Школьный этап ВСОШ по Литературе для 5-11 класс 2025-2026 по г. Анапа задания и ответы

Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Литературе для 5-11 класс, проходящая 15.09.2025 по Краснодарскому краю в г. Анапа.

Материалы олимпиады ВСОШ по Литературе 5-6 класс для г. Анапа (задания и ответы)

1. 1. Из каких басен И.А. Крылова взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы?
а) «В сердце льстец всегда отыщет уголок».
б) «А ларчик просто открывался».
в) «У сильного всегда бессильный виноват».
г) «Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши!»
д) «Ай, Моська! Знать, она сильна, /Что лает на слона!»
е) «А Васька слушает да ест».
→ Узнать ответ

1.2. Рассмотрите иллюстрацию.  Выберите название произведения, соответствующее представленной иллюстрации. 

1) Аленький цветочек
2) Левша
3) Двенадцать месяцев
4) Чёрная курица, или Подземные жители
5) Морозко
6) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
7) Ночь перед Рождеством
8) Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
и о прекрасной царевне Лебеди
→ Узнать ответ

1.3. Укажите портрет автора данного произведения.

→ Узнать ответ

Материалы олимпиады ВСОШ по Литературе 7-8 класс для г. Анапа (задания и ответы)

1.1. Определите произведения и их авторов по приведённым фрагментам. Укажите, о каком герое или героине идет речь в этом фрагменте. Запишите автора, название произведения и героя
А. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложенна славу. Из-под мокрой запашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.
Б. (Он) только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем.
В. «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»)
Г. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта… была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.
→ Узнать ответ

1.2. Прочитайте отрывки произведений, по данным характеристикам образа жизни, укажите, какие герои проживают следующим образом?
А. И вот ходит он, ходит по комнатам, потом сядет и посидит. И все думает.
Вышел помещик на балкон, потянул носом и чует: чистый-пречистый во всех его владениях воздух сделался. Натурально, остался доволен. Думает: «Теперь-то я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!». И начал он жить да поживать и стал думать, чем бы ему свою душу утешить.
Б. Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста.
В. Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение»
→ Узнать ответ

1.3. Определите жанр произведения по приведенному отрывку
А. «На семнадцатом году жизни намерение оставить мир и вступить на путь иноческой жизни окончательно созрело в Прохоре. И в сердце матери образовалась решимость отпустить его на служение Богу. Трогательно было его прощание с матерью! Собравшись совсем, они посидели немного, по русскому обычаю, потом Прохор встал, помолился Богу, поклонился матери в ноги и спросил её родительского благословения. Агафия дала ему приложиться к иконам Спасителя и Божией Матери, потом благословила его медным крестом. Взяв с собою этот крест, он до конца жизни носил его всегда открыто на груди своей».
Б. «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом».
В. А не то ступай во Новгород И ударь о велик заклад,
Заложи свою буйну голову
И выряжай с прочих купцов Лавки товара красного
И спорь, что в Ильмень-озере Есть рыба — золоты перья.
Г. Просящему не запирай дверей, при голоде и сам попросишь сухарей у добреньких людей.
Д. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
→ Узнать ответ

Материалы олимпиады ВСОШ по Литературе 9 класс для г. Анапа (задания и ответы)

1.1. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены ниже.
А) Когда-то Голуби уговорились
Избрати Коршуна царем,
Надежду утвердив на нем,
И покорились.
Уж нет убежища среди им оных мест,
Он на день Голубей десятка по два ест
Б) Едва царем он стал,
Как разом начудесил:
Сто двадцать человек
тотчас в Сибирь сослал
Да пятерых повесил.
В) Прежде всего, Бога ради
идуши своей, страх имейте
Божий в сердце своем
и милостыню подавайте
неоскудную, – это ведь
начало всякаго добра.
Если же кому нелюба
грамотка эта, то пусть
не посмеются, а так скажут:
на дальнем пути, да на санях
сидя, безлепицу молвил
→ Узнать ответ

1.2. Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите его.
А) Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
(С. Есенин)
Б) Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.
(А.Фет)
В) Засыпать под ропот моря,
Просыпаться с шумом сосен,
Жить, храня веселье горя,
Помня радость прошлых вёсен;
(В. Брюсов)
→ Узнать ответ

1.3. Назовите произведение и его автора по фрагменту текста.
1) О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих…
2) Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
3) Вот злонравия достойные плоды.
4) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора…
5) Через базарную площадь идет полицейский надзиратель … в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина…
→ Узнать ответ

Материалы олимпиады ВСОШ по Литературе 10-11 класс для г. Анапа (задания и ответы)

1.1. По отрывкам из критических статей определите, о каких произведениях русской классики идёт речь. Запишите автора и название произведений.
А) «Как картина она, без сомнения, громадна. Полотно её захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, исторический момент и нравы». (И. Гончаров)
Б) «В сближении двух основных лиц произведения все в высшей степени естественно. Автор, как смелый знаток сердца человеческого, с первых сцен между Ольгой и её избранником отдал большую долю интриги комическому элементу. Она сближается с ним из любопытства, нравится ему от нечего делать…а затем останавливается в изумлении перед чудом, ею сделанным». (А. Дружинин)
В) «Как эмпирик, герой признает только то, что можно ощущать руками, увидать глазами, положить на язык. Все остальные человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы; вследствие этого наслаждения красотами природы, живописью, поэзией, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше и чище наслаждения сытным обедом». (Д.Писарев)
→ Узнать ответ

1.2. Найдите в каждой цепочке четвертое лишнее и кратко объясните свой выбор
А) Элегия – эпопея – эпитафия – ода.
Б) Эпилог – эпиграф – эпитет – пролог.
В) Метафора – анафора – перифраз – синекдоха.
Г) Басня – элегия – эпиграмма – послание.
→ Узнать ответ

1.3. Дайте жанровые определения следующих произведений.
А) Д. И. Фонвизин «Недоросль»;
Б) И.А. Крылов «Волк на псарне»;
В) А.С. Пушкин «Медный всадник»;
Г) Н.В. Гоголь «Мертвые души»;
Д) А.П. Чехов «Хамелеон»;
Е) В.А. Жуковский «Светлана»;
Ж) М.Ю. Лермонтов «Мцыри»;
З) Л.Н. Толстой «Война и мир»;
И) А.Н. Островский «Гроза»;
К) А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери».
→ Узнать ответ

PANDAEXAM
2055

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *