
Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Литературе для 6 класс, проходящая 12-14.09.2025 в Московской области. Работу пишут на официальном сайте Моя школа – mo.olymponline.ru
Материалы олимпиады Взлет по Литературе 6 класс для Московской области (задания и ответы)
1. Прочитайте определение средства художественной выразительности и выберите примеры, в
которых оно используется.
«… – это образное определение, которое подчеркивает какое-либо свойство предмета или
явления и обладает особой художественной выразительностью»
Прозрачный звук
Угасшее веселье
Деревья трепещут
Пожилая женщина
→ Узнать ответ
2. В поиске рифмы
Перед вами три строфы из разных стихотворений. Найдите ту, которая соответствует следующей
рифмовке: АБАБ
А) Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Б) Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
В) Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
А
Б
В
→ Узнать ответ
3. Я никогда не…
В данном задании несколько верных утверждений. Выберите все, которые вы считаете
верными, но обратите внимание, что если выбрано неверное утверждение и\или не выбрано
верное, балл снижается.
Представьте, что вы играете в «Я никогда не…» с известными русскими писателями. Автор,
изображенный на картинке, говорит: «Я никогда не писал этих произведений!» Чтобы выиграть,
вам необходимо выбрать эти тексты из перечисленных ниже.

«Лошадиная фамилия»
«Руслан и Людмила»
«Ночь перед Рождеством»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
→ Узнать ответ
4. Соотнесите род литературы с его характеристикой.
драма
эпос
лирика
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
тексты этого рода литературы открываются, как правило, списком действующих лиц
для этого рода литературы зачастую характерна художественная выразительность, насыщенная
звукопись (аллитерация и ассонанс), использование рифмы и соблюдение определенного ритма
рассказ, очерк, новелла – малые жанры рода литературы, для которого свойственна событийность
и присутствие автора-повествователя
→ Узнать ответ
5. Облако слов
В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных
символов, например: Толстой
Одно известное стихотворение попало в вихрь и теперь представляет собой бесформенное
«облако» – набор разбросанных слов из этого произведения. Восстановите этот текст, опираясь на
ключевые образы, и укажите в ответе фамилию его автора.

6. Представьте, что вы работник Третьяковской галереи, где скоро состоится выставка, посвященная
великим русским произведениям XIX в. Перед вами – экспозиция из трех объектов (картин или
скульптур), в которых кроется одно литературное произведение. Опираясь на свои знания и
ассоциации, дайте название этой экспозиции.


Укажите фамилию автора. В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков
препинания и дополнительных символов, например: Толстой
Укажите название литературного текста. В ответ укажите в именительном падеже ЧЕРЕЗ пробел,
БЕЗ знаков препинания и дополнительных символов, например: Московская кольцевая
автомобильная дорога
→ Узнать ответ
7. Попробуйте по ОЧЕНЬ краткому описанию определить, о каком произведении идет речь. В ответе
укажите его название с большой буквы.
«Находчивый мальчишка-проказник, который не слушался тетю и прогуливал школу, пережил
много разных приключений: белил забор, стал свидетелем убийства и выступил в суде, заблудился
в пещере, нашел клад и разбогател».
→ Узнать ответ
8. Все страньше и страньше… все чудесатее и чудесатее…
Перед вами две иллюстрации к одному литературному произведению, которое вам предстоит
узнать. Картинки могут показаться странными, но они в точности повторяют описанное в тексте. В
ответе укажите фамилию автора и название этого произведения с большой буквы без кавычек.

Укажите фамилию автора
Укажите название произведения
→ Узнать ответ
9. Народные сказки, как вы возможно знаете, бывают разных видов: волшебные, бытовые и о
животных. Попробуйте, опираясь на названия сказок и ваш читательский опыт, соотнести каждую
сказку с ее видом.
Теремок
Сивка-бурка
Жена-спорщица
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Бытовая сказка
Сказка о животных
Волшебная сказка
→ Узнать ответ
10. Вы знаете, что герой древнегреческой мифологии Геракл, будучи на службе у трусливого царя
Эврисфея, совершил двенадцать великих подвигов. Его могучая сила и находчивый ум помогли
ему справиться со всеми испытаниями, которые готовил ему правитель. Перед вами 12
Геракловых подвигов, но не все из них он действительно совершал. Найдите те, которые точно
были описаны в мифологии
Уничтожил Кербера (Цербера) палицей
Поймал Лернейскую птицу
Очистил Авгиевы конюшни
Победил Соловья-разбойника
Поймал Критского быка
Уничтожил Стимфалийских птиц
Поймал Эриманфского вепря
Добыл серебряные груши из сада Диомеда
Укротил золотого ворона
Похитил яблоки Гесперид
Выкрал Немейского тигра
Вывел свое племя из темного леса
→ Узнать ответ
11. Прочитайте перевод произведения одного известного французского писателя и догадайтесь, к
какому жанру относится этот текст. Укажите в ответе, какие черты этому жанру свойственны.
«Кто хочет обмануть другого, тот нередко
Сам попадается», — сказал Марлен давно.
Сужденье это очень метко,
Да жаль, в наш век состарилось оно;
Однако же вернусь к повествованью.
У берега пруда откормлена, жирна,
Предавшись сладкому мечтанью,
Сидела Крыса: видимо, она
Совсем была не склонна к воздержанью.
С ней разговор Лягушка завела
И молвила: «Я угощу на славу,
Пойдем ко мне». Пришелся зов по нраву —
И Крыса радостно согласие дала.
Какие ж тут еще, казалось бы, приманки!
Однако же Лягушка ей поет
О редкостях трясины и болот,
О прелестях диковинной гулянки
Под гладью тинистою вод,
О том, как, побродив по всем болотам этим,
Она вернется с гордостью домой
И в добрый час расскажет детям
Про жителей страны чужой,
Про управленье, общество и нравы
Лягушечьей державы.
Все хорошо, да горе только в том,
Что Крыса плавает с трудом.
Но Квакушка и здесь нашлася: Крысы ногу
К своей ноге привязывает вмиг,
С подругой вместе в воду — прыг!
И вот пускаются в дорогу…
Но, очутясь среди болот,
Хозяйка гостью тянет в лоно вод,
Чтоб, все обычаи коварно нарушая,
Скорей в болоте Крысу утопить.
Пожива, дескать, не простая,
Такой кусок не шутка раздобыть!..
Лягушка про себя мечтает. Крыса ж бьется,
Взывает к небесам. Лягушка знай смеется,
Да тянет Крысу вниз… Среди борьбы такой
Вдруг Коршун закружил в выси под облаками.
Увидел Крысу он, упал с небес стрелой,
Схватил ее, взвился и — вытащил когтями
Лягушку с Крысой заодно:
Погибнуть им обеим суждено.
А Коршун рад: событие такое
Не принесло ему вреда,
На ужин рыбу и жаркое
Заполучил он без труда.
Таков судьбы закон суровый,
Предупрежденье шлет он нам;
Кто для других сплетает ковы,
В них попадает часто сам!
важной особенностью этого жанра является наличие морали
видным автором, работающим в этом жанре, был Иван Андреевич Крылов
как правило, этот жанр имеет стихотворную форму
в основе этого жанра лежит легендарное или историческое событие
для этого жанра характерна большая протяженность времени внутри произведения (от 1 дня до
нескольких лет)
чаще всего, произведения, написанные в этом жанре, лишены комических черт (иронии, сарказма,
сатиры)
аллегория – важнейший прием для этого жанра
героями произведений, созданных в этом жанре, часто становятся богатыри
этот жанр был особенно популярен в эпоху классицизма
→ Узнать ответ
12. Многие писатели, творчество которых мы любим и до сих пор читаем, жили сто, двести и даже
больше лет назад. Казалось бы, связь с ними совсем истончилась, но нет. Людям удается
сохранить ее, поддерживая жизнь тех мест, в которых писатели росли, жили, творили или просто
бывали. Можно увидеть вещи, принадлежавшие когда-то Льву Толстому, черновики поэм и стихов,
написанные рукой Марины Цветаевой, и многое другое. Перед вами описание одного такого
литературного места. Докажите, что связь времен не оборвалась, укажите фамилию писателя, с
которым связано это место.
«*** – имение бабушки поэта Елизаветы Алексеевны в Пензенской губернии, в котором прошло
детство ***. В *** будущий поэт жил с 1815 по 1827 год, здесь он получил прекрасное
домашнее образование. В *** проявилась его ранняя склонность к рисованию и стихотворству.
Впечатления от этого места, воспоминания детства отразились во многих произведениях
поэта.
В *** продолжают бытовать устные предания о ***, о его добром отношении к крестьянам, о
его щедрости.
В настоящее время *** – историко-литературный музей-заповедник, который ежегодно
посещают тысячи любителей поэзии ***»
→ Узнать ответ
13. Антитеза – это прием противопоставления, благодаря которому авторам удается сталкивать между
собой совершенно противоположные образы и явления и, например, усиливать эмоциональность
конфликтов. Перед вами отрывок известного произведения, который прошел через черно-белый
фильтр, и некоторые его слова заменились антонимами. Восстановите «верные цвета» и напишите
(с большой буквы), из какого произведения взяты эти строки.
Есть мужчины в иностранных городах
С беспокойством в лице,
С неловкими слабыми движениями,
С походкой, с рабским взглядом.
[…]
В игре они медленнее черепахи,
В беде – струсят, не спасут,
Конь их собьет на скаку,
Из горящей избы первыми выбегут.
→ Узнать ответ
14. Читая произведения классиков, мы иногда задумываемся: а почему они вообще это написали?
Чем вдохновлялся Пушкин, когда создавал «Повести Белкина»? Боялся ли чего-то Гоголь, когда
писал свои страшные истории? В кого был влюблен Лермонтов, сочиняя любовные стихи? Для
того, чтобы найти ответы на подобные вопросы, необходимо заглянуть в биографию автора – там
кроется много интересного и важного для понимания произведений. Выберите из приведенных
ниже фактов те, которые соответствуют действительности и имели место в жизни Александра
Сергеевича Пушкина.
Пушкин – современник А.П. Чехова и даже был с ним знаком
Поэт не получил никакого образования, кроме домашнего, как и многие дворяне того времени
Он написал много произведений на исторические темы
Поэт родился в Санкт-Петербурге
Пушкин вырос в литературной среде
Пушкин несколько раз бывал в ссылке
Пушкин умер в возрасте 86 лет во Франции
Среди друзей Пушкина были участники Декабристского восстания
Саша начал сочинять стихи еще в раннем детстве
→ Узнать ответ
15. Композиция одного произведения оказалась перепутана, и вместо стройного порядка части текста
находятся в хаосе. Помогите соединить отрывки текста с верными элементами композиции.
— Не волнуйтесь, тётя Оля и дядя Коля, я знаю, как нам надо поступить, чтобы вы не остались
без калош. Я возьму все Лелины и Минькины игрушки, продам их тряпичнику, и на вырученные
деньги мы приобретём вам новые калоши. Мы с Лелей заревели, услышав этот приговор. Но папа
сказал:
— Это ещё не всё. В течение двух лет я запрещаю Леле и Миньке кушать мороженое. А спустя
два года они могут его кушать, но всякий раз, кушая мороженое, пусть они вспоминают эту
печальную историю.
В тот же день папа собрал все наши игрушки, позвал тряпичника и продал ему всё, что мы
имели. И на полученные деньги наш отец купил калоши тёте Оле и дяде Коле.
Когда я был маленький, я очень любил мороженое. Конечно, я его и сейчас люблю. Но тогда это
было что-то особенное — так я любил мороженое.
И когда, например, ехал по улице мороженщик со своей тележкой, у меня прямо начиналось
головокружение: до того мне хотелось покушать то, что продавал мороженщик.
И моя сестрёнка Леля тоже исключительно любила мороженое.
И мы с ней мечтали, что вот, когда вырастем большие, будем кушать мороженое не менее как
три, а то и четыре раза в день.
Но в то время мы очень редко ели мороженое. Наша мама не позволяла нам его есть. Она
боялась, что мы простудимся и захвораем. И по этой причине она не давала нам на мороженое
денег.
И вот однажды летом мы с Лелей гуляли в нашем саду. И Леля нашла в кустах калошу.
Обыкновенную резиновую калошу. Причём очень ношенную и рваную. Наверное, кто-нибудь
бросил её, поскольку она разорвалась. Вот Леля нашла эту калошу и для потехи надела её на
палку. И ходит по саду, машет этой палкой над головой.
Вдруг по улице идёт тряпичник. Кричит: «Покупаю бутылки, банки, тряпки!». Увидев, что Леля
держит на палке калошу, тряпичник сказал Леле:
— Эй, девочка, продаёшь калошу?
Тряпичник дал Леле три монетки по копейке и, спрятав калоши в мешок, ушёл. Мы с Лелей
моментально побежали домой и стали прощаться с мамиными гостями: с тётей Олей и дядей
Колей, которые уже одевались в прихожей. Вдруг тётя Оля сказала:
— Что за странность! Одна моя калоша тут, под вешалкой, а второй почему-то нету.
Мы с Лелей побледнели. И стояли не двигаясь.
И вот, дети, с тех пор прошло много лет. Первые два года мы с Лелей действительно ни разу не
ели мороженого. А потом стали его есть и всякий раз, кушая, невольно вспоминали о том, что
было с нами.
И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко старый, даже и теперь
иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом
всякий раз, по детской своей привычке думаю: «Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не
надул ли кого-нибудь?»
1
2
3
4
5
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
завязка
кульминация
развязка
эпилог
экспозиция
→ Узнать ответ