
Официальные задания и ответы к демоверсии МЦКО по Физике для 10 класса на апрель-май , содержит 1 (один) тренировочный вариант заданий с ответами и решениями. Данный материал разработан для подготовки к диагностическому тестированию в общеобразовательных учреждениях Москвы.
→ Скачать официальные варианты по МЦКО 2025
Подготовка к диагностике МЦКО по Физике 10 класс: демоверсия 2025 г.
Проверочная работа проводится с целью осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в порядке, принятом Департаментом образования и науки города Москвы. Назначение проверочной работы по учебному предмету «Физике» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 10-х классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федеральной образовательной программы основного общего образования. Период проведения – апрель–май 2025 года.
Время выполнения диагностической работы
Время выполнения каждой части проверочной работы – 45 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Содержание и структура проверочной работы
Каждый вариант проверочной работы состоит из 14 заданий. Проверочная работа содержит задания, направленные на проверку различных умений, формируемых при изучении курса Физике.
Официальная демонстрационная версия МЦКО для 10 класса: задания и ответы
Задание 1.1. Выберите все верные утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях.
Механическое движение относительно, например, скорость тела зависит от того, относительно какого предмета рассматривается движение этого тела.
Средняя скорость движения броуновской частицы в газе не зависит от температуры газа, но существенно зависит от массы этой частицы.
В цепи постоянного тока на всех последовательно соединённых резисторах независимо от их положения напряжение одинаково.
В электрически изолированной системе тел алгебраическая сумма электрических зарядов тел сохраняется.
Задание 1.2. В мензурку налили раствор медного купороса, сверху аккуратно налили чистую воду (см. рисунок) и оставили в покое. Через несколько дней граница разделения жидкостей стала размытой, а ещё через несколько дней вся жидкость в мензурке оказалась одинаково окрашенной.

Выберите из предложенного перечня утверждение, которое соответствует результатам проведённых экспериментальных наблюдений.
В эксперименте наблюдается … .
явление диффузии, в процессе которого происходит перемешивание жидкостей
броуновское движение, при котором молекулы медного купороса движутся только из-за того, что молекулы воду сталкиваются с молекулами медного купороса
конвекция, при которой тёплые струи жидкости поднимаются вверх, а холодные опускаются вниз
притяжение молекул воды и медного купороса, что приводит к перемешиванию жидкостей
Задание 2. В таблице приведены температуры плавления и кипения некоторых веществ при нормальном атмосферном давлении. Укажите вещество(-а), которое(-ые) будет(-ут) находиться в жидком состоянии при температуре 85 °С и нормальном атмосферном давлении.
| Вещество | Температура плавления | Температура кипения |
|---|---|---|
| Хлор | 171 К | 239 К |
| Спирт | 159 К | 351 К |
| Ртуть | 234 К | 630 К |
| Нафталин | 353 К | 490 К |
Задание 3. На каком рисунке правильно изображена картина линий напряжённости электростатического поля точечного положительного заряда?

Задание 4. Ученики изучали протекание электрического тока в цепи, схема которой изображена на рис. 1. Передвигая рычажок реостата при замкнутом ключе, они следили за изменением силы тока и построили график зависимости силы тока I от времени t (рис. 2).

Выберите два верных утверждения, соответствующих данным графика.
В процессе опыта сила тока в цепи изменялась в пределах от 3 до 6 А.
В промежутке времени от t2 до t3 сопротивление реостата оставалось неизменным.
В промежутке времени от 0 до t1 рычажок реостата перемещали вправо.
В промежутке времени от t3 до t4 рычажок реостата перемещали влево.
За промежуток времени от t2 до t3 напряжение на резисторе увеличилось в 2 раза.
Задание 5.1. онденсатор ёмкостью С = 10 нФ первоначально не заряжен. Его зарядили до напряжения между пластинами U = 85 В.
А. По какой из приведённых ниже формул можно вычислить заряд на одной из обкладок конденсатора?
| CU | C/U | 1/СU | U/C |
Б. Рассчитайте величину модуля заряда, который остался на одной из обкладок конденсатора.
Ответ: мкКл.
Задание 5.2. Электрическая линия для розеток на кухне оснащена автоматическим выключателем, который размыкает линию, если сила тока в ней превышает 25 А. Напряжение электрической сети равно 220 В. В таблице представлены электрические приборы, находящиеся на кухне, и потребляемая ими мощность.
| Электрические приборы | Потребляемая мощность, Вт |
|---|---|
| Духовка электрическая | 2300 |
| Посудомоечная машина | 1800 |
| Кофеварка | 1500 |
| Микроволновая печь | 1800 |
| Тостер-печь | 1100 |
| Кондиционер | 2000 |
| Блендер | 300 |
А. Определите максимальную мощность, на которую рассчитана проводка.
Ответ: кВт.
Б. Укажите электроприборы, которые можно включить одновременно при работающих электрической духовке и посудомоечной машине.
| Кофеварка | Микроволновая печь | Тостер-печь |
| Кондиционер | Блендер |
Задание 6.1. На горизонтальной поверхности стола находится брусок массой m = 1,0 кг (см. рисунок). К бруску приложена сила F, направленная в сторону поверхности стола под углом α = 30° к горизонту. Модуль этой силы F = 20 Н. Коэффициент трения между бруском и поверхностью стола μ = 0,4. Ускорение свободного падения g = 10 м/с2.

А. Из предложенного списка выберите формулу, по которой можно рассчитать модуль нормальной составляющей силы реакции опоры N, действующей на брусок.
| mg + Fsinα | mg – Fsinα | mg – Fcosα | mg |
Б. Рассчитайте модуль нормальной составляющей силы реакции опоры N, действующей на брусок. Принять cosα = 0,87; sinα = 0,5.
Задание 6.2. На горизонтальной поверхности стола находится брусок массой m = 1,0 кг (см. рисунок). К бруску приложена сила F, направленная в сторону поверхности стола под углом α = 30° к горизонту. Модуль этой силы F = 20 Н. Коэффициент трения между бруском и поверхностью стола μ = 0,4. Ускорение свободного падения g = 10 м/с2.

А. Из предложенного списка выберите формулу, по которой можно рассчитать модуль ускорения, с которым двигается брусок относительно поверхности стола.
| (Fcosα – μN)/m | (Fcosα + μN)/m | (F – μN)/m | (Fsinα + μN)/m |
Б. Рассчитайте модуль ускорения, с которым двигается брусок относительно поверхности стола. Принять cosα = 0,87; sinα = 0,5; N = 20 Н. Ответ округлите до десятых.
Задание 7. В термос с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда (tльда = 0 °C), после чего термос плотно закрыли. Считая термос идеальным теплоизолятором, укажите, как в течение нескольких последующих минут изменятся температура воды и масса льда.
Установите соответствие между указанными физическими величинами и их возможным изменением: для каждой позиции из первого столбца выберите характер изменения из выпадающего списка.
| ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА | ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ |
|---|---|
| температура воды | увеличится уменьшится не изменится |
| масса льда | увеличится уменьшится не изменится |
Задание 8. Ученик исследовал зависимость модуля силы трения F от массы m бруска, перемещая его равномерно и прямолинейно по горизонтальной поверхности. Результаты измерений с учётом их абсолютной погрешности представлены на графике. Можно считать, что g = 10 м/с2.

Каков приблизительно коэффициент трения скольжения бруска по поверхности, на которой проводился эксперимент?
Укажите любое значение из диапазона, удовлетворяющего погрешности измерений. Ответ округлите до сотых.
Задание 9. Ученику необходимо исследовать зависимость силы трения скольжения, действующей между деревянным бруском и деревянной горизонтальной поверхностью, от силы нормального давления бруска на поверхность. Для проведения исследования школьник взял деревянный брусок и деревянную линейку.
А. Какое дополнительное оборудование необходимо использовать для проведения этого эксперимента? Из приведённого ниже перечня оборудования выберите две позиции.
| штатив | динамометр | весы |
| груз массой 100 г | набор грузов массой 100 г |
Результаты исследования ученик представил в таблице.
| № опыта | Материал линейки | Материал бруска | Площадь, соприкасающихся поверхностей S, см2 | Количество грузов, помещённых на брусок | Модуль силы трения скольжения |
|---|---|---|---|---|---|
| 1 | древесина | древесина | 50 | 1 | 0,6 |
| 2 | древесина | древесина | 50 | 2 | 0,8 |
| 3 | древесина | древесина | 50 | 3 | 1 |
Б. Какой вывод можно сделать на основании полученных результатов? Из предложенного списка выберите одно утверждение.
| С увеличением силы нормального давления сила трения скольжения увеличивается. |
| Данный эксперимент не отражает зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления. |
| Сила трения скольжения не зависит от силы нормального давления. |
| Сила трения скольжения не зависит от площади трущихся поверхностей. |
Задание 10.1. До какой максимальной температуры может нагреться воздух, проходящий через изображённую на рисунке ЭТП?
| 100 ℃ | 110 ℃ | 150 ℃ | 220 ℃ |
Задание 10.2. Какую из следующих розеток можно использовать для безопасного подключения ЭТП?
