[19-21.09.2023] Школьный этап по Литературе 10 класс 2023-2024 г. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы школьного этапа 2023-2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ по Литературе 10 класс для Москвы 77 регион.

[19-21.09.2023] Школьный этап по Литературе 2023-2024 г. Москва 77 регион
Приобрести

1. Узнайте отечественного писателя по описанию.

Этот русский писатель был инициатором «обедов пяти» в парижских ресторанах, или в кафе, или в доме одного из четырёх его друзей, знаменитых французских писателей. Среди остальных больших писателей он был единственным иностранцем, впрочем, много лет жил за границей. Его пристрастием в пище была дичь, особенно он ценил мясо жареного бекаса и молодых тетеревов, а также суп из потрохов и зернистую икру. Он был великолепным стилистом и в своих произведениях создавал незабываемые пейзажи русской природы. За свои антикрепостнические взгляды был отправлен под домашний арест в родовое дворянское имение.

Напишите его имя.
Напишите его фамилию.

2.Установите соответствие между терминами и представленными цитатами.

К каждой цитате подберите соответствующий термин.
Термины: научно-фантастический роман, плутовской роман, исторический роман, психологический роман, философский роман.

1) Как для астрономии трудность признания движения земли состояла в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства неподвижности земли и такого же чувства движения планет, так и для истории трудность признания подчинённости личности законам пространства, времени и причин состоит в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства независимости своей личности. Но, как в астрономии новое воззрение говорило: «Правда, мы не чувствуем движения земли, но, допустив её неподвижность, мы приходим к бессмыслице; допустив же движение, которого мы не чувствуем, мы приходим к законам», — так и в истории новое воззрение говорит: «И правда, мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени и причин, приходим к законам».

В первом случае надо было отказаться от сознания несуществующей неподвижности в пространстве и признать неощущаемое нами движение; в настоящем случае — точно так же необходимо отказаться от несуществующей свободы и признать неощущаемую нами зависимость.

2) Прежде нежели приступлю к описанию странных происшествий, коим я был свидетель, я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце 1773 года.

Сия обширная и богатая губерния обитаема была множеством полудиких народов, признавших ещё недавно владычество российских государей. Их поминутные возмущения, непривычка к законам и гражданской жизни, легкомыслие и жестокость требовали со стороны правительства непрестанного надзора для удержания их в повиновении. Крепости выстроены были в местах, признанных удобными, заселены по большей части казаками, давнишними обладателями яицких берегов. Но яицкие казаки, долженствовавшие охранять спокойствие и безопасность сего края, с некоторого времени были сами для правительства неспокойными и опасными подданными. В 1772 году произошло возмущение в их главном городке. Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом, дабы привести войско к должному повиновению. Следствием было варварское убиение Траубенберга, своевольная перемена в управлении и, наконец, усмирение бунта картечью и жестокими наказаниями.

3) Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки! Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом… Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу: он мне раз говорил, что скорее сделает одолжение врагу, чем другу, потому что это значило бы продавать свою благотворительность, тогда как ненависть только усилится соразмерно великодушию противника.

4) Мне доставляет удовольствие рассказывать вашей милости разные случаи из моего детства, ибо я стремлюсь показать, сколькими добродетелями должен обладать человек, чтобы подняться из низкого состояния, и сколькими пороками, чтобы пасть.

Но обратимся к рассказу о деяниях моего доброго слепца; надобно вам знать, ваша милость, что с тех пор, как Бог сотворил мир, Он не создал никого хитрее и пронырливее моего хозяина. Это был на все руки мастер. Свыше сотни молитв знал он наизусть. Когда он молился, голос его, низкий, спокойный и внятный, наполнял собою всю церковь; лицо у него было смиренное и благочестивое, и придавал он ему соответствующее выражение во время молитвы, не строя гримас и ужимок ни ртом, ни глазами, как это обыкновенно вытворяют другие.

Кроме того, ему были известны тысячи способов и приёмов выманивать деньги. Он говорил, что знает молитвы на любой случай: и для бесплодных женщин, и для беременных, и для несчастных в супружестве, чтобы мужья их любили.

5) – Профессора Доуэля? Да, это его голова. Голова Доуэля, моего умершего уважаемого коллеги, возвращённая мною к жизни. К сожалению, я мог воскресить одну голову. Не всё даётся сразу. Бедный Доуэль страдал неизлечимым пока недугом. Умирая, он завещал своё тело для научных опытов, которые мы вели с ним вместе. «Вся моя жизнь была посвящена науке. Пусть же науке послужит и моя смерть. Я предпочитаю, чтобы в моём трупе копался друг-учёный, а не могильный червь» – вот какое завещание оставил профессор Доуэль. И я получил его тело. Мне удалось не только оживить его сердце, но и воскресить сознание, воскресить «душу», говоря языком толпы. Что же тут ужасного? Люди считали до сих пор ужасной смерть. Разве воскресение из мёртвых не было тысячелетней мечтой человечества?

3. Рассмотрите иллюстрацию и портреты.

Униженные и оскорблённые, Идиот, Таланты и поклонники, Обломов, Крыжовник, Обыкновенная история, Отцы и дети, Гроза, Бесприданница, Смерть чиновника, 1 2 3 4 5

Выберите название произведения, соответствующее представленной иллюстрации.

Выберите номер портрета автора данного произведения.

4. Главные и второстепенные персонажи

Рассмотрите кадры из фильмов/иллюстрации к двум литературным произведениям и выполните задания.

Распределите данные иллюстрации по двум группам: произведение 1 и произведение 2.

Внимание! Изображение А относится к группе «Произведение 1».

Произведение 1
Произведение 2

Укажите название произведения 1.
Герой нашего времени
Обломов
Отцы и дети
Капитанская дочка
Война и мир
Бедная Лиза

Укажите название произведения 2.

Война и мир
Капитанская дочка
Отцы и дети
Герой нашего времени
Бедная Лиза
Обломов

Напишите только фамилию писателя – автора данного произведения (одно слово).

5. Укажите фамилии/имена/прозвища изображённых персонажей.

Каратаев и Щербатый, Обломов и Штольц, Пьер и Болконский, Печорин и Грушницкий, Тарантьев и Алексеев, Долохов и Курагин, Онегин и Ленский

Укажите фамилию/имя/прозвище изображённого персонажа.

Захар, Васька, Денисов, Алексеев, Андрей Болконский, Берг, Николай Ростов, Пьер, Тушин

Укажите фамилии/имена/прозвища изображённых персонажей.

Андрей и Марья Болконские, Борис Друбецкой и Элен, Гринёв и Маша Миронова

Одинцова Кукшина, Элен Курагина, Вера Ростова, Марья Болконская, Наташа Ростова

Эти персонажи являются главными или второстепенными?

6.Кому из второстепенных персонажей принадлежат данные ниже реплики?

В ответе напишите только фамилию героя. Ответ с орфографическими ошибками и знаками препинания не принимается.

— Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колёса и вывинчивал винты.

— Меня считают злым человеком, я знаю, — говаривал он…

7.Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин

ФОНТАНУ БАХЧИСАРАЙСКОГО ДВОРЦА

(1) Фонтан любви, фонтан живой!
(2) Принёс я в дар тебе две розы.
(3) Люблю немолчный говор твой
(4) И поэтические слёзы.
(5) Твоя серебряная пыль
(6) Меня кропит росою хладной:
(7) Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
(8) Журчи, журчи свою мне быль…
(9) Фонтан любви, фонтан печальный!
(10) И я твой мрамор вопрошал:
(11) Хвалу стране прочёл я дальной;
(12) Но о Марии ты молчал…
(13) Светило бледное гарема!
(14) И здесь ужель забвенно ты?
(15) Или Мария и Зарема
(16) Одни счастливые мечты?
(17) Иль только сон воображенья
(18) В пустынной мгле нарисовал
(19) Свои минутные виденья,
(20) Души неясный идеал?
(1824)

Укажите стихотворный размер стихотворения.
трёхстопный амфибрахий
четырёхстопный дактиль
пятистопный хорей
четырёхстопный хорей
четырёхстопный ямб

В третьей и четвёртой строфах названы имена персонажей известного произведения русской литературы. Укажите только фамилию автора и без кавычек название произведения, герои которого носят эти имена.

Укажите способ рифмовки во второй строфе стихотворения.

кольцевой/опоясывающий
парный
перекрёстный

Отметьте верное(-ые) утверждение(-я).
Стихотворение относится к

гражданской лирике
пейзажной лирике
элегической поэзии

Отметьте все верные утверждения.

Все строки заканчиваются ударным слогом.
В трёх строфах стихотворения перекрёстная рифмовка.
В стихотворении имеется метафора.
В стихотворении есть неточные рифмы.
В стихотворении есть сравнение.

В строках 13-16 найдите перифразу. Укажите номер строки, в которой она встречается.

13
16
14
15

В строках 15 найдите эпитеты. Укажите цифрой их количество.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM