Школьный этап ВСОШ по Литературе для 9 класс 2025-2026 по Московской области задания и ответы

Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Литературе для 9 класс, проходящая 12-14.09.2025 в Московской области. Работу пишут на официальном сайте Моя школа – mo.olymponline.ru

Материалы олимпиады Взлет по Литературе 9 класс для Московской области (задания и ответы)

1. Говорят, что стихотворение невозможно пересказать без потери смысла и лирического,
поэтического настроения. Однако по пересказу можно догадаться, о каком стихотворении идет
речь, если сохраняется лирический сюжет. Таким же образом можно угадать и автора, если ему
свойственно внимание к определенным темам, образам, настроениям.
Прочитайте прозаический пересказ стихотворения и выберите фамилию автора этого
стихотворения:
Я стою перед лазурным, безмолвным морем, заворожённый его величием. Оно живое – дышит,
волнуется, наполнено тревогой и любовью. Я чувствую, что в его глубине скрыта тайна: что движет
этой огромной массой воды, чем наполнено его напряжённое дыхание? Возможно, море
стремится вырваться из земных оков к далёкому и светлому небу. Оно будто растворяется в
небесной лазури, отражает утренний и вечерний свет, ласкает облака и сияет звёздами. Но когда
небо покрывается тучами, море меняется: бушует, вздымает волны, сражается с мраком. Оно рвёт
темноту, пока та не исчезнет, но даже после этого остаётся тревожным. Волнение не уходит сразу –
оно ещё долго колышет его поверхность. Свет и покой возвращаются, но море не может
полностью успокоиться. В его кажущемся спокойствии скрыто внутреннее беспокойство. Оно
любуется небом – и в то же время боится потерять его.
Лермонтов
Жуковский
Державин
Ломоносов
Пушкин
→ Узнать ответ

2. Разверните мне это сравнение
В произведениях Н.В. Гоголя часто встречается художественный прием – развернутое сравнение.
Оно используется для того, чтобы сопоставить изображаемую картину с другой, показав тем
самым неочевидные, понятные только автору связи между событиями и явлениями.
Прочитайте одно из развернутых сравнений (с чем сравнивается изображаемое) и выберите один
из вариантов: что изображает Гоголь?
…подобно когда ветер, поднявшись прекрасным вечером, пробежит вдруг по густой чаще
приводного тростника: зашелестят, зазвучат и понесутся вдруг унывно — тонкие звуки, и ловит их с
непонятной грустью остановившийся путник, не чуя ни погасающего вечера, ни несущихся
веселых песен народа, бредущего от полевых работ и жнив, ни отдаленного тарахтанья где-то
проезжающей телеги.
Дамы на Невском проспекте (“Невский проспект”)
Двор Ивана Никифоровича (“Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем”)
Слова прекрасной полячки, обращенные к Андрию (“Тарас Бульба”)
Гости на балу у губернатора города NN (“Мертвые души”)
→ Узнать ответ

3. Перед вами имена персонажей, имеющих один социальный статус и род занятий. Заполните
пропуск четвертым подходящим именем.
Тарас Бульба, Вакула, Емельян Пугачев,
→ Узнать ответ

4. Перед вами четыре картины, изображающие героинь из трагедий Шекспира и обстоятельства их
смерти. Выберите картину, на которой изображена Дездемона.

→ Узнать ответ

5. Прочитайте фрагмент из комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. В нем заменено одно слово –
значимая деталь, характеризующая персонажа. Найдите это слово, замените его на правильное.
Пример:
Скотинин. Не знаешь, так скажу. Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых
великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь.
Правдин (смеючись). Этак вы нас уверите, что он старее Ноя?
Скотинин. А что ты думаешь? Хоть немногим…
Ответ: Адама
Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя,
чтоб ты плащ пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого плаща деликатного
сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да извольте
отдавать портному.
Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить плащ
хорошенько. Экое скотское рассуждение!
→ Узнать ответ

6. Установите соответствия между суммами денег и обстоятельствами, при которых они были
необходимы литературным героям.
Наследство, которое Стародум завещал своей племяннице Софье
“Проигрыш” Гринева Зурину в симбирском трактире
Плата Минского за визит лекаря на станцию
Взятка Хлестакову от Бобчинского и Добчинского
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
100 рублей
25 рублей
65 рублей
10000 рублей
→ Узнать ответ

7. Найдите соответствия между животным, являющимся значимой художественной деталью, и
персонажем, для характеристики которого это животное имеет символическое значение.
Блоха
Лошадь
Дрозд
Медведь
Орел
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Печорин
Аммос Федорович, судья
Иван Иванович
Дикий помещик
Пульхерия Ивановна
Собакевич
Левша
Мцыри
Емельян Пугачев
Молчалин
→ Узнать ответ

8. Перед Вами краткое изложение судеб трех персонажей, которые имеют одинаковые имена:
● Поняв, что возлюбленный бросил ее, покончила с собой
● Умно и находчиво помогала своей госпоже
● Была обманута незнакомцем, написавшим ей любовное письмо
Запишите полный
→ Узнать ответ

9. Установите соответствия между именами персонажей и будущим, которое прочили их родители.
Фемистоклюс
Петр Гринев
Ванька Жуков
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Служба в армии
Сапожник
Дипломат
→ Узнать ответ

10. Говорящие имена используются в комедиях для того, чтобы дополнительно охарактеризовать
персонажей, дать читателю или зрителю возможность увидеть неоднозначность героев, пояснить
сложное авторское отношение к ним.
Перед Вами — объяснение значений трех имен персонажей из одной комедии:
● Произошло от иностранного слова, означающего «известный»
● Указывает на нежелание выражать свое мнение;
● Созвучно с фамилией современного ему писателя и публициста
Выберите название этой комедии.
“Горе от ума”
“Мещанин во дворянстве”
“Недоросль”
“Ревизор”
→ Узнать ответ

11. Эпигоны – это последователи гениев, которые лишены творческой оригинальности и
механически повторяют их идеи. Перед вами эпигонский текст, в котором изменены только
детали: они осовременены в угоду публике и времени. Узнайте автора текста-оригинала,
запишите его фамилию.
Минут через пять во дворе появились широкие карго-штаны Васи Переростка – они заняли
почти половину участка. Затем она вынесла ещё бейсболку и пейнтбольный маркер.
«Это что ещё такое? – подумал Вася Хилый. – Никогда раньше не видел у Переростка оружия. Он
же не играет вроде бы… Зачем оно ему? А штука-то классная! Я давно хотел себе такой
маркер. Очень уж хочется: люблю иногда пострелять по мишеням, побегать с ребятами».
→ Узнать ответ

12. Авторы, как известно, не только писатели, но и читатели. И их читательский опыт помогает
сделать произведение более многослойным, глубоким, если они вводят разного рода культурные
параллели, сопоставляя своих героев с литературными или мифологическими
персонажами. Прочитайте информационную статью о таком персонаже и напишите
имя героини (оно пропущено в тексте статьи), которую автор сопоставляет с этим персонажем.
Доротея – это героиня идиллической поэмы И.В. Гете “Герман и Доротея”. Она рассказывает о
любви между сыном трактирщика и беженкой из захваченных французами земель Западной
Германии. Это литературное сопоставление помогает лучше понять характер __ и
отношение автора к ней. Доротея у Гёте – это чистая, искренняя, немного наивная девушка, у
которой глубокий внутренний мир. __ тоже такая –
непосредственная, чувствительная, порывистая, но в то же время очень честная в своих чувствах.
Так же, как __, Доротея оказалась в чужой земле, ее не воспринимают как равную,
ее происхождение является преградой для любви и счастья. Сравнение с Доротеей подчеркивает
внутреннюю чистоту, непринадлежность к светской среде, её «инаковость», а также
драматический финал повести, в которой герой, в отличие от Германа, не выдержал
испытания любовью и потерял свою Доротею.
→ Узнать ответ

13. Перед Вами иллюстрации, созданные Александром Бенуа к петербургской повести А.С. Пушкина
«Медный всадник».
Каждая из них соответствует одному элементу сюжета. Выберите ту, которая иллюстрирует
развязку повести.

→ Узнать ответ

14. Прочитайте стихотворение. В нем автор использует устойчивый в поэзии образ памятника –
традиционный для множества поэтов, в частности Горация, Ломоносова, Державина, Пушкина и
пр. Однако в этом стихотворении, в отличие от предшественников, Заходер не использует другой
образ, также часто сопутствующий теме поэтического творчества и символизирующий
вдохновение. Запишите слово, которое обозначает этот образ.
Сказать ли правду?
Памятников – нет.
Ни рукотворных, ни нерукотворных.
Настанет срок – увы, сотрётся след
Всех наших дел – и славных, и позорных.
Сотрётся след побед и прочих бед,
След вдохновений и трудов упорных,
Черты царей на серебре монет
И надписи в общественных уборных,
След океанов и массивов горных,
Самой Земли, её сестёр – планет…
Ведь всякий срок, – увы, всего лишь срок.
И он пройдёт.
Сотрётся след вселенной,
Где мы с тобой сумели – между строк –
Прочесть усмешку вечности.
Мгновенной.
Сотрётся след…
Но не горюй, поэт!
Ты тоже усмехнулся – ей в ответ!
→ Узнать ответ

15. Рассмотрите иллюстрации современного художника к известному литературному произведению
А.С. Пушкина. Узнали ли Вы его? Напишите его название с заглавной буквы без кавычек.

→ Узнать ответ

PANDAEXAM
2269

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *