Школьный этап по Русскому языку 2022-2023 учебный год. Московская область 50 регион 4 класс

Задания и ответы школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2022-2023 учебного года по Русский язык 4 класс Московская область 50 регион

1. Известно, что буква Й в русском языке, как правило, обозначает звук [j]/[й]. Так общеизвестным является то, что звук [j]/[й] на письме может обозначаться с помощью букв Я, Ё, Ю, Е, употребляемых после пробела, Ь и Ъ или гласного, с помощью И после а также при помощи иных гласных в отдельных словоупотреблениях.
Сгруппируйте данные слова в соответствии со способом обозначения звука [j]/[й] (при решении задания ориентируемся на норму полного / более отчетливого произношения когда носители языка отчетливо произносят звуки в слове, в том числе [j]/[й]).

Красноярск
Разъём
Белый
Муравьи
Моргает
Йод
Июнь
Шампиньон
Ёж
Лью
Семья
По-медвежьи
Премьера
Медальон
Ель
Бельё

Перетащите элементы в пустые места
ю, е, й, ё, я, о, и

2.

В русском языке наблюдается переход слов из одной части речи в другую.
Например, процесс перехода слов в имя существительное называется субстантивацией, процесс перехода в местоимение – прономинализацией, процесс перехода в имя прилагательное – адъективацией.
Определите, какой частью речи является выделенное слово в данном предложении.
Моим гидом стал военный из Багдада, которому друзья дали прозвище Надежный.

Установите, какой части речи изначально принадлежало слово.

3.Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, хранящие в себе следы истории народа.
Вопрос 1. По описаниям воссоздайте фразеологизмы и определите, какое общее слово входит в их состав. Впишите это слово в начальной форме.

1) Когда устаёшь, то едва ими ступаешь;
2) Если детей сумел вырастить и воспитать,
то они на них стоят;
3) Чёрт её сломает, когда нет порядка;
4) Если надо очень спешить, то одна бывает
здесь, а другая там.

Вопрос 2. По описаниям воссоздайте фразеологизмы и определите, какое общее слово входит в их состав. Впишите это слово в начальной форме.

1) Когда хотят наказать, то на него сажают;
2) Когда живут скромно, то с него перебиваются
на квас;
3) Если присваивают что-либо себе, то его часть
выхватывают изо рта;
4) Не им одним живёт человек

4.Вопрос об употреблении заимствованных слов в русском языке всегда волновал деятелей науки и культуры. Например, много внимания этому вопросу уделял В.И. Даль В «Толковом словаре живого великорусского языка» он выдвигал гипотезы, какими новыми (созданными им) русскими словами можно заменить иноязычные, новые для того времени единицы, а также приводил существующие аналоги, сейчас являющие устаревшими или диалектными.
В словаре В.И. Даля представлено множество слов, для современного человека привычных, но являющихся заимствованиями. Для большинства из этих слов составите словаря подобрал аналоги. Соотнесите слово иноязычного происхождения / слово, созданное взамен вышедшего из употребления, с его толкованием и аналогом.


Язвец
Грамотейка
Летучка
Укладка
*Перетащите элементы на пустые поля сверху Барсук – зверь ursus meles, сходный по лапам с медведем, а по рылу, шерсти и стати со свиньей.
Волан – закругленная с одного конца пробка, с перяным венцом в другом конце, для игры в мячи.
Бюро – род комода, поставца на ножках, с выдвижною столешницею и ящиками, для письменных дел.
Сундук – вольный ящик, с крышкой на навесах, обычно с замком, окованный и со скобами.

5.В качестве ответа укажите ОДНО слово в именительном падеже БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов, например, олимпиада. Некий словарь включает в себя статьи, в которых изложены ассоциации русскоязычных людей к определённым словам.
Перед вами отрывок из словарной статьи о неком слове, которое употребляется в русском языке.

человек; грустный; клоун; смех; друг; парень; день; праздник, радостный; мальчик, ребенок; радость; злой, улыбка; вечер, жизнерадостный; разговор, я; добрый, смешной, счастливый, счастье

Отметьте предложения, в которых, на ваш взгляд, представлено слово, ассоциации к которому подобраны в представленной выше словарной статье. Для этого, составив словосочетания или предложения с указанными словами, вспомнив фразеологизмы, определите, какое общее понятие объединяет словаассоциации из словарной статьи.

Вперед дорога ― не назад, / Вперед ― веселый труд; / Вперед ― и плечи не болят, / И сапоги
не трут. (А. Твардовский «Баллада о товарище»)
Старший умный был детина, / Средний сын и так и сяк, / Младший вовсе был дурак. (П. Ершов Конёк-Горбунок»)
Да на ее лице/ Веселый дух сияет, /Да светлость, как в венце, /К почтению склоняет. (В. Тредиаковский. Из «Римской истории»)
Сжалился над малым / Дедушка Порфирий; / Человек был умный / Он в крестьянском мире. (И. Суриков «Клад»)

В предложениях, выбранных вами в вопросе № 1, загаданное слово является одним и тем же членом предложения. Впишите название этого члена предложения.

6.Многие слова, активно использовавшиеся в древнерусском языке, на современном этапе полностью или в отдельных значениях перешли в разряд устаревших. В связи с этим бывает сложно установить верное значение слова в отдельных текстах.
Прочитайте предложения, в которых используется слово «сечься»:
Определите, в каком значении слово «сечься» использовалось в приведённых предложениях.
Ломаться, трескаться
Воевать, биться
Крошиться, дробиться
Ударяться, получать ушибы

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM