
Официальные задания и ответы к МЦКО по Функциональной грамотности для 5 класса на 11-12 ноября 2025 год, материалы для 2 вариант заданий с ответами и решениями.
МЦКО по Функциональной грамотности 5 класс 2 вариант
Пытались ли вы хоть раз найти одинаковых медуз? Даже если во время прилива перед вами предстанут сразу сотни морских красавиц, вы вряд ли найдёте среди них «близнецов», абсолютно похожих друг на друга. Несмотря на разнообразие формы и цвета, все медузы устроены очень просто, но максимально приспособлены к жизни в дикой природе. У этих морских существ отсутствуют скелет, мозг, глаза, кровеносные сосуды и даже лёгкие. Их тело, похожее на желе, почти целиком состоит из воды. Поэтому медузы прозрачны и незаметны и для тех, на кого они охотятся, и для более крупных хищников – тунца, рыбы-луны, кожистой черепахи – которые не прочь ими полакомиться. А для мелких медуз угрозу могут представлять и более крупные особи, которые поедают себе подобных.
Умение приспосабливаться к любым условиям существования привело и к появлению пресноводных медуз. Из морей и океанов на новые территории медузы попадают с морскими растениями и животными, которых перевозят на кораблях. По мнению биологов-океанологов, именно так в южноамериканской реке Амазонке, китайской реке Янцзы и Москве-реке появилась маленькая абсолютно прозрачная медуза Краспедакуста соверби, соприкосновение с которой не вызывает ожогов у человека. Количество недлинных щупалец у этой «хрустальной» красавицы в течение жизни увеличивается от 16 до 500. При этом 4 щупальца, которые помогают медузе зафиксировать своё положение в воде, длиннее остальных.
Задание 1. На основе содержания текста 1 укажите верное утверждение.
Бессмертные медузы – самые крупные медузы в мире.
Крупные медузы могут поедать более мелких собратьев.
Щупальца медуз располагаются только по краю зонтика.
Лёгкие у медузы располагаются на поверхности зонтика.
→ Раскрыть ответ
Задание 2. На основе информации из текста 1, текста 2 (таблицы) и текста 3 разместите таблички с названиями под аквариумами с медузами.

Задание 3. Ознакомьтесь с информацией из текста 2 (таблицы). Определите, какие из приведённых утверждений неверны, а о чём информация в тексте 2 отсутствует (о чём не сказано). В каждой строке выберите соответствующую ячейку.
| УТВЕРЖДЕНИЯ | НЕВЕРНО | ИНФОРМАЦИЯ ОТСУТСТВУЕТ |
|---|---|---|
| Фосфорический олиндиас – глубоководная медуза. | ||
| Количество щупалец Фосфорического олиндиаса меняется с возрастом. | ||
| Причиной сокращения численности Фосфорического олиндиаса является загрязнение океана. |
Задание 4. На основе информации, приведённой в текстах 1–3, укажите два верных утверждения.
Медузы дышат лёгкими и кончиками щупалец.
Зонтик Крестовичка меньше, чем у Фосфорического олиндиаса.
Медузы догоняют жертву, двигаясь с большой скоростью.
Бессмертные медузы – самые крупные медузы в мире.
Щупальца Крестовичка причудливо «изломаны».
→ Раскрыть ответ
Задание 5. В тексте 1 сказано об одной из природных особенностей обитателей моря, о которой вы могли прочитать во всех трёх текстах. Выберите верное утверждение, соответствующее этой особенности.
Медузы имеют присоски на щупальцах.
На зонтике медуз имеется причудливый рисунок.
Медузы являются хищниками.
Медузы – обитатели прибрежных зарослей.
→ Раскрыть ответ
Задание 6. Марат и Айгуль провели лето в деревне у бабушки с дедушкой. Наблюдая за тем, как бабушка моет банки с содой, а затем делает квас, они поспорили, какого вещества может раствориться в воде больше: пищевой соды или сахара. Чтобы выяснить это, ребята решили провести ряд опытов. Они взяли две литровые банки, наполовину наполнили одну из них тёплой водой из чайника, а вторую – холодной из колодца. Затем ребята стали добавлять в одну банку пищевую соду, а в другую – такую же массу сахара в виде пудры и встряхивали банки после каждого добавления для того, чтобы размешать вещества в воде.
Но наблюдавший за ними дедушка сказал ребятам, что при такой организации опыта его результаты не будут верными.
Какую ошибку в условиях проведения опыта допустили Марат и Айгуль?
Перемешивали вещества в воде, встряхивая банки.
Растворяли вещества в воде разной температуры.
Наполняли банки водой только наполовину.
Добавляли одинаковую массу сахара и соды.
→ Раскрыть ответ
Задание 7. Марат и Айгуль выполнили ряд измерений, по итогам которых ребята вместе с дедушкой заполнили таблицу. В ней показано, сколько сахара и пищевой соды может раствориться в 100 г воды при разной температуре.
| Температура воды | 0 ℃ | 20 ℃ | 40 ℃ | 60 ℃ |
|---|---|---|---|---|
| Масса сахара | 179 г | 204 г | 238 г | 287 г |
| Масса пищевой соды | 7 г | 10 г | 13 г | 16 г |
Вставьте слова из выпадающих списков, чтобы выводы по итогам опыта получились верными.
→ Раскрыть ответ