
Официальные задания и ответы к МЦКО по Функциональной грамотности для 5 класса на 11-12 ноября 2025 год, материалы для 1 вариант заданий с ответами и решениями.
МЦКО по Функциональной грамотности 5 класс 1 вариант
На вопрос о том, кто является одним из самых древних существ на Земле, большинство из нас не задумываясь ответит: «Динозавры!» Правда, никто из наших современников не видел живого динозавра: эти древнейшие существа вымерли более 60 миллионов лет назад. Так значит, представить, как выглядели древние животные, можно только по картинкам? Оказывается, встретиться с живыми потомками тех, с кого начиналась жизнь на Земле, можно и сегодня. Гораздо раньше динозавров – более 650 миллионов лет назад – на свет появились медузы. Эти морские красавицы, обитающие в океанах и морях, устроены очень просто. Но они в большей степени приспособлены к выживанию в условиях дикой природы, чем многие другие представители животного мира, включая динозавров. У этих морских существ отсутствуют скелет, мозг, кровеносные сосуды и даже лёгкие. Но при этом медуз нельзя раздавить толщей воды, они легко ускользают от хищников и умеют дышать всем телом. А их тело, похожее на желе, более чем на 9/10 состоит из воды. Поэтому медузы прозрачны и незаметны и для тех, на кого они охотятся, и для более крупных хищников – рыбы-луны, кожистой черепахи, альбатроса, – которые не прочь полакомиться медузами. А для мелких медуз угрозу могут представлять и более крупные особи, которые поедают себе подобных.
Медуз спасает то, что они умеют быстро восстанавливать утраченные части тела. Есть в мире и медузы, которые способны жить бесконечно. Эти крохотные создания с диаметром зонтика не больше 5 мм похожи на маленькую лампочку из-за красного брюшка, просвечивающего сквозь прозрачный зонтик. По краю зонтика равномерно распределяются 80–90 недлинных щупалец. Эта медуза является единственным бессмертным существом на свете. Название Бессмертная медуза получила из-за способности возрождаться к жизни бесконечное количество раз. Почувствовав опасность, столкнувшись с неприятными обстоятельствами, которые представляют угрозу для любой медузы (резкое изменение температуры, снижение уровня солёности воды, травма), Бессмертная медуза залегает на дно и заново начинает свой жизненный цикл, переживая полное омоложение организма.
Задание 1. На основе содержания текста 1 укажите верное утверждение.
Динозавры – древнейшие существа в мире.
Организм медузы не приспособлен к жизни в дикой природе.
Кожистые черепахи не представляют угрозы для жизни медуз.
В океане встречаются бессмертные медузы.
→ Раскрыть ответ
Задание 2. На основе информации из текста 1, текста 2 (таблицы) и текста 3 разместите таблички с названиями медуз под аквариумами.

Задание 3. Ознакомьтесь с информацией из текста 2 (таблицы). Определите, какие из приведённых утверждений неверны, а о чём информация в тексте 2 отсутствует (о чём не сказано). В каждой строке выберите соответствующую ячейку.
| УТВЕРЖДЕНИЯ | НЕВЕРНО | ИНФОРМАЦИЯ ОТСУТСТВУЕТ |
|---|---|---|
| Пищеводные каналы расположены по краям зонтика Корнерота. | ||
| Корнерот способен перемещаться в воде лишь по горизонтали. | ||
| Ожоги, полученные человеком от Корнерота, трудно залечить. |
Задание 4. На основе информации, приведённой в текстах 1–3, укажите два верных утверждения.
Бессмертная медуза, спасаясь от опасности, поднимается к поверхности воды.
Биолюминесценцией называется способность медуз ориентироваться в пространстве.
У Бессмертной медузы щупалец больше, чем у Морской крапивы.
Морская крапива и Корнерот – теплолюбивые медузы.
Внешний вид Морской крапивы привлекает посетителей океанариумов.
→ Раскрыть ответ
Задание 5. В тексте 1 сказано об одной из природных особенностей обитателей моря, о которой вы могли прочитать во всех трёх текстах. Выберите верное утверждение, соответствующее этой особенности.
Медузы – теплолюбивые обитатели моря.
Медузы прекрасно видят под водой.
Медузы – морские хищники.
Медузы привлекают хищников своей окраской.
→ Раскрыть ответ
Задание 6. Маша и Петя провели лето в деревне у бабушки с дедушкой. Наблюдая за тем, как бабушка моет банки с содой, а затем солит огурцы, они поспорили, какого вещества может раствориться в воде больше: пищевой соды или поваренной соли. Чтобы выяснить это, ребята решили провести ряд опытов. Они взяли литровую и пол-литровую банки и наполнили каждую из них наполовину водой из колодца. После этого ребята стали добавлять в одну из них поваренную соль, а в другую – такую же массу пищевой соды и встряхивали банки после каждого добавления для того, чтобы размешать вещества в воде.
Но наблюдавший за ними дедушка сказал ребятам, что при такой организации опыта его результаты не будут верными.
Какую ошибку в условиях проведения опыта допустили Маша и Петя?
Растворяли вещества в разных количествах воды.
Перемешивали вещества в воде, встряхивая банки.
Добавляли одинаковую массу соли и соды.
Для растворения использовали колодезную воду.
→ Раскрыть ответ
Задание 7. Маша и Петя выполнили ряд измерений, по итогам которых ребята вместе с дедушкой заполнили таблицу. В ней показано, сколько поваренной соли и пищевой соды может раствориться в 100 г воды при разной температуре.
| Температура воды | 0 ℃ | 20 ℃ | 40 ℃ | 60 ℃ |
|---|---|---|---|---|
| Масса поваренной соли | 36 г | 36 г | 37 г | 37 г |
| Масса пищевой соды | 7 г | 10 г | 13 г | 16 г |
Вставьте слова из выпадающих списков, чтобы выводы по итогам опыта получились верными.
→ Раскрыть ответ