
Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Литературе для 5 класс, проходящая 12-14.09.2025 в Московской области. Работу пишут на официальном сайте Моя школа – mo.olymponline.ru
Материалы олимпиады Взлет по Литературе 5 класс для Московской области (задания и ответы)
1. К жанрам обрядового фольклора относят сказки, легенды, мифы, пословицы, поговорки и
былины.
Произведения фольклора могут существовать только в устной форме. Если записать колыбельную
песню, она перестанет быть фольклором.
Обрядовый фольклор связан с народным земледельческим календарём и сменой времён года.
Литературные сказки, написанные авторами, также относятся к фольклору
→ Узнать ответ
2. Первоклассник Миша дал интервью школьному журналу «Почитайкин». Он делится своими
первыми впечатлениями, но ещё не знает многих слов про книжки. Прочитайте, что рассказывает
Миша, и помогите ему правильно назвать часть книги, о которой он говорит. Выберите верный
вариант.
«Я дочитал книгу до конца, но оказалось, что это ещё не всё! После основной части был
небольшой текст. В нём автор подводил итоги, делился своими мыслями, благодарил читателя.
Это было как прощание после долгого увлекательного путешествия».
послесловие
форзац
вывод
эпилог
→ Узнать ответ
3. Вам дано уравнение, в котором за X скрывается театральный термин. Найдите X, выберите верный
вариант.
X = фраза, которую произносит персонаж драмы в ответ на высказывание другого действующего
лица.
реплика
замечание
предложение
ремарка
→ Узнать ответ
4. Быль да небыль
Отметьте название былины, которой не существует.
«Илья Муромец и Соловей–разбойник»
«Святогор–богатырь»
«Первый бой Ильи Муромца»
«Алёша Попович и Змей Горыныч»
→ Узнать ответ
5. По стопам сюжета
В каждом пропуске из выпадающего списка выберите один верный ответ.
Прочитайте текст и выберите термин, который пропущен.
Композиция каждого произведения имеет конкретные структурные элементы. Например,
начинается всё с экспозиции, а вот
завершает сюжет, показывает исход конфликта и судьбу героев.
→ Узнать ответ
6. Прочитайте отрывки из стихотворения А. А. Фета «Весенний дождь». В каком из отрывков есть
эпитет? Выберите верный вариант.
И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса
И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса
Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет,
→ Узнать ответ
7. В данном задании несколько верных утверждений. Выберите все, которые вы считаете
верными, но обратите внимание, что если выбрано неверное утверждение и\или не выбрано
верное, балл снижается.
Выберите все верные утверждения о сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях».
Сказка Пушкина имеет прозаическую форму.
Королевича в сказке Пушкина зовут Алексей.
Мачеха царевны умирает в конце сказки.
Царевне в сказке не дано конкретное имя
→ Узнать ответ
8. В каждом пропуске из выпадающего списка выберите один верный ответ.
Перед вами предложения, в которых потерялись литературоведческие термины.Расставьте все
слова на нужные места.
В басне «Стрекоза и Муравей» Стрекоза олицетворяет легкомысленность, а Муравей —
трудолюбие. Крылов использует приём под названием
Фраза «сто лет не виделись» — это яркая
В строчке «Какое лето, что за лето» Ф. И. Тютчев пользуется приёмом, который называется
Когда писатель или поэт сопоставляет два разных объекта, чтобы сделать образ ярче и
понятнее, он использует , например, «Люди, как пчелки»
→ Узнать ответ
9. В данном задании несколько верных ответов. Укажите все, которые Вы считаете верными,
однако обратите внимание, что в случае, если не все верные ответы отмечены или отмечен
неверный вариант, балл обнуляется.
Прочитайте отрывок из рассказа В. Ю. Драгунского «Друг детства». Отметьте все утверждения,
которые правильно отражают содержание отрывка.
«И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на
минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с
собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка
становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая
забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой
укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его
бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы
отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства.
Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…
– Ты что, – сказала мама, она уже вернулась из коридора. – Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам
не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом,
когда я скрепился немного, я сказал:
– Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером».
Рассказчик передумал становиться боксёром из–за того, что ему разонравился этот спорт.
«Мишка» написано с большой буквы потому, что это имя брата рассказчика, с которым они
собирались заниматься боксом.
Рассказчик не захотел использовать любимую игрушку как грушу для битья и поэтому сказал маме,
что никогда не будет боксёром.
Несмотря на то что рассказчик называет Мишку «мой бывший лучший друг», он до сих пор
испытывает к нему тёплые чувства.
→ Узнать ответ
10. В данном задании несколько верных утверждений. Выберите все, которые вы считаете
верными, но обратите внимание, что если выбрано неверное утверждение и\или не выбрано
верное, балл снижается.
Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова и отметьте все верные утверждения о его форме и
содержании.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растёт.
Не все слова в конце стихов рифмуются друг с другом.
Самое частое средство выразительности, которое встречается в стихотворении, — сравнение.
Строфа стихотворения состоит из двух стихов.
Сосна и пальма в стихотворении наделены чертами живых существ.
→ Узнать ответ
11. В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и
дополнительных символов, например: Пушкин
Перед вами цитата из знакомого вам текста Пушкина, но главное имя в ней заменено именем
персонажа из другого произведения. Разгадайте, кто скрывается за литературной маской, и
введите ТОЛЬКО настоящее имя героя из произведения Пушкина. Например: Салтан
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Сверчок, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей.
→ Узнать ответ
12. Малые, да удалые
В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных
символов. Например: олимпиада
Перед вами четыре текста, которые относятся к малым жанрам фольклора, и пять названий
жанров, среди которых одно — лишнее. Определите тот малый жанр, который не соответствует ни
одному примеру, и запишите ТОЛЬКО его название в поле ответа. Например: небылица
Список жанров: пословица, считалка, небылица, частушка, поговорка
1. За семь верст киселя хлебать.
2. Шишел-вышел вдруг пришёл,
На боярский двор зашёл,
Там бояре шапки шьют,
На окошко их кладут.
3.Ты зачем сюда пришёл?
Шишел-вышел, вон пошёл!
4.На столе лежит арбуз,
На арбузе муха,
Муха злится на арбуз,
Что не лезет в брюхо.
5. На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
→ Узнать ответ
13. Архаизмы — устаревшие слова, которые часто встречаются в фольклоре и в произведениях,
имитирующих фольклор. Многие из них в современном языке имеют привычные нам синонимы.
Установите соответствие между архаизмами (выделены жирным) и их синонимами. Синонимы
даны в той грамматической форме, которая соответствует грамматической форме архаизма.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
(А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
(А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Прелестна прелестью небрежной,
В одной сорочке белоснежной
Ложится почивать она.
Со вздохом девы поклонились,
Скорей как можно удалились
И тихо притворили дверь.
(А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
(А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
→ Узнать ответ
14. Дело Андерсена: спасти сказку
В Международную комиссию по правам сказочников обратился Ханс Кристиан Андерсен, потому
что к нему в сказку «Дикие лебеди» проник злой Насмешник и испортил сюжет до
неузнаваемости. Автор попросил как можно скорее устранить беспорядок и вернуть сказку к её
должному виду. Поучаствуйте в работе комиссии, выберите из списка всё, что НЕПРАВИЛЬНО
воспроизводит сюжет сказки Андерсена «Дикие лебеди»
Элиза, несмотря на свою немоту, смогла отказаться выйти замуж за короля, за что её приговорили
к казни.
Элиза должна была молчать, чтобы спасти братьев, и поэтому не смогла отказать королю и уехала
с ним в замок.
Змеи, с помощью которых мачеха хотела навредить Элизе, превратились в розы, потому что Элиза
была настолько невинна, что колдовство на неё не действовало.
Мачеха прогнала братьев, превратив их в лебедей, а Элизу оставила расти в замке на правах
горничной.
У короля было двенадцать детей, Элиза и одиннадцать братьев.
Мачеха не смогла заколдовать Элизу и поэтому решила вымазать её вонючей мазью и соком
грецкого ореха, чтобы отец не узнал дочь и выгнал её.
→ Узнать ответ
15. Мораль в басне — это заключительная часть, которая содержит основную идею, нравственный
урок, вытекающий из сюжета. Пословица — ёмкое изречение, также содержащее законченный
смысл и мораль. Перед вами названия басен И. А. Крылова, вспомните, о чём в них идёт речь.
Сопоставьте каждое название с пословицей, которая лучше всего отражает мораль басни.
«Волк на псарне»
«Зеркало и обезьяна»
«Ворона и Лисица»
«Свинья под дубом»
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться
Льстец под словами – змей под цветами.
Сколько верёвочке ни виться, а конец будет.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
→ Узнать ответ