
Официальные задания, ответы, разбор на Пригласительный этап ВСОШ по Литературе для 9-10 класса 2025/26. Проходящий 15-16.04.2025 на официальном сайте МЭШ – school.mos.ru
→ Скачать задания и ответы по Литературе 9-10 класс
ПЭ ВсОШ по Литературе 9-10 класс задания, ответы
Задание 1. Узнайте отечественного писателя по описанию.
Этот писатель совершил кругосветное плавание, о чём оставил литературные заметки, был цензором. Благодаря ему было опубликовано стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта», ранее не публиковавшееся из-за цензурного запрета. Он написал, помимо художественных произведений, блестящую статью о смысле грибоедовской комедии «Горе от ума».
Укажите его фамилию.
И. С. Тургенев
В. Г. Белинский
А. И. Герцен
А. И. Гончаров
Д. И. Фонвизин
Н. М. Карамзин
М. В. Ломоносов
Г. Р. Державин
Л. Н. Толстой
Ф. М. Достоевский
В. А. Жуковский
→ Узнать ответ
Задание 2. Выберите название статьи о комедии «Горе от ума».
«Взгляд на русскую литературу 1829 года»
«Карету мне, карету!»
«Тёмное царство»
«Княжна Зизи»
«Мильон терзаний»
«Луч света в тёмном царстве»
«Великий сатирик»
«Мотивы русской драмы»
«Век нынешний да век минувший»
«Асмодей нашего времени»
«Горе уму»
«Ужасный век, ужасные сердца»
→ Узнать ответ
Задание 3.  Узнайте героиню русской литературы.
Помещица, послужившая причиной разоблачения аферы отставного чиновника, так и не ставшего херсонским помещиком.
Напишите её фамилию (только фамилию, одно слово).
→ Узнать ответ
Задание 4. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора.
Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие. Впоследствии из рассказов бабушки я узнал, что мать приехала как раз в те дни, когда её братья настойчиво требовали у отца раздела имущества. Неожиданное возвращение матери ещё более обострило и усилило их желание выделиться. Они боялись, что моя мать потребует приданого, назначенного ей, но удержанного дедом, потому что она вышла замуж «самокруткой», против его воли. Дядья считали, что это приданое должно быть поделено между ними. Они тоже давно и жестоко спорили друг с другом о том, кому открыть мастерскую в городе, кому — за Окой, в слободе Кунавине.

Задание 5. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора.
Прибежала девочка — тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. Тоже — глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный.

Задание 6. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора.
Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для неё род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впечатления, ею произведённого на m-r Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса. Несколько дней сряду потом она встречала его довольно часто, не удостаивая большей внимательности. Неожиданным образом получила она о нём совершенно новое понятие.

Задание 7. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора.
Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования; для неё он зачат и рождён, и вне её он не только никому не нужен, но, как говорят расчётливые хозяева, представляет ущерб. Вся обстановка, в которой он живёт, направлена единственно к тому, чтобы не дать замереть в нём той мускульной силе, которая источает из себя возможность физического труда. И корма и отдыха отмеривается ему именно столько, чтобы он был способен выполнить свой урок. А затем пускай поле и стихии калечат его — никому нет дела до того, сколько новых ран прибавилось у него на ногах, на плечах и на спине. Не благополучие его нужно, а жизнь, способная выносить иго работы. Сколько веков он несёт это иго — он не знает; сколько веков предстоит нести его впереди — не рассчитывает. Он живёт, точно в тёмную бездну погружается, и из всех ощущений, доступных живому организму, знает только ноющую боль, которую даёт работа.

Задание 8.  Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора.
Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да ещё вдобавок меня хотели утопить. Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде. Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: «Кто идёт?» Вышел урядник и десятник. Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности, и стал требовать казённую квартиру. Десятник нас повёл по городу. К которой избе ни подъедем — занята. Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начинал сердиться.

Задание 9. Рассмотрите портреты и выполните задания.
Установите соответствие между портретом и фамилией писателя.
Писатели: Тредиаковский, Батюшков, Ломоносов, Державин, Жуковский, Баратынский.
Укажите верный ответ в выпадающем списке.

Задание 10. Разделите представленные выше изображения на две группы: классицизм и романтизм. Укажите верный ответ в выпадающем списке.

Задание 11. Определите жанр произведения по его фрагменту.
Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины — золоты перья.
литературная сказка
романтическая поэма
былина
баллада
→ Узнать ответ
Задание 12.  Определите жанр произведения по его фрагменту.
Что же мигом пред собою
Видит Ольга? чудо! страх!
Латы всадника золою
Все рассыпались на прах:
Голова, взгляд, руки, тело —
Всё на милом помертвело,
И стоит уж он с косой,
Страшный остов костяной.
баллада
элегия
ода
литературная сказка
→ Узнать ответ
Задание 13. Определите жанр произведения по его фрагменту.
В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
В стенах внезапно укрепленна
И зданиями окруженна,
Сомненная Нева рекла:
«Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?»
романтическая поэма
ода
элегия
баллада
→ Узнать ответ
Задание 14. Узнайте зарубежного писателя по фактам его биографии.
Первым написал роман о нашествии марсиан на Землю; назвал первого главу советского государства «кремлёвским мечтателем».
Укажите его фамилию.
У. Шекспир
В. Скотт
Д. Дефо
Э. По
Р. Брэдбери
И. В. Гёте
Д. Г. Байрон
Дж. Свифт
Дж. Лондон
Г.Уэллс
→ Узнать ответ
Задание 15. Что объединяет этих писателей?
А. Грин и Р. Брэдбери
Выберите правильный ответ.
писали фантастическую прозу
писатели-неоромантики
состояли в переписке
→ Узнать ответ
Задание 16. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин
ФОНТАНУ БАХЧИСАРАЙСКОГО ДВОРЦА
(1) Фонтан любви, фонтан живой!
(2) Принёс я в дар тебе две розы.
(3) Люблю немолчный говор твой
(4) И поэтические слёзы.
(5) Твоя серебряная пыль
(6) Меня кропит росою хладной:
(7) Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
(8) Журчи, журчи свою мне быль…
(9) Фонтан любви, фонтан печальный!
(10) И я твой мрамор вопрошал:
(11) Хвалу стране прочёл я дальной;
(12) Но о Марии ты молчал…
(13) Светило бледное гарема!
(14) И здесь ужель забвенно ты?
(15) Или Мария и Зарема
(16) Одни счастливые мечты?
(17) Иль только сон воображенья
(18) В пустынной мгле нарисовал
(19) Свои минутные виденья,
(20) Души неясный идеал?
(1824)
Укажите стихотворный размер стихотворения.
четырёхстопный дактиль
пятистопный хорей
четырёхстопный ямб
трёхстопный амфибрахий
четырёхстопный хорей
→ Узнать ответ
Задание 17.  В третьей и четвёртой строфах названы имена персонажей известного произведения русской литературы
Укажите только фамилию автора произведения, герои которого носят эти имена.
В поле для ответа запишите одно слово.
→ Узнать ответ
Задание 18. Укажите способ рифмовки во второй строфе стихотворения.
перекрёстный
парный
кольцевой/опоясывающий
→ Узнать ответ
Задание 19. Отметьте верное(-ые) утверждение(-я).
Стихотворение относится к
гражданской лирике
пейзажной лирике
элегической поэзии
→ Узнать ответ
Задание 20. Отметьте ДВА верных утверждения.
В первой строфе стихотворения перекрёстная рифмовка.
В стихотворении есть неточные рифмы.
В стихотворении имеется метафора.
В стихотворении есть сравнение.
Все строки заканчиваются ударным слогом.
→ Узнать ответ
Задание 21. В строках 13 — 16 найдите перифразу и укажите строку, в которой она встречается.
(13) Светило бледное гарема!
(14) И здесь ужель забвенно ты?
(15) Или Мария и Зарема
(16) Одни счастливые мечты?
→ Узнать ответ
Задание 22.  В строках 1 — 5 найдите эпитеты.
(1) Фонтан любви, фонтан живой!
(2) Принёс я в дар тебе две розы.
(3) Люблю немолчный говор твой
(4) И поэтические слёзы.
(5) Твоя серебряная пыль…
Укажите цифрой их количество.
→ Узнать ответ