Отборочный этап олимпиады “Ломоносов” по Истории 9-10 класс 2025/2026 задания и ответы

Разбор заданий: решения, ответы к олимпиаде школьников “Ломоносов” по Истории для учащихся 9-10 класса. Проходящая с 31 октября по 7 ноября 2025 года. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях

Отборочный этап олимпиады «Ломоносов» по Истории 2025-2026

Вопросы для 9-10 класса

Задание 1. Внимательно прочитайте отрывок и выполните задания:
«Крестьянам разрешается переходить из волости в волость и из села в село раз в году: за неделю до и неделю после осеннего […]. За дворы пожилое платить: в полевой местности за двор рубль и два алтына, в лесной местности, за десять верст до строевого леса, за двор полтина и два алтына. Владельцу земли за уход платить: за год стоимость четверти двора, за два года – полдвора, за три года – три четверти, за четыре года стоимость двора – рубль и два алтына. Пожилое взимать с ворот, а за отъезд брать со двора по два алтына».
1) Назовите источник, из которого взят данный отрывок.
2) В каком году он был создан?
3) С каким социально-экономическим процессом связано появление данного текста?
4) Укажите словосочетание, пропущенное в тексте.

→ Раскрыть ответ

Задание 2. Выполните следующие задания:
1. По какому принципу составлен логический ряд:
Симеон Полоцкий, Ф.Я. Лефорт, Н.И. Панин, В.А. Жуковский, К.П. Победоносцев.
2. В этом логическом ряду есть лишний элемент. Укажите его и кратко поясните, в чём несовпадение:
1768 – 1774 гг., 1787 – 1791 гг., 1806 – 1812 гг., 1826 – 1828 гг., 1828 – 1829 гг.
3. В логическом ряду нарушена хронология. Восстановите её:
Нил Сорский, Мелетий (Максим) Смотрицкий, Митрополит Иларион Киевский, Николай Новиков, Василий Татищев.
→ Раскрыть ответ

Задание 3. Прочитайте предложенный отрывок. Ответьте на следующие вопросы:
1. О каком деятеле идёт речь?
2. Какой государственный пост он занимал на вершине своей карьеры?
3. К какому общественно-политическому направлению он принадлежал?
4. Какие взгляды на развитие России были для него характерны и как он их пытался реализовать? (ответ сформулируйте в 5 – 7 предложениях).

«Граф […] вывел на новый уровень русское просвещение, в полном противоречии с постулатами этой идеологии. Именно при нём, по крайней мере, ступени этого образования — гимназии, университеты — выходят на европейский уровень, а Московский университет, может быть, становится одним из ведущих учреждений подобного типа в Европе».
→ Раскрыть ответ

Задание 4. В представленных отрывках вставьте пропущенные слова (даты, названия).
1. Это была первая двухпутная железная дорога в Российской империи, построенная в […] годы, соединявшая две столицы – новую и древнюю. После смерти императора, задумавшего и реализовавшего это строительство, она стала называться […]
2. Этот крупный горнозаводской район был основан в […] годы по повелению Петра I. Первые четыре заводы […] района были казенными.
3. Название этой ярмарки дал монастырь, у стен которого эта ярмарка расцвела в […] веке. Монастырь располагался близ пограничного города Брянска. […] ярмарка была местом обмена товаров между Малороссией и Россией. Значение ярмарки постепенно падает с XVIII века.
→ Раскрыть ответ

Задание 5. Перед вами фрагменты из текста мирного договора. Прочитайте и ответьте на вопросы:
1. Укажите название мирного договора, фрагменты из которого представлены ниже.
2. В каком году он был подписан?
3. Какие страны, кроме России и Турции, приняли участие в заключении данного договора?
4. Действие какого договора было радикально пересмотрено с принятием данного документа?

«СТАТЬЯ I
Болгария образует из себя княжество самоуправляющееся и платящее дань, под главенством Его Императорского Величества султана; она будет иметь христианское правительство и народную милицию…
СТАТЬЯ XIII
На юг от Балкан образуется провинция, которая получит наименование «Восточной Румелии» и которая останется под непосредственною политическою и военною властью Его Императорского Величества султана на условиях административной автономии…
СТАТЬЯ XXV
Провинции Босния и Герцеговина будут заняты и управляемы Австро-Венгрией…
Австро-Венгрия предоставляет себе право содержать гарнизоны, а также иметь дороги военные и торговые на всем протяжении этой части прежнего боснийского вилайета…
СТАТЬЯ XXXII
Черногорские войска будут обязаны очистить в двадцатидневный срок, со дня обмена ратификаций настоящего трактата, или же прежде, буде возможно, территорию, занимаемую ими ныне вне новых пределов княжества…
СТАТЬЯ ХLI
Сербские войска будут обязаны очистить в пятнадцатидневный срок со дня обмена ратификаций настоящего трактата местности, не включенные в новые границы княжества…
СТАТЬЯ LXIII
Парижский трактат 30-го марта 1856 г., а также Лондонский договор 13-го марта 1871 г. сохраняют свою силу во всех тех постановлениях, которые не отменены или не изменены вышеприведенными статьями».+
→ Раскрыть ответ

Задание 6. Изучите изображение и ответьте на вопросы:
1. Каким историческим событиям посвящена данная картина?
2. Укажите десятилетие и век, в которых происходили данные события.
3. Кисти какого живописца принадлежит данная картина?

→ Раскрыть ответ

Задание 7. Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы и напишите эссе на тему «Государственный переворот 3-го июня 1907 года в Российской империи»
«Я ждал целый день извещений ваших о роспуске проклятой Думы. Но вместе с тем сердце чуяло, что дело выйдет нечисто, а пойдёт в затяжку. Это недопустимо. Дума должна завтра, в воскресенье утром, быть распущена. Решимость и твёрдость»
(Из письма Николая II П.А. Столыпину 3 июня 1907 года)
1. Объясните, почему Николай II в данном письме категорически настаивал на роспуске Государственной Думы?
2. Почему события 3-го июня 1907 г. в историографии принято считать государственным переворотом? Дайте ответ в виде эссе (15 – 17 предложений) с опорой на анализ законодательства начала ХХ в.

→ Раскрыть ответ

PANDAEXAM
2055

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *