
Официальные задания и ответы к демоверсии МЦКО по Биологии углубленный уровень для 8 класса на апрель-май 2025 год, содержит 1 (один) тренировочный вариант заданий с ответами и решениями. Данный материал разработан для подготовки к диагностическому тестированию в общеобразовательных учреждениях Москвы.
→ Скачать официальные варианты по МЦКО 2024-2025
Подготовка к диагностике МЦКО по Биологии углубленный уровень 8 класс: демоверсия 2025 г.
Проверочная работа проводится с целью осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в порядке, принятом Департаментом образования и науки города Москвы. Назначение проверочной работы по учебному предмету «Биология» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федеральной образовательной программы основного общего образования. Период проведения – апрель–май 2025 года.
Время выполнения диагностической работы
Время выполнения проверочной работы – 70 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Условия проведения диагностической работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Проверочная работа проводится в компьютерной форме. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Содержание и структура проверочной работы
Каждый вариант проверочной работы состоит из 25 заданий. Проверочная работа содержит задания, направленные на проверку различных блоков умений, формируемых при изучении курса биологии.
Официальная демонстрационная версия МЦКО для 8 класса: задания и ответы
Задание 1. Рассмотрите изображения организмов, относящихся к Царству Животные. Распределите изображения организмов по соответствующим названиям специальных научных дисциплин зоологии: для этого переместите изображения с помощью компьютерной мыши в соответствующие строки таблицы «НАЗВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН».
Среди изображений организмов могут быть лишние.

НАЗВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
| АРАХНОЛОГИЯ | ОРНИТОЛОГИЯ | ИХТИОЛОГИЯ | ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ |
|---|---|---|---|
Задание 2. Выберите три правильно обозначенные подписи к рисунку «Строение клетки животного».

клеточный центр
лизосома
митохондрия
аппарат Гольджи
клеточная мембрана
эндоплазматическая сеть
Задание 3. Все перечисленные ниже утверждения, кроме двух, являются значениями плесневых грибов в жизни человека. Выберите два значения, выпадающих из списка.
вызывают болезни растений и животных
используются для получения особых сортов сыра
применяют для производства лимонной кислоты
образуют микоризу
получают антибиотики
Задание 4. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего.
1) вид Ёж обыкновенный
2) семейство Ежовые
3) царство Животные
4) отряд Насекомоядные
5) домен Эукариоты
6) подтип Позвоночные
Задание 5. Верны ли приведённые суждения о процессах жизнедеятельности животного организма?
А. Основными пищеварительными железами у позвоночных животных являются печень и поджелудочная железа.
Б. Одноклеточные и некоторые беспозвоночные животные дышат всей поверхностью тела.
верно только суждение А
верно только суждение Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Задание 6. Рассмотрите рисунок схемы кровообращения у позвоночных животных.
Заполните пустые ячейки таблицы, перетащив изображение сердца рыбы с помощью компьютерной мыши в соответствующую ячейку, и ответьте на вопросы, используя выпадающие списки в каждой ячейке.

| Кровеносная система рыбы | Количество кругов кровообращения | Особенность кровообращения |
|---|---|---|
| один два | в желудочке сердца находится смешанная кровь в камерах сердца находится только венозная кровь сердце четырёхкамерное в желудочке сердца есть неполная перегородка |
Задание 7. Рассмотрите рисунок «Строение фрагмента тела гидры».
Ответьте на вопросы, используя выпадающие списки в каждой ячейке таблицы.

| Как называется клетка тела гидры, обозначенная на рисунке цифрой 6? | В каком слое тела располагается данная клетка? | Какую функцию выполняет данная клетка? |
|---|---|---|
| нервная кожно-мускульная железистая стрекательная | энтодерма мезодерма эктодерма дерма | передача и восприятие возбуждения размножение защита и нападение переваривание пищи |
Задание 8. Рассмотрите схему жизненного цикла печёночного сосальщика.
Какой цифрой на схеме обозначен промежуточный хозяин печёночного сосальщика?

Задание 9. Установите последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с оплодотворённого яйца.
1) проникновение личинки в тело малого прудовика
2) размножение личинки
3) выход личинки из яйца в воде
4) образование цисты
5) прикрепление хвостатой личинки к водным растениям
Задание 10. Какое заболевание человека вызывает свиной цепень?
эхинококкоз
лейшманиоз
тениоз
бруцеллёз
Задание 11. Рассмотрите схему строения дождевого червя.
Укажите, к какому типу относится червь, название системы органов, обозначенных на рисунке знаком вопроса, и функцию, которую она выполняет. Заполните таблицу, используя выпадающие списки.

| ТИП | СИСТЕМА ОРГАНОВ | ФУНКЦИЯ СИСТЕМЫ |
|---|---|---|
| Плоские черви Круглые черви Кольчатые черви | кровеносная нервная выделительная | транспорт веществ в организме переваривание пищи регуляция работы органов и систем органов |
Задание 12. Установите соответствие между признаками и типами червей, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из выпадающего списка.
| ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ЧЕРВЕЙ |
|---|---|
| имеют слепо замкнутую пищеварительную систему | Круглые Плоские |
| наличие только продольных мышц | Круглые Плоские |
| полость тела отсутствует | Круглые Плоские |
| паразиты растений | Круглые Плоские |
| гермафродиты | Круглые Плоские |
Задание 13. Какой из перечисленных признаков является общим для представителей типа Моллюски?
голова отсутствует
нога превратилась в щупальца
гермафродит
наличие мантии
Задание 14. Рассмотрите изображения организмов, относящихся к разным типам животных. По рисункам определите, к какому типу принадлежит каждый из изображённых организмов, и характерный признак для данного типа животных. Название типа и его характеристику выберите из выпадающих списков.
Задание 15. Рассмотрите изображения организмов, относящихся к разным классам членистоногих животных. Выберите из выпадающих списков классы представленных животных и перетащите перечисленные ниже признаки организмов к их изображениям. Среди признаков есть лишние.

| тело слитное | одна пара усиков | внекишечное пищеварение | тело состоит из головогруди и брюшка | нет усиков | тело состоит из головы, груди и брюшка | сложные фасеточные глаза | две пары усиков |
Задание 16. Установите соответствие между названиями насекомых и их типом развития: к каждому элементу из первого столбца подберите соответствующий элемент из выпадающего списка.
| НАЗВАНИЯ НАСЕКОМЫХ | ТИП РАЗВИТИЯ |
|---|---|
| Клоп вредная черепашка | с полным превращением с неполным превращением |
| Муха комнатная | с полным превращением с неполным превращением |
| Пчела медоносная | с полным превращением с неполным превращением |
| Жук майский | с полным превращением с неполным превращением |
| Тля листовая галловая | с полным превращением с неполным превращением |
| Кузнечик серый | с полным превращением с неполным превращением |
Задание 17. Какой общий признак характерен для организмов под цифрами 1 и 2?
жаберное дыхание

наличие сердца на брюшной стороне тел
теплокровность
плакоидная чешуя
Задание 18. Рассмотрите изображения организмов, относящихся к разным классам позвоночных животных.

Перетащите изображения животных к их характеристикам и выберите из выпадающего списка класс данного животного. Среди представленных изображений есть лишние.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ | КЛАСС |
|---|---|---|
| • голова сочленена с позвоночником подвижно • характерно лёгочное дыхание • освоили две среды обитания | Костные рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Хрящевые рыбы | |
| • тело покрыто костной чешуёй • передвигается с помощью плавников • имеется боковая линия | Костные рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Хрящевые рыбы |
Задание 19. Какой цифрой на рисунке обозначена печень?

Задание 20. Установите соответствие между характеристиками органов птицы и их изображением, обозначенным на рисунке цифрой 1 или 2: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из выпадающего списка.
| ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ | ИЗОБРАЖЕНИЕ ОРГАНОВ |
|---|---|
| состоит из двух отделов: железистого и мускульного | 1 2 |
| временное накопление пищи | 1 2 |
| является расширением пищевода | 1 2 |
| соединяется с тонким кишечником | 1 2 |
| содержит пищеварительные соки | 1 2 |
Задание 21. Выберите три правильных ответа. Какие особенности характерны для представителей класса Млекопитающие?
перьевой покров
наличие копчиковой железы
«двойное дыхание»
семь шейных позвонков
наличие потовых и сальных желёз
живорождение
Задание 22. Какой цифрой на рисунке «Строение головного мозга рыбы» обозначен мозжечок?

Задание 23. Рассмотрите изображения организмов, относящихся к различным отрядам класса Млекопитающие.

Выберите из выпадающих списков отряды животных и перетащите перечисленные ниже характеристики организмов к их изображениям.
| тонкие и лёгкие кости | на грудине имеется киль | веретеновидное тело | конечности преобразованы в ласты | зубы приспособлены к разжёвыванию твёрдой пищи | зубы стачиваются и постоянно растут |
Задание 24. Известно, что медведь белый — это хищное млекопитающее животное, занесённое в Красную книгу РФ.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного.
Животное ведёт одиночный образ жизни.
Медведь ловит тюленей, нерпу и моржей, подкрадываясь из укрытий, или возле лунок: ударом лапы оглушает добычу и вытаскивает её на лёд.
В России охота на медведя полностью запрещена с 1956 года.
Белые медведи — отличные пловцы.
В полых шерстинках белого медведя иногда заводятся водоросли, придавая шерсти зеленоватый оттенок.
Медведи совершают сезонные кочёвки: летом отступают вместе со льдами к Северному полюсу, зимой перемещаются на материк.
Задание 25. Проанализируйте данные наблюдения учёных, представленные в таблице «Размножение рыб».
| Виды рыб | Количество икринок | Средний диаметр икринок | Средний возраст наступления половозрелости | Средний возраст рыб, выловленных в разных водоёмах |
|---|---|---|---|---|
| Щука обыкновенная | 30 тыс. | 2,5–3 мм | 3–4 года | 5 лет |
| Норвежская сельдь | 200 тыс. | 1,3 мм | 2–7 лет | 8 лет |
| Треска балтийская | 10 млн | 1 мм | 5–9 лет | 3 года |
| Сазан | 1,5 млн | 1 мм | 5–6 лет | 8 лет |
| Колюшка трёхиглая | 100–1000 | 1,8 мм | 1 год | 2 года |
Выберите два утверждения, наиболее точно отражающие содержащуюся в таблице информацию.
Колюшка трёхиглая достигает половозрелости к концу первого года жизни.
Вылов трески балтийской и сазана осуществляется только в половозрелом возрасте.
Диапазон средних размеров икринок представленных в таблице рыб составляет 1 мм – 3 мм.
Наибольший диаметр икринок у трески балтийской и сазана.
Щука обыкновенная, выловленная в разных водоёмах, весит 2–3 кг в возрасте 5 лет.