
Ответы и задания на всероссийскую олимпиаду школьников ВСОШ школьного этапа для 8 класса по Биологии в Московской области на 22, 23, 24 сентября 2025 г.
Олимпиада ВСОШ школьный этап Биологии 8 класс
1. Ваш давний друг лаборант Клеточкин предложил Вам пройти стажировку в его лаборатории, но для этого придется разгадать одну его загадку.
“Чтоб изучить мое строение — возьми ты масло от светорассеяния”

колибри
кишечная палочка
живая активная Эвглена зеленая
рыжий таракан
Правильный ответ: кишечная палочка
2. Какой организм из представленных на картинке является ближайшим родственником Ламинарии японской (Saccharina japonica)?

Правильный ответ: В)
3. В августе вы с лаборантом Клеточкиным отправились в лес на “грибную охоту”. И вдруг вместо грибов вы наткнулись на лишайники. А ведь грибы в составе лишайника…
имеют в клетках свои пластиды
конкурируют с мхами
синтезируют органику из углекислого газа
не могут фотосинтезировать
Правильный ответ: не могут фотосинтезировать
4. Лаборант Клеточкин решил подробнее изучить строение клетки гриба, который вы с ним нашли на грибной охоте заданием ранее. Выберите, какая характеристика НЕ может служить отличительным признаком эукариотической клетки:
наличие генетического материала
наличие ядерных пор
клетки могут делиться надвое
наличие митохондрий
Правильный ответ: клетки могут делиться надвое
5. Ваш друг лаборант Клеточкин решил показать Вам свою коллекцию растений с метаморфизированными органами. Вы знаете, что у некоторых орхидных в коллекции Клеточкина Вы можете встретить следующее видоизменение корней:
дыхательные корни
корнеплоды
воздушные корни
контрактильные корни
Правильный ответ: воздушные корни
6. На картинке изображен представитель вымершего около 400 миллионов лет назад отдела растении. Про этот отдел справедливо утверждение:

Размножались посредством семян.
Являлись паразитическими растениями.
Имели полноценные полнофункциональные корни.
Это самые ранние известные сосудистые растения.
→ Получить ответ
7. На фотографии представлен поперечный срез репродуктивной структуры высшего растения. Какой группе организмов принадлежит данный объект?

зеленые водоросли
мохообразные
покрытосеменные
плауновидные
→ Получить ответ
8. Гнездовой паразитизм — интересный феномен, встречающийся у рыб, насекомых и птиц. Он заключается в том, что животные не выращивают потомство самостоятельно, а подкидывают яйца в чужие гнезда, таким образом перекладывая заботу об отпрысках на представителей другого вида. Какое эволюционное последствие может иметь гнездовой паразитизм для птиц-хозяев?

полное исчезновение вида-хозяина
увеличение размера собственных птенцов
переход на питание растительной пищей
развитие способности распознавать чужие яйца и птенцов
→ Получить ответ
9. Перед Вами представитель рода Рыбозмеи (Ichthyophis). Выберите утверждение, которое относится к этому животному:

имеет трёхкамерное сердце
не имеет скелета
имеет тазовые почки
лёгкие у животного отсутствуют
→ Получить ответ
10. Перед Вами ископаемые останки черепа животного, жившего в позднем меловом периоде на территории Северной Америки.

Выберите верное утверждение об этом животном:
Животное имело пряжку в передней конечности.
Животное имело ласты и хвостовой плавник.
Животное имело пятипалую переднюю конечность с кожистой мембраной.
Тело животного было полностью покрыто чешуей.
→ Получить ответ
11. Исходя из знаний о фазах сердечного цикла, определите, на какой картинке изображена систола предсердий, а на какой — систола желудочков.

по картинкам невозможно определить фазу сердечного цикла
слева — систола предсердий, справа — систола желудочков
на обеих картинках — диастола
слева — систола желудочков, справа — систола предсердий
→ Получить ответ
12. Как называется изменение преломляющей силы оптической системы глаза для ясного восприятия объектов, расположенных на разном расстоянии?
осцилляция
фибрилляция
аккомодация
абляция
→ Получить ответ
13. Вам стало интересно узнать, как различные удобрения в действительно “полевых” условиях могут влиять на урожай пшеницы. Вы разделили участок земли на четыре равных участка, после чего добавили азот и фосфор в нужных количествах на участок 1 (обозначен N и P) , добавили только азот на участок 2 (N), только фосфор на участок 3 (P), и ничего не добавили на четвертый участок. Каждый месяц после начала эксперимента вы оценивал биомассу каждого из четырех участков. График роста биомассы показан ниже. Выберите верное утверждение:

Представителям семейства Бобовые необходимо в среднем большее количество азотистых удобрений чем растениям других семейств покрытосеменных.
Азот, скорее всего, является более важным для роста и развития лимитирующим фактором — это можно понять по данным участков 2 и 3 в сравнении.
Пшеница, относящаяся к семейству Бобовые, в среднем использует меньше азотистых удобрений, чем другие растения — это отражено в диаграмме в данных участка 2.
Ни азот, ни фосфор не являются ограничивающими рост и развитие растений факторами — если смотреть на участок 1.
→ Получить ответ
14. При микроскопическом исследовании обнаружен организм со следующими признаками:
Имеет два жгутика неравной длины
Содержит хлоропласты с четырьмя мембранами
К каким из перечисленных групп данный организм точно не относится?
апикомплексы
фораминиферы
охрофитовые водоросли
красные водоросли
бурые водоросли
→ Получить ответ
15. Специи — это не просто вкусовые добавки, а настоящие дары природы, способные превратить любое блюдо в кулинарный шедевр. Выберите из списка только те специи, растения-источники которых относятся к семейству Яснотковые:
базилик
кумин (зира)
чабрец (тимьян)
розмарин
тмин
→ Получить ответ