Отборочный этап олимпиады “Ломоносов” по Истории 11 класс 2025/2026 задания и ответы

Разбор заданий: решения, ответы к олимпиаде школьников “Ломоносов” по Истории для учащихся 11 класса. Проходящая с 31 октября по 7 ноября 2025 года. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях

Отборочный этап олимпиады «Ломоносов» по Истории 2025-2026

Вопросы для 11 класса

Задание 1. Внимательно прочитайте отрывки и выполните задания:
1. «Эти […] воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женам дулебским… Были же эти […] велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного […]. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли как […]»
А) Назовите исторический источник, из которого взят данный отрывок?
Б) К каким векам можно отнести содержание отрывка?
В) Вставьте пропущенное в тексте слово.

→ Раскрыть ответ

2. «А крестьянам отказываться из волости в волость, из села в село в один срок в году, за неделю до […] осеннего и в течение недели после […] осеннего. Дожитое за дворы крестьяне пусть платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина за двор. Если какой-либо крестьянин поживет за кем-нибудь год и уйдет прочь, то пусть он заплатит пожилое за четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то пусть он заплатит пожилое за полдвора; если поживет три года и пойдет прочь, то пусть он заплатит пожилое за три четверти двора; если поживет четыре года, то пусть он заплатит пожилое за весь двор».
А) Назовите источник, из которого взят данный отрывок.
Б) Укажите год создания данного источника.
В) С началом какого социально-экономического процесса связано появление данного текста?
Г) Укажите словосочетание, пропущенное в отрывке.

→ Раскрыть ответ

Задание 2. Выполните следующие задания:
1. По какому принципу составлен логический ряд:
1803 г., 1816 г., 1837 г., 1861 г., 1905 г.
2. В этом логическом ряду есть лишний элемент. Укажите его и кратко поясните, в чём несовпадение:
Дреговичи, северяне, черемисы, поляне, кривичи.
3. В данном ниже логическом ряду нарушена хронология. Восстановите её.
Иосиф Волоцкий, Феофан Прокопович, Даниил Заточник, А.Т. Болотов, А.Л. Ордин-Нащокин.
→ Раскрыть ответ

Задание 3. Перед вами карта военной операции времен Великой Отечественной войны. Внимательно рассмотрите её и ответьте на следующие вопросы:
1. Какая военная операция на ней изображена?
2. Укажите её хронологические рамки (с точностью до месяца).
3. С именем кого из военачальников связывают её успех (назвать не менее 2-х)?
4. Укажите вкратце (5 – 7 предложений) основные цели, итоги и значение этой операции.

→ Раскрыть ответ

Задание 4. Прочитайте предложенный отрывок. Ответьте на следующие вопросы:
1. О каком деятеле идёт речь?
2. Какой государственный пост он занимал на вершине своей карьеры?
3. К какому общественно-политическому направлению он принадлежал?
4. Какие взгляды на развитие России были для него характерны и как он их пытался реализовать? (ответ сформулируйте в 5-7 предложениях).

«В конце XX века отечественные историки стали по-другому оценивать деятельность […]. В годы русско-шведской войны 1808—1809 годов […] прекрасно организовал снабжение войск, обеспечивал пополнением и артиллерией. Своим личным участием и организацией боевых действий он побудил шведов начать мирные переговоры. Победы русской армии 1812—1813 годов не были бы столь блистательны, если бы в руководстве военного ведомства, тылового снабжения и обеспечения не было […]. Именно хорошая подготовка армии к боевым действиям ещё до 1812 года способствовала успешному разгрому противника в Отечественной войне 1812 года».
→ Раскрыть ответ

Задание 5. В представленных текстах вставьте пропущенные слова (даты, названия).
1. Значение этого древнего торгового пути «[…]» из Балтийского моря в Византию, было наиболее важным в […] веках. Затем значение пути падает с началом феодальной раздробленности и упадком Византии.
2. Первая отрасль, в которой начался технический переворот в […] годы в России, – была хлопчатобумажная. Большинство предприятий было сосредоточено в […] промышленном районе.
3. Основным торговым партнером молодого Советского государства в условиях международной изоляции в […] годы была […]. Общий объем торговли СССР и с этой страной постоянно возрастал. Однако это сотрудничество было прервано в связи со сменой политической режима в этой стране.
→ Раскрыть ответ

Задание 6. Перед вами фрагменты из текста мирного договора. Прочитайте и ответьте на вопросы:
1. Укажите название мирного договора, отрывки из которого представлены ниже. С каким государством он был заключён?
2. В каком году он был подписан?
3. По итогам каких событий он был создан?
4. Дайте краткий ответ, почему условия этого договора вызвали острую негативную реакцию великих держав Европы?

«СТАТЬЯ II
Блистательная Порта признает окончательно независимость княжества Черногории…
СТАТЬЯ III
Сербия признана независимой…
СТАТЬЯ V
Блистательная Порта признает независимость Румынии, которая предъявит свои права на вознаграждение, имеющее быть определенным обеими сторонами…
СТАТЬЯ VI
Болгария образует самоуправляющееся, платящее дань, Княжество, с христианским правительством и земским войском. Окончательные границы Болгарии будут установлены особой Русско-турецкой комиссией до очищения Румелии российской императорской армией…
СТАТЬЯ VIII
Оттоманские войска не будут более находиться в Болгарии, и все прежние крепости будут срыты на счет местного правительства…
СТАТЬЯ XXIV
Босфор и Дарданеллы будут открыты, как во время войны, так и во время мира, для торговых судов нейтральных держав, приходящих из русских портов или отправляющихся в оные…»
→ Раскрыть ответ

Задание 7. Изучите изображение и ответьте на вопросы:
1. Какому историческому событию посвящена эта картина?
2. В каком году произошло это событие и какой город представлен на картине?
3. Кисти какого живописца принадлежит эта картина?

→ Раскрыть ответ

Задание 8. Напишите эссе на тему:
«Восстановление народного хозяйства Советского Союза после Великой Отечественной войны в годы четвёртой пятилетки (1946 – 1950 гг.)»
Жюри олимпиады будет оценивать Вашу работу, исходя из следующих критериев:
1) Соответствие работы предложенной теме и полнота ее раскрытия (фактологическая);
2) Соответствие работы структуре эссе (введение – основная часть – заключение);
3) Соблюдение внутренней логики текста и аргументированность основных положений эссе, самостоятельный характер работы, отсутствие некорректных заимствований (плагиат);
4) Фактические ошибки (их наличие/отсутствие);
5) Знание основных терминов и понятий, связанных с темой эссе, их грамотное использование в работе;
6) Использование в эссе точек зрения исследователей и современников по предложенной теме.
→ Раскрыть ответ

PANDAEXAM
2055

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *