» – вытолкал его во двор и запер дверь.

III. Котёнок Гав и щенок собирались позавтракать, но на двоих у них была только одна сосиска.

– Как же мы её будем делить? – спросил щенок.

– Очень просто, – сказал котёнок. – То, что от начала до середины сосиски, будет тебе, а от середины до конца – мне. Щенок подумал и вздохнул.

– Нет, так не получится.

– Почему не получится?

– Потому что мы не знаем, где у сосиски конец, а где начало. А значит, и середину не найдём.

– Действительно, – согласился котёнок, – не знаем. Тогда давай так: ты начнёшь есть сосиску с одной стороны, а я – с другой. Там, где мы встретимся, и будет как раз середина.

– Хорошо, – согласился щенок, и они начали есть.

IV. Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул… Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

– Что такое? Что за шум?

Все к нему:

– Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас, по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

– Кто яблоко нашёл?

– Я! – сказал Заяц.

– А кто яблоко сорвал?

– Как р-раз я! – каркнула Ворона.

– Хорошо. А кто его поймал?

– Я поймал! – пискнул Ёж.

– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

– Но тут только одно яблоко! – сказали Ёж, Заяц и Ворона.

– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

– Как же мы раньше не догадались!

V. Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

– Хочешь, пойдём с тобой в Кремль?

Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И ещё там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:

– Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась:

– Ну вот, съешь всю кашу, и пойдём. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть всё до дна!

VI. Возникли распри у слепцов

И длились целый год.

Потом слепцы в конце концов

Пустили руки в ход.

А так как пятый был силён,

Он всем зажал уста.

И состоит отныне слон

Из одного хвоста!

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM