
Ответы и задания на всероссийскую олимпиаду школьников (ВсОШ) школьного этапа по Литературе в Москве, проходящую в 12-14.09.2024 г. в 7 классе.

Задания по Литературе 7 класс по Москве
1. Даны отрывки из литературных произведений и иллюстрации.
Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден, –|
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотёсцев, ткачей.

2. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Голод в тот год ещё не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зерна, овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, – тогда не придётся всё время думать о еде. Всё лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь ещё пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно.
? Узнать ответ
3. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну сопутников; тщетны
Были, однако, заботы, не спас он сопутников: сами
Гибель они на себя навлекли святотатством, безумцы,
Съевши быков Гелиоса, над нами ходящего бога, –
День возврата у них он похитил. Скажи же об этом
Что-нибудь нам, о Зевесова дочь, благосклонная Муза.
? Узнать ответ
4. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках очень немного денег. Он стал работать. Скоро в городских магазинах появились его игрушки – искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, однопалубных и двухпалубных парусников, крейсеров, пароходов – словом, того, что он близко знал, что, в силу характера работы, отчасти заменяло ему грохот портовой жизни и живописный труд плаваний.
? Узнать ответ
5. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на лётчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьёшься с пути.
? Узнать ответ
6. Выберите четыре характеристики, присущие басне как жанру.
аллегоричность
мораль
наличие комического (смехового) начала
исключительно поэтическая форма
герои – всегда животные
краткость
? Узнать ответ
7. Выберите из приведённых отрывков два, являющиеся фрагментами басен.
Оценивается полностью верный ответ.
«Довольно ль?» – «Нет ещё». – «Не треснула б». – «Не бойсь». –
«Смотри, ты Крезом стал». – «Ещё, ещё маленько:
Хоть горсточку прибрось». –
«Эй, полно! Посмотри, сума ползёт уж врозь». –
«Ещё щепоточку». Но тут кошель прорвался,
Рассыпалась казна и обратилась в прах,
Фортуна скрылася: одна сума в глазах,
И Нищий нищеньким по-прежнему остался.
Преосторожная, прехитрая Лисица,
Цыплят и кур ловить большая мастерица,
На старости своей так сделалась проста,
Что в западню попалась;
Вертелась всячески, туда-сюда металась,
И вырвалась кой-как, но только без хвоста.
Как в лес бесхвостой показаться?
Плутовка вздумала на хитрости подняться.
Взяв важный и степенный вид,
Идёт в пещеру, где сбиралися лисицы.
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До́ светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попёнок зовёт его тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Плачет Киска в коридоре.
У неё большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
Слово царя твёрже сухаря.
Пошлёт на медведя – пойдёшь на медведя, а куда деваться – надо, Федя!
Или дичь и рыба – или меч и дыба.
Обошёл Федот сто лесов, сто болот, да всё зазря – ни куропатки, ни глухаря!
Устал, нет мочи, да и дело к ночи.
Хоть с пустой сумой, а пора домой.
Вдруг видит – птица, лесная голубица, сидит, не таится, ружья не боится…
? Узнать ответ
8. Даны отрывки из произведений и портреты авторов. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения.
А) Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам. Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание. Конечно, всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями; но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность (individualité), без чего, по мнению Жан-Поля, не существует и человеческого величия.

9. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения.
Б) Карась – рыба смирная и к идеализму склонная: недаром его монахи любят. Лежит он больше на самом дне речной заводи (где потише) или пруда, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек для своего продовольствия. Ну, натурально, полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное. Но так как караси ни в цензуру своих мыслей не представляют, ни в участке не прописывают, то в политической неблагонадёжности их никто не подозревает. Если же иногда и видим, что от времени до времени на карасей устраивается облава, то отнюдь не за вольнодумство, а за то, что они вкусны.
? Узнать ответ
10. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения.
В) Раз, во время моего детства, няня, укладывая меня спать в рождественскую ночь, сказала, что у нас теперь на деревне очень многие не спят, а гадают, рядятся, ворожат и, между прочим, добывают себе «неразменный рубль». Она распространилась на тот счёт, что людям, которые пошли добывать неразменный рубль, теперь всех страшнее, потому что они должны лицом к лицу встретиться с дьяволом на далёком распутье и торговаться с ним за чёрную кошку; но зато их ждут и самые большие радости… Сколько можно накупить прекрасных вещей за беспереводный рубль! Что бы я наделал, если бы мне попался такой рубль! Мне тогда было всего лет восемь, но я уже побывал в своей жизни в Орле и в Кромах и знал некоторые превосходные произведения русского искусства, привозимые купцами к нашей приходской церкви на рождественскую ярмарку.
? Узнать ответ
11. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения.
Г) Однако, не успев отъехать несколько шагов от дома, он вдруг с ужасом вспомнил, что, в сущности, он не имеет права называть себя рыцарем и вступать в борьбу с настоящими рыцарями, так как ещё не посвящён в это благородное звание. Припомнил он и то, что если даже и будет посвящен, так должен ограничиваться употреблением одного «белого» оружия, то есть без девиза на щите, пока не отличится каким-нибудь особенным подвигом.
? Узнать ответ
12. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения.
Д) В начале августа жары часто стоят нестерпимые. В это время, от двенадцати до трёх часов, самый решительный и сосредоточенный человек не в состоянии охотиться и самая преданная собака начинает «чистить охотнику шпоры», то есть идёт за ним шагом, болезненно прищурив глаза и преувеличенно высунув язык, а в ответ на укоризны своего господина униженно виляет хвостом и выражает смущение на лице, но вперёд не подвигается. Именно в такой день случилось мне быть на охоте.
? Узнать ответ
13. Что объединяет эти произведения?
«Барышня-крестьянка», «Маттео Фальконе», «Бежин луг»
Выберите правильный ответ.
произведения русской литературы
главные герои – крестьяне
жанр (новелла, рассказ)
? Узнать ответ
14. Что объединяет этих писателей?
В.А. Жуковский и Ф. Шиллер
Выберите правильный ответ.
сочиняли исторические драмы
Жуковский переводил произведения Шиллера
оба были знакомы с Пушкиным
? Узнать ответ
15. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
И. А. Бунин (1870–1953)
Детство
(1) Чем жарче день, тем сладостней в бору
(2) Дышать сухим смолистым ароматом,
(3) И весело мне было поутру
(4) Бродить по этим солнечным палатам!
(5) Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
(6) Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой
(7) И чувствую: мне только десять лет,
(8) А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
(9) Кора груба, морщиниста, красна,
(10) Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
(11) И кажется, что пахнет не сосна,
(12) А зной и сухость солнечного света.
(1895)
Укажите стихотворный размер (одно слово).
? Узнать ответ
16. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.
кольцевая
перекрёстная
парная
? Узнать ответ
17. (1) Чем жарче день, тем сладостней в бору
(2) Дышать сухим смолистым ароматом,
(3) И весело мне было поутру
(4) Бродить по этим солнечным палатам!
В строках 1–4 наблюдается
эллипсис
антитеза
градация
? Узнать ответ
18. Укажите строку, в которой есть сравнение.
(1) Чем жарче день, тем сладостней в бору
(2) Дышать сухим смолистым ароматом,
(3) И весело мне было поутру
(4) Бродить по этим солнечным палатам!
(5) Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
(6) Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой
(7) И чувствую: мне только десять лет,
(8) А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
(9) Кора груба, морщиниста, красна,
(10) Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
(11) И кажется, что пахнет не сосна,
(12) А зной и сухость солнечного света.
? Узнать ответ
19. Найдите в строках 9–12 изобразительные эпитеты. Выберите эти эпитеты из данного ниже списка слов.
Кора, сухость, солнечного, груба, морщиниста, красна, пахнет, не сосна, солнцем, прогрета, вся, так, света, тепла, кажется, что, зной
? Узнать ответ
20. В строке 4 использован троп. Как он называется? Ответьте одним словом в именительном падеже единственном числе.
? Узнать ответ
21. Укажите, в какой строке использована литота (преуменьшение).
(1) Чем жарче день, тем сладостней в бору
(2) Дышать сухим смолистым ароматом,
(3) И весело мне было поутру
(4) Бродить по этим солнечным палатам!
(5) Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
(6) Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой
(7) И чувствую: мне только десять лет,
(8) А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
(9) Кора груба, морщиниста, красна,
(10) Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
(11) И кажется, что пахнет не сосна,
(12) А зной и сухость солнечного света.
? Узнать ответ
22. В строках 3, 7, 11 использована фигура речи. Назовите её (ответьте одним словом в именительном падеже единственном числе).
(1) Чем жарче день, тем сладостней в бору
(2) Дышать сухим смолистым ароматом,
(3) И весело мне было поутру
(4) Бродить по этим солнечным палатам!
(5) Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
(6) Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой
(7) И чувствую: мне только десять лет,
(8) А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
(9) Кора груба, морщиниста, красна,
(10) Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
(11) И кажется, что пахнет не сосна,
(12) А зной и сухость солнечного света.
? Узнать ответ