[23-24.04.2024] Пригласительный этап ВСОШ по Русскому языку 7-8 класс 2024-2025

Официальные задания и ответы пригласительного этапа по Русскому языку 7-8 класс 2024-2025 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по каждому предмету и для каждого класса.

🦘Задания и ответы Пригласительный этап ВСОШ “Русский язык” 2024 для 7-8 класса🦘

Задание 1. Один ученик поспорил с другом, что слово блестящий является прилагательным. Его друг с ним не согласился, сказав, что блестящий является причастием. Кто из них прав? Выберите правильный(-ые) вариант(-ы) ответа.
1) Слово блестящий можно считать причастием в контексте типа Я увидел блестящий пол, где это слово в своём значении соотносится с идеей действия по глаголу блестеть: Я увидел блестящий (= тот, который блестит) пол.
2) Слово блестящий может быть прилагательным, например, в предложении Я услышал блестящий ответ, где это слово уже не соотносится в значении с идеей действия: блестящий ответ – это не ответ, который блестит.
3) Слово блестящий можно считать прилагательным в контексте типа Я увидел блестящий пол, где это слово в своём значении не соотносится с идеей действия по глаголу блестеть: Я увидел блестящий (= тот, который даёт блеск) пол.
4) Для слова блестящий нет контекстов, в которых в современном русском языке это слово соотносилось бы с глаголом блестеть. Это прилагательное, которое мотивируется только существительным блеск.
🔓 Узнать ответ

Примеры
• Мне очень нравится говорить на разных языках и открывать новые културы.
• 16 января 1820 с помощью двух кораблей эти исследователи нашли неизвестный льдиный материк.
• Этом летом я хочу поехать в Испанию.
• Это возможность понять и использовать основные принципы, чтобы осмыслить новые информации.
• По-моему, это комментария о русском обществе.
• Потом они встречают медведицу, которая гуляется в лесу.
• Согласный ли я с тем, о чём говорится в тексте?
• Мы бы хотели попросить всех вас написать несколько примеров того, как можно уменьшить утраты воды.
• Она оберегала меня как свою зеницу ока.
Типы ошибок
• Орфографическая ошибка.
• Для образования слова исполь¬зована другая словообразова¬тельная модель (другой суффикс).
• Использовано неверное оконча¬ние.
• Слово, которое должно употреб-ляться только в единственном числе, употреблено во множественном числе.
• Слово употреблено в женском роде вместо мужского.
• Вместо невозвратного глагола употреблён возвратный.
• Вместо краткой формы прилага-тельного употреблена полная.
• Вместо нужного слова употреблён пароним.
• Ошибка в употреблении фразеоло-гизма.
• Неверное употребление омонима.
• Неправильное построение сложно-подчинённого предложения.
• Слово употреблено в мужском роде вместо женского.
• Слово употреблено не в том роде, числе и падеже.

Соотнесите данные примеры с типом ошибки.
Слово употреблено в женском роде вместо мужского.
Вместо краткой формы прилагательного употреблена полная.
Для образования слова использована другая словообразовательная модель (другой суффикс).
Неправильное построение сложно-подчинённого предложения.
Орфографическая ошибка.
Слово употреблено не в том роде, числе и падеже.
Использовано неверное окончание.
Неверное употребление омонима.
Вместо нужного слова употреблён пароним.
Ошибка в употреблении фразеологизма.
Вместо невозвратного глагола употреблён возвратный.
Слово, которое должно употребляться только в единственном числе, употреблено во множественном числе.
Слово употреблено в мужском роде вместо женского.
🔓 Узнать ответ

Задание 3. Заполните пропуски в тексте подходящими по смыслу cловами, выбрав их из предложенных вариантов:
Възваша, Обѣтъ, Снидошася, Събрася, ерь, ять, Съвѣща, Възвониша, Съвѣтъ.
В данном тексте употреблены однокоренное существительнoе (1) и глагольная форма (2)Они же, в свою очередь, исторически родственны существительному (3),которое можно встретить в отрывке из стихотворения, использовавшегося для запоминания слов, в которых нужно было по правилам дореволюционной орфографии писать букву (4)
Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ
Убѣжалъ голодный въ лѣсъ.
Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ
И за горький тотъ обѣдъ
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.
🔓 Узнать ответ

Задание 4. Переведите текст на современный русский язык. Выберите вариант(-ы), в котором(-ых) дан верный перевод отдельных предложений текста.
В ту же ночь собрались ратники на Гневысином дворе, и убили Болеслава, устроив тот злой дьявольский совет.
И как у Пилата собрались, замышляя против Христа, так и эти злые псы, уподобившись тем, совещались, как убить своего господина.
И сказали: «Пойдёт к заутрене, тогда и другого захватим и убьём его».
И когда настало утро, позвонили к заутрене.
🔓 Узнать ответ

Задание 5. Объясните, какую грамматическую аномалию (относительно современного русского языка) демонстрируют следующие примеры:
Это я-то, распустивший по белу свету всё, развеявший по ветру сущее и святое – лишь бы остаться одному, наслаждаться одиночеством.
[Анатолий Кирилин. Нулевой километр // «Сибирские огни», 2013]
Полковник на добра коня – да пулей в деревню, к Шишову дому.
[Б.В. Шергин. Шиш Московский (1932–1933)]
Выберите верный(-ые) вариант(-ы) ответа.
Слова распустивший и пулей употреблены в разговорном стиле.
Постановка тире в каждом из примеров нехарактерна для современного русского языка.
Сочетания по белу свету и на добра коня употреблены в несвойственном для современного русского языка значении.
В сочетаниях по белу свету ина добра конякраткие формы прилагательных белыйи добрый выполняют синтаксическую функцию определения.
🔓 Узнать ответ

Задание 6. Составьте из приведённых слов цепочку так, чтобы конечный звук каждого слова совпадал с начальным звуком следующего за ним слова, а конечный звук последнего слова – с начальным звуком первого слова.
сквозь, прочь, кашпо, драма, читать, вопрос, вторник, оттепель, трущоб, тёс, лёд
Цепочка должна содержать всего девять слов и начинаться со слова вторник.
Вторник
сквозь
прочь
кашпо
драма
читать
вопрос
вторник
оттепель
трущоб
тёс
лёд
🔓 Узнать ответ

Задание 7. Ниже даны предложения, в которых поставлены не все знаки препинания.
Укажите предложения, в которых есть обращение.
Покажите пожалуйста фотографию всем знакомым.
Ты с басом Мишенька садись против альта. (И.А. Крылов)
Тайну твою девушка я не выдам.
Как хорошо ты о море ночное… (Ф.И. Тютчев)
А вглядишься получше красавица рот, глаза, ослепительный лоб. (Д.С. Самойлов)
Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. (И.А. Крылов)
Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня черноокую девицу, черногривого коня. (М.Ю. Лермонтов)
Москва как много в этом звуке для сердца русского слилось. (А.С. Пушкин)
Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (А.С. Пушкин)
Стихи мои свидетели живые за мир пролитых слёз родитесь вы в минуты роковые душевных гроз… (Н.А. Некрасов)
🔓 Узнать ответ

Задание 8. Укажите предложение, которое допускает два разных решения.
Покажите пожалуйста фотографию всем знакомым.
Ты с басом Мишенька садись против альта. (И.А. Крылов)
Тайну твою девушка я не выдам.
Как хорошо ты о море ночное… (Ф.И. Тютчев)
А вглядишься получше красавица рот, глаза, ослепительный лоб. (Д.С. Самойлов)
Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. (И.А. Крылов)
Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня черноокую девицу, черногривого коня. (М.Ю.Лермонтов)
Москва как много в этом звуке для сердца русского слилось. (А.С. Пушкин)
Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (А.С. Пушкин)
Стихи мои свидетели живые за мир пролитых слёз родитесь вы в минуты роковые душевных гроз… (Н.А. Некрасов)
Она бабушка мне сразу поверила.
🔓 Узнать ответ

Задание 9. В Russian Learner Corpora (RLC учебный корпус) собраны тексты, написанные изучающими русский язык. В этом корпусе (собрании текстов) ошибки определённым образом размечены (то есть помечены специальным «ярлычком»). Так, морфологические ошибки бывают таких типов:
 •nfl– использование неверного окончания;
num – употребление слова в неверной или нетипичной числовой форме;
gender – изменение родовой принадлежности слова;
altern – ошибка в чередовании основы (например, кормю вместо кормлю);
morpho – прочие морфологические ошибки.

Допустим, что в RLC необходимо внести ещё одну фразу, где есть слово с ошибкой:
Антон был очень добрый малчик и всегда заботился о бабушке.
Определите, как должна быть размечена выделенная форма.
Форма не может быть размечена, так как не подходит ни под один из перечисленных типов.
infl
num
gender
altern
morpho
🔓 Узнать ответ

Задание 10. Прочитайте примеры и выполните задания.
1. Спроси его, не нужна ли помощь.
2. Последуй я совету отца, не попал бы в беду.
3. Если решите приехать к нам, дайте телеграмму.
4. Ребёнок до такого не додумался бы, будь он даже семи пядей во лбу.
5. Дай бог вспомнить, что было вчера.
6. Давайте поедем к морю, раз появилась такая возможность.
7. Да здравствуют наши учителя, которые дарят нам свет знаний!
8. Так темно на улице, что хоть глаз выколи.
9. Возьми клубочек, и пусть он всегда указывает тебе дорогу.
10. Дай слово никому не рассказывать о том, что ты сейчас узнал.

1) Укажите номер примера, в котором форма повелительного наклонения сказуемого выражает значение условия.
2) Укажите номер примера, в котором форма повелительного наклонения сказуемого выражает значение уступки.
3) Укажите номер примера, в котором форма повелительного наклонения глагола в придаточной части входит в состав фразеологизма.
4) Укажите номер примера, в котором сказуемое в главной части сложноподчинённого предложения выражено глагольным фразеологизмом в форме повелительного наклонения.
🔓 Узнать ответ

Задание 11. Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.
С помощью НКРЯ можно узнать, как часто какое-то слово употребляется в текстах определённого периода. Для этого нужно воспользоваться функцией построения графиков (по горизонтали указаны годы, по вертикали – сколько раз на миллион словоформ встретилось интересующее исследователя слово).
Перед вами пример таких графиков для словосочетаний, содержащих существительное машина.

Установите соответствие между графиками и словосочетаниями.
А —         машина
Б —         машина
В —         машина
Г —         машина
вычислительная
стиральная
летательная
государственная
🔓 Узнать ответ

Задание 12. Григорий Осипович Винокур – советский лингвист и литературовед. Занимаясь теорией словообразования, учёный сформулировал правило определения членимости слова в современном русском языке. Позже это правило назовут «критерием Г.О. Винокура». По критерию Винокура на морфемы членится такое слово (производное), которое можно объяснить через более простое однокоренное слово (производящее).
Укажите правильное(-ые) объяснение(-я) членимости слова одуванчик.
Слово одуванчик московского происхождения, от глагольной основы одуть или обдуть, следовательно, выделяются ударный суффикс ваи суффикс чик.
Слово одуванчик соотносимо в современном языке со словом дуть, следовательно можно выделить приставку о, ударный суффикс ваи суффикс чик.
Одуванчик – это маленький (небольшой) цветок, поэтому нужно выделить суффикс чик.
У слова одуванчик нет производящего слова, следовательно, слово является непроизводным, выделяется только корень одуванчик и нулевое окончание.
🔓 Узнать ответ

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM