
Олимпиада «ВСОШ» по Русскому языку7, 8, 9, 10, 11 класс, муниципальный этап для г. Москвы на 25.10.2025 г. Включает в себя авторский разбор вопросов для 7, 8, 9, 10, 11 класса. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях
Олимпиада ВСОШ по Русскому языку 25.10.2025 г.
Ответы к вопросам 7 класс
Задание 1. Ниже приведена популярная детская песенка “Кто пасётся на лугу?” из одноимённого мультфильма, впервые показанного в альманахе “Весёлая карусель”: — Далеко, далеко на лугу пасутся ко… — Кони? — Нет, не кони! — Далеко, далеко на лугу пасутся ко… — Козы? — Нет, не козы! — Далеко, далеко на лугу пасутся ко… — А, коровы! — Правильно, коровы! Пейте, дети, молоко — Будете здоровы! (музыка — А. Пахмутовой, слова — Ю. Черных) Вопросы и задания: Почему правильный с точки зрения песенки ответ некорректен лингвистически?
→ Раскрыть ответ
Задание 2. Рассмотрите ряд прилагательных: гладкий, лёгкий, крепкий, мягкий, редкий, резкий, тонкий, широкий. Вопросы и задания: 1. Опираясь на некоторую особенность, связанную с морфемным составом слов и проявляющуюся при словоизменении, распределите эти слова на две равные группы. 2. В какую группу вы бы отнесли слова близкий, узкий? 3. В какую группу (какие группы) вы бы отнесли слова сладкий, горький, высокий, низкий
→ Раскрыть ответ
Ответы к вопросам 8 класс
Задание 1. Ниже приведена популярная детская песенка “Кто пасётся на лугу?” из одноимённого мультфильма, впервые показанного в альманахе “Весёлая карусель”: — Далеко, далеко на лугу пасутся ко… — Кони? — Нет, не кони! — Далеко, далеко на лугу пасутся ко… — Козы? — Нет, не козы! — Далеко, далеко на лугу пасутся ко… — А, коровы! — Правильно, коровы! Пейте, дети, молоко — Будете здоровы! (музыка — А. Пахмутовой, слова — Ю. Черных) Вопросы и задания: Почему правильный с точки зрения песенки ответ некорректен лингвистически?
→ Раскрыть ответ
Задание 2. Однажды юная лингвистка Ника наткнулась на интересный список прилагательных, немного между собой похожих. Ника заметила, что в части слов есть одно занимательное словообразовательное явление, а в другой части — нет. Рассмотрим найденный ей список: вчерашний, вышний, домашний, лишний, послушный, сегодняшний, страшный, тамошний, теперешний, тошный, тутошний, успешный.
Помогите Нике распределить слова на две равные группы в соответствии с наличием либо отсутствием некоторого словообразовательного явления. Как образованы слова в каждой из групп?
При анализе морфемного состава слова часто говорят о производящей основе. Например: лес — лесной, слово лесной образовано от основы слова лес с помощью присоединения суффикса -н. Таким образом, производящая основа слова лесной — лес-. Какая производящая основа для каждого слова из группы, в которой вы обнаружили явление?
Лингвистка рассказала своему учителю о группе слов с этим словообразовательным явлением. «Хм, эту группу, на самом деле, можно разделить ещё на две равные подгруппы: ведь у этих слов, — заметил учитель Ники, — есть ещё что-то в их составе, чего нет у других в этой группе». О каких словах говорил учитель? Что их отличает?
В какую из подгрупп следовало бы отнести слово здешний? Как это слово образовано? Как оно могло бы выглядеть, если бы относилось к другой подгруппе?
→ Раскрыть ответ
Ответы к вопросам 9 класс
Задание 1. Для жителей Москвы привычно в разговоре называть главную водную артерию своего города, реку Москву, одним фонетическим словом. Петя совсем недавно приехал в столицу учиться, и, услышав в метро такой вариант произношения гидронима, подумал, что если бы он не знал географии, то он записал бы это название так: Маскварика (1). Вопросы и задания: 1. Затранскрибируйте слово (1). Укажите все фонетические отличия слова Маскварика (1) от вариантов река Москва (2) и Москва-река (3). Выйдя из метро, Петя задумался: возможно, из-за шума вагона он принял вариант (3) за вариант (1), и на самом деле вариант (1) никто и не использует. Однако проходящая мимо компания, планирующая на речном трамвайчике дойти до какого-то парка, развеяла его сомнения.
Объясните, чем ещё отличаются варианты (1) и (3), если они используются в контексте. Приведите пример такого контекста.
В электричке наблюдательный Петя снова задался вопросом: зачем дублировать объявление станции на английском? Тем более что название станции никогда не переводится, а обе фразы:
Следующая станция: Рабочий Посёлок / Немчиновка / Баковка; The next station is: Rabochiy Posyolok / Nemchinovka / Bakovka;
звучат практически одинаково. Неужели объявление не понятно и без перевода? Объясните Пете, почему дублирование необходимо.
→ Раскрыть ответ
Задание 2. Однажды юная лингвистка Ника наткнулась на интересный список прилагательных, немного между собой похожих. Ника заметила, что в части слов есть одно занимательное словообразовательное явление, а в другой части — нет. Рассмотрим найденный ей список: вчерашний, вышний, домашний, лишний, послушный, сегодняшний, страшный, тамошний, теперешний, тошный, тутошний, успешный. Вопросы и задания: 1. Помогите Нике распределить слова на две равные группы в соответствии с наличием либо отсутствием некоторого словообразовательного явления. Как образованы слова в каждой из групп?
При анализе морфемного состава слова часто говорят о производящей основе. Например: лес — лесной, слово лесной образовано от основы слова лес с помощью присоединения суффикса -н. Таким образом, производящая основа слова лесной — лес-. Какая производящая основа для каждого слова из группы, в которой вы обнаружили явление?
Лингвистка рассказала своему учителю о группе слов с этим словообразовательным явлением. «Хм, эту группу, на самом деле, можно разделить ещё на две равные подгруппы: ведь у этих слов, — заметил учитель Ники, — есть ещё что-то в их составе, чего нет у других в этой группе». О каких словах говорил учитель? Что их отличает?
В какую из подгрупп следовало бы отнести слово здешний? Как это слово образовано? Как оно могло бы выглядеть, если бы относилось к другой подгруппе?
→ Раскрыть ответ
Ответы к вопросам 10 класс
Задание 1. Для жителей Москвы привычно в разговоре называть главную водную артерию своего города, реку Москву, одним фонетическим словом. Петя совсем недавно приехал в столицу учиться, и, услышав в метро такой вариант произношения гидронима, подумал, что если бы он не знал географии, то он записал бы это название так: Маскварика (1). Вопросы и задания: Затранскрибируйте слово (1). Укажите все фонетические отличия слова Маскварика (1) от вариантов река Москва (2) и Москва-река (3). Выйдя из метро, Петя задумался: возможно, из-за шума вагона он принял вариант (3) за вариант (1), и на самом деле вариант (1) никто и не использует. Однако проходящая мимо компания, планирующая на речном трамвайчике дойти до какого-то парка, развеяла его сомнения. Объясните, чем ещё отличаются варианты (1) и (3), если они используются в контексте. Приведите пример такого контекста.
В электричке наблюдательный Петя снова задался вопросом: зачем дублировать объявление станции на английском? Тем более что название станции никогда не переводится, а обе фразы:
Следующая станция: Рабочий Посёлок / Немчиновка / Баковка; The next station is: Rabochiy Posyolok / Nemchinovka / Bakovka; звучат практически одинаково. Неужели объявление не понятно и без перевода? Объясните Пете, почему дублирование необходимо.
→ Раскрыть ответ
Задание 2. В подкорпусе «Социальные сети» Национального корпуса русского языка* находим такой пример (орфография и пунктуация сохранены): Схемы по электрике есть с полным описанием (гадать с тестером не придется). Куплю двусторонние брелы на зап. части. Могу предложить установщикам интересные приборы для проверки брелов, а так же проверки взломостойкости сигнализации. [Установка сигнализаций (сертифицированная) (2009)] *Национальный корпус русского языка (НКРЯ) — большое электронное собрание автоматически обработанных текстов на русском языке.
Вопросы и задания:
Что такое брелы? Как образовано это слово? Что вы можете сказать о процессах, которые привели к образованию этого слова? Приведите пример слова, иллюстрирующего данное явление в русском языке. Для примера укажите слово, благодаря которому оно образовалось, а также дайте обоснование того, что пример подходит. В русском языке вместо литературного варианта слова брелы, о котором спрашивалось в пункте 1, часто можно встретить другой, нелитературный вариант. Назовите его.
Объясните, как он возник.
→ Раскрыть ответ
Ответы к вопросам 11 класс
Задание 1. На уроке литературы Миша и Агата проходят творчество русских поэтов 2-й половины XIX века. Учительница русского языка и литературы, Виктория Никитична, зачитывает отрывок из поэмы “Матвей Радаев” Н. П. Огарёва.
Радаев с жизнью не свыкался; Весь чад тревоги городской, Бездушной, дикой и пустой, Его томил, он задыхался, Рвался на волю и уйти Хотел с служебного пути. Но чувство увлекло иное Его в те памятные дни. Искало сердце молодое Любви и счастья, — и они, Они пришли тепло и ясно, Со всей мечтательностью страстной, С всем мягким воздухом весны, Где мирно слиты жизнь и сны.
Вопросы и задания: Миша и Агата перешептываются: – Агата, что еще за X? Разве в XIX веке существовали форумы? И тема для обсуждения у них какая-то странная… Шёпот слышит Виктория Никитична: – Миша, слово Y значит ‘дым’, а в этом стихотворении в переносном значении ‘дурман’. Возможно, тебе знакомо слово Z. Оно означает особый сосуд для богослужений и является родственным слову Y. Хотя действительно, звучит в стихотворении именно X. 1. Назовите слова X, Y и Z в начальной форме. Объясните, почему Миша услышал именно X, а не Y.
Спасибо за объяснение, Виктория Никитична, – сказал Миша, – а можно следующую часть вслух прочитаю я?
Виктория Никитична передала Мише текст и указала место, на котором остановилась, чтобы он продолжил читать после него. Начал Миша уверенно, но вскоре начал сбиваться: – Виктория Никитична, тут ведь рифмы нет, как вообще это читать? – Да, Миша, мы привыкли, что обычно перед словами, начинающимися на _, стоит предлог . Например, в сочетании слов _из стихотворения. Однако в этом отрывке это правило дважды нарушается: в сочетаниях _ и _. Это сделано для того, чтобы сохранить стихотворный размер. Кроме того, в слове _ раньше ударение могло падать на конец слова, учитывай это при чтении.
– Спасибо, Виктория Никитична, теперь читать стало намного проще!
Выполните задание Виктории Никитичны.
Заполните пропуски в диалоге между Викторией Никитичной и Мишей. – Ученики, – продолжила Виктория Никитична, – я подготовила для вас небольшую олимпиадную задачу на основе этого отрывка. Посмотрите на правый столбец, в нем встречается 3 глухих, непарных по глухости-звонкости, мягких согласных звука. Укажите эти звуки и слова, в которых они встречаются, в той форме, в которой они встречаются в тексте.
В словах подчеркните ту позицию, в которой этой звук может встретиться.
→ Раскрыть ответ