
Разбор заданий: ответы к Олимпиаде ВСОШ по Русскому языку 9 класс, муниципальный этап для г. Москвы на 15.11.2025 г. Включает в себя авторский разбор вопросов для 9 класса. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях
Муниципальный этап ВСОШ по Русскому языку 9 класс
Задание 1. В процессе образования глагольных форм проявляется различное соотношение между основами инфинитива и настоящего/будущего времени. В зависимости от этого соотношения, а также принадлежности к типу спряжения все глаголы современного русского языка делятся на классы.
Проведите небольшое исследование и определите глаголы, которые будут относиться к одинаковому классу. Сформируйте группы таких глаголов и запишите в поля ответов номера глаголов, относящихся к одному классу. Если какие-то глаголы не образуют группу, то указывать их не надо.
1) везти
2) течь
3) грызть 4) брести
5) мести
6) вставать 7) клевать
8) стричь
9) давать
Каждый ответ записывайте в отдельное поле, добавляя их при необходимости. Последовательность групп не имеет значения.
Запишите только номера слов без пробелов и прочих лишних символов строго в порядке возрастания.
Образец: 23
Задание 2.Омонимия предлогов – это явление, когда один предлог имеет несколько значений и может быть омонимичен другим частям речи, например предложно-падежным сочетаниям (предлог + существительное) или деепричастиям. Всем известны такие примеры омонимии: в течение дня – значение времени и в течение реки (вин. пад.). Первообразные (непроизводные) предлоги также могут быть омонимами в разных контекстах.К каждому приведённому примеру употребления предлога подберите его значение.превратилась в растворотбежал в сторонуприехал в гостидежурил в ночьразрешили в благодарностьвес в тоннуусловиепространство (направление)цельвремяпричинамера и степеньпризнак предметапредметность
Задание 3. Прочитайте текст и заполните пропуски.Известно, что многие фамилии исторически образованы от наименования профессии / рода деятельности человека. Так, одно из наименований профессии входит в широкий круг этимологически однокоренных слов, одно из которых (1) употребляется только во множественном числе и называет кандалы (укажите это слово в форме Им. п.). Примечательно, что в этом слове ударная корневая гласная вступает в историческое чередование с гласной (2) (укажите эту гласную), которая встречается в наименовании из 7 букв мастерской по металлу (3). В это же гнездо исторически однокоренных слов входит прилагательное (4)с той же гласной, что в слове (1), это прилагательное часто сочетают со словом враг, характеризуя его ум и хитрость. При этом такой человек зачастую может «строить (5)» (напишите исторически однокоренное существительное в форме мн. ч., входящее в этот фразеологизм), тем самым проявляя качество, называемое прилагательным (4). Интересно, что в это же гнездо слов данного корня входит и существительное ж. р. (6), называющее тяжёлый инструмент, с такой же корневой гласной, как и в слове (3), а также прилагательное с приставкой под-. (7) с уже закрепившимся переносным значением «разбирающийся, знающий, подготовленный, тренированный, грамотный».В каждое поле для ответа записывайте только одно слово (если не указано иное) строго в начальной форме без пробелов, знаков препинания и прочих символов. Проверьте ответ перед сохранением. Ответ, внесённый неверно, а также с ошибками/опечатками, будет засчитываться как ошибочный.(1)(укажите это слово в форме Им. п.) – Ответ
Задание 4. Во всех заданиях задачи в каждое поле для ответа записывайте только одно слово (или часть слова, если это указано) без пробелов, знаков препинания и прочих символов. Проверьте ответ перед сохранением. Ответ, внесённый неверно, а также с ошибками/опечатками, будет засчитываться как ошибочный.Числительное полтора в просторечии имеет редкую собирательную форму.Укажите, как выглядит эта собирательная форма.ОтветОтвет можно сохранять несколько разСохранить ответНазовите наименьшее (по количеству) собирательное числительное, по аналогии с которым появилась такая собирательная форма слова полтора.ОтветОтвет можно сохранять несколько разСохранить ответЧислительное из предыдущего задания представляет интерес и собственным историческим словообразованием. Известно, что исторически это собирательное числительное образовалось от другой основы путём гаплологии*. Эта историческая основа встречается, например, в современном названии одного дня недели и в других разрядах этого числительного.* Гаплология – это выпадение в слове одного из двух идущих друг за другом одинаковых или близких по звучанию слогов (розоватый ←← розововатый [розов-ый + -оват-]).Назовите день недели.ОтветОтвет можно сохранять несколько разСохранить ответНазовите основу, от которой исторически было образовано числительное, о котором говорится в двух заданиях выше.ОтветОтвет можно сохранять несколько разСохранить ответНазовите суффикс, с помощью которого было образовано это числительное.ОтветОтвет можно сохранять несколько разСохранить ответНазовите основу, от которой это собирательное числительное образуется в современном языке.ОтветОтвет можно сохранять несколько разСохранить ответНаконец, наличие у числительного полтора собирательной формы помогает решить проблему употребления одного частотного словосочетания некоторого существительного и числительного полтора. Запишите это существительное в начальной форме (Им. п., мн. ч.).