Отборочный этап олимпиады “Ломоносов” по Русскому языку 8-10 класс 2025/2026 задания и ответы

Разбор заданий: решения, ответы к олимпиаде школьников “Ломоносов” по Русскому языку для учащихся 8-10 класса. Проходящая с 7 ноября по 14 ноября 2025 года. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях

Отборочный этап олимпиады «Ломоносов» по Русскому языку 2025-2026

Вопросы для 8-10 класса

Задание 1. Каким (какими) из предложений можно проиллюстрировать утверждение, что существительное в именительном падеже может быть второстепенным членом предложения? Выберите один или несколько ответов.
(а) У собак этой породы длинные висячие уши.
(б) На одной лестничной клетке с нами жили соседи-однофамильцы.
(в) В младших классах Витя был отличник, а потом стал учиться хуже.
(г) Маше очень нравятся уроки рисования.
(д) Приведенное утверждение нельзя проиллюстрировать ни одним из предложений.
→ Раскрыть ответ

Задание 2. В каком (в каких) из предложений все глаголы стоят в форме прошедшего времени изъявительного наклонения? Выберите один или несколько ответов.
(а) Если он вчера получил посылку, то уже отнес ее домой.
(б) Все восхищались фигуристом, а он возьми да и упади.
(в) «Ну, я пошел на тренировку!» – уже из прихожей сообщил Петя.
(г) «Вот бы поскорее наступило лето!» – думала Маша.
(д) Среди приведенных нет предложений, в которых все глаголы стоят в форме прошедшего времени изъявительного наклонения.
→ Раскрыть ответ

Задание 3. В каком (в каких) из примеров три члена предложения? Выберите один или несколько ответов.
(а) Друг не дал ему упасть.
(б) Ему медведь на ухо наступил.
(в) Ребенок не будет здесь спать.
(г) Мальчиков в секцию записалось двое.
(д) Таких примеров нет.
→ Раскрыть ответ

Задание 4. Сколько полных простых предложений любой структуры (они могут быть и двусоставными, и односоставными) можно составить, добавив окончания к словам во «фразе» Лодк… унесл… волн…? Выберите один ответ.
(а) 4
(б) 8
(в) 12
(г) 16
(д) 20
→ Раскрыть ответ

Задание 5. В каком (в каких) из приведенных предложений все существительные стоят в одном и том же падеже? Выберите один или несколько ответов.
(а) По ночам, лежа в кровати, он грустил о доме.
(б) Ближе к вечеру все собирались в беседке у пруда.
(в) От дома до работы она добиралась пешком.
(г) Учеников попросили написать сочинение про свою семью.
(д) Существительные в каждом из предложений стоят минимум в двух разных падежах.
→ Раскрыть ответ

Задание 6. В какой паре значения слов соотносятся между собой не совсем так, как в остальных парах? Выберите один ответ.
(а) Стол – настольный;
(б) дом – надомный;
(в) пол – напольный;
(г) грудь – нагрудный.
(д) Значения слов во всех парах соотносятся одинаково.
→ Раскрыть ответ

Задание 7. В составе какого (каких) предложений все наречия не имеют признака «степень сравнения» или, имея его, не изменяются по этому признаку? Выберите один или несколько ответов.
(а) В этой ситуации надо поступать совершенно иначе.
(б) Нужный нам населенный пункт находился гораздо севернее.
(в) Она впервые оказалась так далеко от дома.
(г) Много времени прошло с тех пор, как мы вернулись домой.
(д) В каждом предложении есть хотя бы одно наречие, имеющее признак «степень сравнения» или изменяющееся по степеням сравнения.
→ Раскрыть ответ

Задание 8. В каком (в каких) из предложений есть однородные члены? Выберите один или несколько ответов.
(а) Дом если не новый, то хорошо сохранился.
(б) К нему охотно заходили как старые друзья, так и новые знакомые.
(в) Сегодня рано рассвело и запели птицы.
(г) Мой друг не только отличный спортсмен, но и хорошо учится.
(д) Предложений с однородными членами среди приведенных нет.
→ Раскрыть ответ

Задание 9. В каком (в каких) из сочетаний есть все три вида синтаксической связи – согласование, управление и примыкание? Выберите один или несколько ответов.
(а) Мигом выскользнуть из открытой двери купе;
(б) купить дюжину пирожных для ужина с ее родителями;
(в) вдвоем схватиться за ручки с двух сторон двери;
(г) пойти с друзьями в галерею «Наши художники».
(д) Сочетаний с тремя видами связи среди приведенных нет.
→ Раскрыть ответ

Задание 10. Слова, относящиеся к существительным, называют предметы, людей, животных, предметно представленные действия или признаки и т.п. Например, слово «яблоко» (в первом из своих значений) называет определенный плод, причем оно используется для наименования любого такого плода, а все плоды, называемые этим словом, образуют множество. В лингвистике множество всего того, что может быть названо каким-либо словом, называется денотатом этого слова. Таким образом, у каждого существительного есть денотат – множество предметов, людей и т.п., которые могут быть названы этим существительным.
Множества, являющиеся денотатами двух разных существительных, могут соотноситься по-разному:
1) они могут совпадать (любой предмет, человек и т.п., названный одним словом, может быть назван и вторым словом, и наоборот),
2) одно множество может полностью входить в состав другого,
3) множества могут пересекаться (какие-то предметы, люди и т.п. могут обозначаться двумя существительными, другие – только первым из них, третьи – только вторым),
4) множества могут не пересекаться, то есть не иметь общих элементов.

I. Даны пары слов:
гриб – грибник,
заяц – зайчонок,
лиса – лисица,
подарок – кукла,
рысь – рысак,
строитель – инженер,
ступня – ступенька,
сын – отец,
табурет – табуретка.

Если входящее в пару слово многозначно, то имеется в виду его основное (первое) значение.

Сравните между собой существительные, входящие в каждую из пар, и распределите пары по группам в зависимости от того, как соотносятся их денотаты. Группа может включать одну или несколько пар; если в какую-то группу не попадает ни одна из приведенных пар, напишите: «Таких пар нет».

Примечание. Каждую пару слов, входящую в группу, записывайте на отдельной строчке, присваивая ей номер 1), 2), 3)… Располагайте пары внутри каждой группы в том порядке, в каком они расположены в задании (то есть по алфавиту).

Образец записи ответа на вопрос I
I.
Группа 1 (множества совпадают)
1) слово А – слово А’
2) …
Группа 2 (одно множество включает другое)
1) слово Б – слово Б’
2) …
Группа 3 (множества пересекаются)
1) слово В – слово В’
2) …
Группа 4 (множества не пересекаются)
1) слово Г– слово Г’
2) …

II. Сравнивать можно не только множества, являющиеся денотатами двух разных существительных, но и множества, являющиеся денотатами двух разных значений одного и того же многозначного слова.
Сравните два значения слов «чай» и «рукав», которые представлены в приводимых ниже контекстах и образуют пары, условно обозначенные как «чай 1» – «чай 2» и «рукав 1» – «рукав 2». В какую из перечисленных выше четырех групп попадает каждая из этих пар? Определите, какими отношениями – на основе метафоры или метонимии – связаны значения 1 и 2 в каждой из пар.

Чай 1: В этой пачке 100 пакетиков с чаем –
чай 2: В чашках дымился ароматный чай.

Рукав 1: Даже в теплую погоду она носила платье с длинными рукавами –
рукав 2: Левый рукав Волги – Ахтуба – отличное место для рыбалки.

Образец записи ответа на вопрос II
II.
чай 1 – чай 2 (группа №…, метафора/метонимия)
рукав 1 – рукав 2 (группа №…, метафора/метонимия)
→ Раскрыть ответ

PANDAEXAM
2130

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *