
Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Русскому языку для 4, 5-6, 7-8, 9, 10-11 класс 2-ой вариант Московская область 50 регион на 19, 20, 21 сентября 2025 г. Работу пишут на официальном сайте ВЗЛЕТ.
Олимпиада ВСОШ Школьный этап по Русскому языку 4 класс 2 вариант
1. В русском языке соответствия между буквами и звуками не всегда устанавливаются просто. Слово город, например, мы произносим как [горат], а слово отжать — как [аджат*]. Иногда из звуков, которые составляют слово, можно составить совершенно другие слова.
Какое существительное можно составить из звуков слова араб ?
Какой глагол можно составить из звуков слова юбка ? Указание: глагол может быть в любой форме.
2. Суффиксы в русском языке могут иметь разные значения. Например, суффикс -ик может иметь значение ‘маленький*: столик — это маленький стол.
Перед вами несколько слов с суффиксом -ин. Подберите к ним пару, опираясь на значение суффикса -ин.
графиня
осетрина
домина
соломина
монахиня
лососина
макаронина
холодина
3. Антонимами могут быть не только слова одной части речи, но и устойчивые выражения.
Вспомните, что значат данные фразеологизмы, и подберите к ним антонимы.
Выйти из себя
Нестись во весь опор
На вес золота
Работать засучив рукава
Плевать в потолок
Грош цена
Плестись как черепаха
Взять себя за руку
4. Этимологией называют науку о происхождении слов.
Разгадайте этимологическую загадку.
Это слово обозначает один из приёмов пищи. Неправильным было бы объяснять его происхождением названием одного пресмыкающегося. На самом деле оно связано со словом, обозначающим сторону света. Напишите этот приём пищи в форме единственного числа, именительного падежа.
Какое слово имеет тот же исторический корень, что и сторона света, и существительное, указанное вами в предыдущем вопросе?
угол
завтра
югослав
жнива
восторг
жатва
Олимпиада ВСОШ Школьный этап по Русскому языку 5-6 класс 2 вариант
1. В русском языке соответствия между буквами и звуками не всегда устанавливаются просто. Слово город, например, мы произносим как [гбрат], а слово отжать — как [аджат’]. Иногда из звуков, которые составляют слово, можно составить совершенно другие слова.
Существительное школа состоит из тех же звуков, из которых состоит существительное, обозначающее предмет, который есть дома у каждого. Запишите это существительное согласно орфографической норме русского языка.
Существительное гроздь состоит из тех же звуков, из которых состоит существительное, обозначающее количество чего-то. Запишите это существительное согласно орфографической норме русского языка.
2. Суффиксы в русском языке могут иметь разные значения. Например, суффикс -ик может иметь значение «маленький»: столик — это маленький стол.
Перед вами несколько слов с суффиксом -ин. Подберите к ним пару, опираясь на значение суффикса -ин.
графиня
осетрина
домина
соломина
толщина
грузин
баранина
голосина
княгиня
осетин
виноградина
гущина
Подумайте, от каких слов образованы данные слова, и скажите, какое из них будет отличаться от других.
баранина
голосина
княгиня
осетин
виноградина
гущина
С помощью суффикса -ин регулярно образуются названия мяса. Выделение этого суффикса в одном из таких названий позволяет обнаружить, как раньше обозначался крупный рогатый скот. Напишите слово, обозначающее это мясо.
3. Расшифруйте фразеологизм, опираясь на значения составляющих его слов.
1 слово — идя вместе, направлять движение, помогать или заставлять идти с собой; сопровождать.
2 слово — предлог, одним из значений которого является указание на орудие, средство действия, занятия. Другое значение этого предлога — ‘позади’.
3 слово — выступающая часть лица человека или морды животного между ртом (пастью) и глазами.
4. Однокоренными словами мы называем слова, имеющие одинаковые корни: например, кот и котик, одеть и раздеть, учёба и учиться. Иногда в ходе развития языка и значения слов, и их внешний облик, настолько меняются, что сложно понять, что они содержат исторически одинаковые корни. Например, слова рыжий и русый имеют одинаковый исторический корень, обозначающий цвет.
Опираясь на сходство значений слов в каждой паре, выберите две пары слов, имеющих одинаковый исторический корень.
звать-звезда
рука — рубль
красть — краткий
вчера — вечер
крыша покров
5. Соедините предложение, имеющие одинаковый набор членов предложения (одинаковое количество подлежащих, сказуемых, дополнений, определений и обстоятельств)
Мой младший брат любит книги
В лесу пахло сырой листвой
Из Москвы в Петербург едет скоростной поезд
Вася будет читать перед сном газету.
Снаружи повеяло вечерней прохладой
В будущем я стану управлять самолетом
Маленькая девочка надела красное платье
Горячий чай быстро стынет на улице
Олимпиада ВСОШ Школьный этап по Русскому языку 7-8 класс 2 вариант
1. Какое слово можно составить из звуков слова подъездная, если каждый звук можно использовать только 1 раз?
депо
запад
йод
яд
панда
назад
Восстановите два слова, состоящие из одних и тех же звуков, если известно, что первое обозначает особый тип стола, а второе — узкую дорожку. В качестве ответа укажите ДВА слова, запишите их через запятую в алфавитном порядке. Например: олимпиада, прыжок
Как называются пары слов, состоящие из одних и тех же элементов (букв или звуков)? В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: олимпиада
2. Какое слово отличается от других по морфемной структуре?
крупинка желтинка чаинка соломинка росинка
Словообразовательной моделью называют схему образования нового слова, которая включает в себя частеречную принадлежность производящей основы,а также словообразовательную морфему и её значение. Какое из слов образовано не по той же словообразовательной модели, что остальные?
желтинка чаинка крупинка
3. Расшифруйте фразеологизм, опираясь на значения составляющих его слов. 1 слово — наносить на бумагу или иной материал графические знаки;
2 слово — союз, обозначающий сравнение; 3 слово — разновидность домашней птицы;
4 слово — ступня либо вся конечность, нога у некоторых животных и птиц.
Выберите значение этого фразеологизма.
Выполнять определенное действие в большой компании.
Выполнять определенное действие халатно, лениво.
Выполнять определенное действие постоянно отвлекаясь, Выполнять определенное действие криво и непонятно.
Выполнять определенное действие самостоятельно. без помощи.
Выполнять определенное действие вдумчиво и внимательно.
4. Этимологией называют науку о происхождении слов. Когда мы изучаем этимологию слова, мы узнаем, от чего оно происходит. Интересно, что во многих языках этимологические процессы могут быть устроены похожим образом.
В английском языке слова fist ‘кулак’ и ЛУРПЯТЬ’ ЯВЛЯЮТСЯ этимологически родственными.
В русском языке есть аналогичная пара родственных слов, одно из которых — числительное пять, а другое связано по значению с английским fist и тоже обозначает часть тела. Какое второе слово входит в эту пару?
К другому английскому числительному восходит неопределённый артикль в английском языке, который на русский можно было бы перевести местоимениями какой-то, некоторый, В русском языке числительное с этим же значением может использоваться как неопределённое местоимение. Запишите это числительное.
5. Как вам известно, значение слова можно узнать в толковом словаре. Одним из самых известных современных толковых словарей является Большой толковый словарь под редакцией С. А. Кузнецова.
В конце 20 века вышел очень необычный толковый словарь, который не просто описывает значение слов, но и указывает на их морфологические, синтаксические и семантические свойства. Этот словарь называется толково-комбинаторным, а его редакторами являются И. А. Мельчук и А.К. Жолтовский.
Перед вами определения из словаря Кузнецова, а также в перепутанном порядке определения из толково-комбинаторного словаря. Установите правильные соответствия.
С кем чем, против кого-чего, за что. Активно действовать против кото -либо, чего-либо, стремясь преодолеть или уничтожить; сопротивляться кому либо, чему-либо.
Беспокоиться, тревожиться, опасаясь чего либо.
Испытывать гнев, сильное негодование; сердиться.
Плоский с обеих сторон кусок дерева небольшой толщины, выпиленный или вытесанный из бревна.
X находится в активно отрицательном эмоциональном состоянии, которое каузировано тем, что X уверен в осуществлении человеком У действ и й(. связанных с) Z. которые нежелательны для X а и о которых X считает 2. что они противоречат основным этическим принципам: и Х-у хочется выразить то. что эти действия для него нежелательны, и осуществить враждебные по отношению к Y-y действия; это состояние таково, какое обычно бывает в указанной ситуации.
X, совершая некоторое действие или находясь в некотором состоянии, прилагает много усилий с целью продолжить это действие или продлить это состояние вопреки нецелесообразному воздействию Y- а на X, которое препятствует этому действию или состоянию.
X находится в пассивно отрицательном эмоциональном состоянии, каузированном тем. что X считает, что высоковероятно осуществление события У, нежелательного для Х-а, и что X не способен противодействовать Y-y; и Х у хочется поступить так, чтобы избежать У-а.
Единица вида Y-o вых пиломатериалов из X а — параллелепипед, длина которого соизмерима с ростом человека, ширина в несколько раз меньше длины, а толщина в несколько раз меньше ширины.
Догадайтесь, какой глагол соответствует третьей парс определений. Запишите ответ в начальной форме одним словом БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: олимпиада
6. Выберите верные утверждения про предложение:
Заходит вчера Вася в кино и очень удивляется, увидев Лену.
Все глаголы данного предложения стоят в форме настоящего времени.
Если заменить все глаголы в данном предложения на глаголы в форме другого грамматического времени, значение предложения не изменится.
Все глаголы в предложении переходные.
Предложение не содержит обстоятельства времени.
В предложении ровно одно дополнение.
В предложении две грамматические основы.
Олимпиада ВСОШ Школьный этап по Русскому языку 9 класс 2 вариант
1. Когда иностранцы учат литовский язык, близкий родственник русского, одна из самых сложных вещей, с которыми им приходится столкнуться, — это акцентные парадигмы.
Акцентная парадигма слова предсказывает, куда будет падать ударение в разных формах этого слова. Внешне слова могут выглядеть одинаково и относиться к одному и тому же склонению или спряжению, однако при изменении формы слова ударение будет вести себя по-разному.
Например, слова bokštas ‘башня и kalnas ‘гора относятся к первому склонению и во всех падежах имеют одинаковые окончания, но в дательном падеже множественного числа у слова башня ударение будет падать на основу bókštams, а у слова гора» — на окончание kalnáms.
Оказывается, в русском языке тоже есть акцентные парадигмы, хотя носители этого не замечают. А вот иностранцам их приходится учить.
Перед вами несколько слов, относящихся к разным акцентным парадигмам (от а до f). Подберите к ним пару — слово, которое относится к той же акцентной парадигме.
а. ЯЩИК
В. ловец
с. приз
d. стекло
е. зуб
f. губа
Перетащите элементы на пустые поля сверху
руда
сруб
yс
слобода
скорость
боб
Приведённые в задании акцентные парадигмы различаются тем, в каких формах ударение падает на окончание, а в каких на основу. Какие формы при этом не учитываются?
формы винительного падежа
формы единственного числа
формы творительного падежа
формы с нулевым окончанием
формы множественного числа
Некоторые существительные не имеют акцентной парадигмы. Выберите из списка такие существительные. В данном задании несколько верных ответов. Выберите все, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбран неверный и или не выбран верный, балл снижается.
плов
кенгуру
путешествие
цветок
река
леди
дорога
метро
Как называются такие существительные? Запишите ответ одним прилагательным в форме именительного падежа множественного числа.
Заполните пропуски в тексте.
Существительное глубь имеет акцентную парадигму а, однако теоретически оно могло бы иметь акцентные парадигмы, если бы имело формы.
2. Циркумфиксом называют морфему, состоящую из приставки и суффикса, которые совместно выражают какое-либо значение. Они распространены, например, в немецком языке, где циркумфикс ge-…-t выражает значение причастия: spiel-en «играть», ge-spielt»игранный, сыгранный».
В русском языке циркумфиксами можно назвать сочетания разных приставок и постфикса -ся, которые, присоединясь к глагольной основе, могут выражать разные значения, не выводящиеся при этом только из значения приставки или постфикса.
Соотнесите циркумфиксы, распространённые в русском языке, и их значения.
на….ся
До… СЯ
из….ся
О… СЯ
Довести себя до неприятных последствий путем интенсивного совершения действия, названного мотивирующим глаголом.
Дойти до нежелательного состояния (утомления, негодности, исчерпанности), приобрести или утратить определенные качества, способности или привычки в результате частого, длительного или интенсивного совершения действия, названного мотивирующим глаголом.
Неверно, ошибочно, неудачно совершить действие, названное мотивирующим глаголом.
Значение полного удовлетворения или пресыщенности действием.
Какой из следующих циркумфиксов может быть синонимичен циркумфиксу из-…ся?
вз-…-ся
на-…-ся
у-..-ся
3. Сербский язык — близкий родственник русского языка.
Соотнесите фразеологизмы на сербском языке и их значения.
гладан као вук
једним ударцем убити две муве
вук длаку мења, а ћуд никада
брз као зец
достичь нескольких целей одновременно
имеющий высокую скорость передвижения
испытывающий сильное желание есть
каждый стремится туда, где ему привычно и удобно
Переведите фразеологизм «гладан као вук» на русский язык.
4. Заполните пропуски в тексте, если известно, что все пропущенные слова имеют одинаковый исторический корень. Запишите все ответы в начальной форме (глаголы — в форме инфинитива, существительные -в форме именительного падежа единственного числа, прилагательные в форме именительного падежа единственного числа мужского рода).
Существительным ПРОПУСК 1 можно назвать комнату, в которой обычно происходит действие, обозначаемое глаголом ПРОПУСК 2. Сам процесс можно назвать существительным ПРОПУСК 3, которое также описывает и видения во время данного процесса. Глагол ПРОПУСК 4, имеющий беглый гласный, обозначает начало этого процесса. А вот существительное ПРОПУСК 5, синонимичное существительному смерть, сейчас употребляется только в названии церковного праздника.
5. Даны два предложения из Национального корпуса русского языка. По некоторому признаку эти предложения можно отнести к двум разным группам.
Группа 1. Коль скоро именно из этого сословия мы вербуем солдат, оно заслуживает особого внимания со стороны правительства.
Группа 2. Губернатор был сменен, коль скоро об этом приговоре узнали в Петербурге.
Даны ещё 6 предложений из Национального корпуса русского языка. Определите, к какой группе (1 или 2) относится, если известно, что к первой и второй группам относится
одинаковое количество предложений.
А общая картина обязана быть, коль скоро существует человеческий род и общество.
За это самое ухожу я в город, говорю жене: «Авдотья! коль скоро придет брат из службы, то почитай его, как меня!
Как и индусы, древние греки верили, что коль скоро по этим законам живёт весье мир, то не только люди, но и камни и звери должны быть им послушны.
Коль скоро вы не постеснялись ограничить других людей в доступе к средствам жизни, то и открытие свое не станете делать всеобщим Достоянием.
Список об отличившихся господах офицерах в отряде правого фланга под командою полковника барона Крейца буду я иметь счастие представить равномерно Вашей Светлости, коль скоро получу оной.
Я посылаю повеление в Коломну, чтобы пришедшее туда Рязанское ополчение шло поспешно сюда и коль скоро придёт, то Вас уведомлю.
Олимпиада ВСОШ Школьный этап по Русскому языку 10-11 класс 2 вариант
1. Когда иностранцы учат литовский язык, близкий родственник русского, одна из самых сложных вещей,с которыми им приходится столкнуться, — это акцентные парадигмы.
Акцентная парадигма слова предсказывает, куда будет падать ударение в разных формах этого слова. Внешне слова могут выглядеть одинаково и относиться к одному и тому же склонению или спряжению, однако при изменении формы слова ударение будет вести себя по-разному. Например, слова bokstas ‘башня’ и kalnas гора’ относятся к первому склонению и во всех падежах имеют одинаковые окончания, но в дательном падеже множественного числа у слова ‘башня’ударение будет падать на основу bokstams, а у слова ‘гора’ — на окончание kalnams.
Оказывается, в русском языке тоже есть акцентные парадигмы, хотя носители этого не замечают. А вот иностранцам их приходится учить.
Перед вами несколько слов, относящихся к разным акцентным парадигмам (от а до F). Подберите к ним пару — слово, которое относится к той же акцентной парадигме.
а. ЯЩИК
В. ловец
с. приз
d. стекло
е. зуб
f. губа
Перетащите элементы на пустые поля сверху
руда
сруб
yс
слобода
скорость
боб
2. Приведённые в задании акцентные парадигмы различаются тем, в каких формах ударение падает на окончание, а в каких на основу. При этом не учитываются v . Большинство существительных русского языка имеют одну из шести приведённых схем ударений (акцентных парадигм),однако существуют и исключения. Так, существительное спина имеет акцентную парадигму , но в форме v ударение падает не на , а на . Существительное лес имеет акцентную парадигму , однако у него есть особая форма, в которой, вопреки ожидаемому ударению на .ударение падает на .Такую форму обычно называют форма, похожая на форму родительного падежа, но с ударением на .есть у существительного
3. Циркумфиксом называют морфему, состоящую из приставки и суффикса, которые совместно выражают какое-либо значение. Они распространены, например, в немецком языке, где циркумфикс ge-…-t выражает значение причастия: spieL-en «играть», ge-spieL- t «игранный, сыгранный».
В русском языке циркумфиксами можно назвать сочетания разных приставок и постфикса -ся, которые, присоединясь к глагольной основе, могут выражать разные значения, не выводящиеся при этом только из значения приставки или постфикса.
Впишите названия этих морфем в алфавитном порядке через запятую.
В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 2 слов в именительном падеже ЧЕРЕЗ запятую и один пробел, например: одимпиада, оценка
Постфикс -с я — единственная словообразовательная морфема в русском языке, которая следует после окончания. Дело в том, что по своему происхождению она восходит к полноценному слову. Какому? В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: олимпиада
В каких словах постфикс-ся имеет то же значение, что и слово, от которого он образовался? Выберите ВСЕ, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбран неверный и\или не выбран верный, балл снижается. видеться
румяниться
строиться
кусаться
лениться
раздеваться
Какое местоимение синонимично постфиксу -с я в слове видеться? В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 2 слов ЧЕРЕЗ пробел, БЕЗ знаков препинания и дополнительных символов, например: осенняя соната
Выберите верные утверждения. Выберите ВСЕ, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбрано неверное утверждение и\или нс выбрано верное балл снижается.
Постфикс -с я всегда пишется в причастиях и деепричастиях.
Постфикс-ся пишется после гласных,а постфикс-сь — после согласных.
Постфикс-с я имеет вариант-с ь.
Использование постфикса-с я вместо нормативного -с ь в некоторых словах может бьггь характерной чертой как поэтической речи, так и просторечия.
4. Загаданные ниже три фразеологизма устроены так, что последнее слово первого фразеологизма является первым словом второго, а последнее слово второго — первым словом третьего.
Например,
1) дать взятку
2) жить в бедности Ответ 1 : давать на лапу Ответ 2 : лапу сосать
Запишите загаданные фразеологизмы, если их значения следующие:
обязательно, крайне необходимо, любой ценой, во что бы то ни стало (3 слова).
не появляться, не бывать где-либо, не выходить (3 слова)
огрызаться, показывать готовность к отпору или нападению (2 слова)
5. Заполните пропуски в тексте, если известно, что все пропущенные слова имеют одинаковый исторический корень. Запишите все ответы в начальной форме (глаголы — в форме инфинитива, существительные — в форме именительного падежа единственного числа, прилагательные — в форме именительного падежа единственного числа мужского
рода).
Выполняя действие, обозначенное глаголом ПРОПУСК 1, мы передаём свои знания кому- либо. Когда мы получаем знания, можно сказать, что мы выполняем действие, обозначенное возвратным глаголом ПРОПУСК 2. При этом сам процесс называется ПРОПУСК 3. Это существительное содержит очень редкий суффикс -еб-/-ёб-.
ПРОПУСК 4 обозначает пособие, которое может быть использовано во время данного процесса. Выполняя данное действие, можно сформировать ПРОПУСК 5 — умение, приобретённое упражнениями. Наконец, система знаний, описывающая общие принципы развития природы и общества, называется ПРОПУСК 6. В то же этимологическое гнездо входит и слово ПРОПУСК 7,обозначающее поведение,ставшее для кого-то постоянным.
Когда определённое поведение, образ действий становится традиционным для целой группы людей,его называют ПРОПУСК 8.