Школьный этап по Экологии 5-6 класс 2022-2023 учебный год. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы школьного этапа 2022-2023 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по Экологии. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 5-6 классов из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.

1.Какой фактор оказал влияние на растение одуванчика лекарственного, изображённого на рис.1?

избыток влаги в почве
избыточное освещение
недостаток света
избыток соединений азота в почве

2.Что называется листовой мозаикой?

расположение листьев на стебле строго напротив друг друга
расположение листьев на стебле так, что они не затеняют друг друга
рисунок на почве, который создаётся опавшими листьями
расположение листьев на стебле по очереди

3.Выберите лишнюю позицию среди растений, семена которых активно распространяют звери и птицы.

калина
рябина
боярышник
лопух
ель и сосна
берёза

4.Там, где постоянно дуют сильные ветра, в экосистеме в видовом составе обычно мало

мелких летающих насекомых
мелких животных
птиц
ветроопыляемых растений

5.У каких видов животных окраска шерсти не зависит от времени года?

кабан, лось, косуля
белка, заяц-русак и заяц-беляк
тундровая и белая куропатки
ласка и горностай

6.Выберите пищевую цепь, в которой допущена ошибка.

семена растений – мышь – жук-мертвоед – землеройка – ласка
растения – гусеницы – пауки – большая синица – ястреб-перепелятник
берёза – гусеница пяденицы – поползень – ястреб-перепелятник
растения – тли – воробей полевой – воробьиный сычик
большая синица – гадюка – горностай

7.Зимой юные натуралисты чаще всего находили покопки сойки (отрытые и использованные кладовые) под густыми кронами елей. С чем это может быть связано?

Сойка искала под елями клубни, корневища и луковицы растений эфемероидов (многолетние первоцветы).
Кислая среда почвы под елями предохраняет запасы сойки от гниения.
В густой тени елей запасы сойки – жёлуди и орехи – не прорастают.
Под елями снега меньше, и птице легче раскапывать припасы.

8.Наполненные разным кормом кормушки могут привлечь к их месту расположения следующие виды птиц.
Выберите лишние позиции.

большая синица
синица лазоревка
поползень
соловей
снегирь
хищные виды птиц

9.Выберите причины сокращения численности редких животных.

изменения местообитания животных человеком
реинтродукция видов
интродукция видов
браконьерство
внутривидовая конкуренция
межвидовая конкуренция

10.Выберите все характеристики атмосферы.

предотвращает резкие колебания температуры планеты
оболочка, которая включает литосферу
наружная оболочка Земли

оболочка, которая включает только стратосферу

11.Выберите среди перечисленных видов живых организмов синантропные виды.

голубь сизый, воробей домовый, ворона серая
чёрный аист, воробьиный сычик, орёл мог
лама, тутовый шелкопряд, павлин, морская свинка
крапива двудомная, марь белая, василёк полевой

12.Какие виды наших птиц, обитающих в средней полосе России, обычно гнездятся, начиная с февраля и в марте, когда ещё лежит снег (в скобках указан вид корма, которым выкармливаются птенцы)?

дрозд-рябинник (беспозвоночные)
воробей полевой (тли и другие насекомые, семена)
ворон (падаль)
клесты (семена хвойных деревьев)
дятел вертишейка (муравьи)
свиристель (беспозвоночные)

13.Еловая шишковая листовёртка повреждает шишки ели. Её гусеницы питаются сначала мякотью чешуи, а потом уходят в стержень шишки, где гусеницы выедают его содержимое и семена. К каким последствиям может привести вспышка численности еловой шишковой листовёртки в еловых лесах Клинско-Дмитровской гряды?

Шишка, повреждённая шишковой листовёрткой
уменьшение успешности размножения всех видов дятлов
снижение конкуренции между проростками ели и сосны
шишки с ели упадут преждевременно
клесты не будут гнездиться в данном месте
уменьшение численности белок в данном районе
массовая гибель клестов от голода

14.Как называются организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических? Ответ запишите одним словом. Ответы с ошибками и описками не засчитываются.

15.Как называется форма взаимоотношений между шмелём и клевером, муравьём и копытнем? Ответ запишите одним словом. Ответы с ошибками и описками не засчитываются.

16.Экология – это наука о взаимоотношении организмов между собой и средой обитания.

17.К абиотическим факторам среды относят температуру, рельеф и взаимоотношения между организмами.

18.Сортируя, разделяя отходы, вносится вклад в сокращение свалок и мусорных полигонов.

19.В заповедниках соблюдается особый режим охраны – это эталонные территории, на которых сохраняется комплексно вся экосистема.

20.К глобальным экологическим проблемам относят загрязнение окружающей среды, заболачивание водоёмов и их замусоривание.

21.К сожалению, по вине человека исчезли такие виды, как морская корова, выхухоль, калан, обыкновенный бобр и др.

22.К шуму, «шумовому загрязнению» нельзя адаптироваться, приспособиться – это серьёзная экологическая проблема.

23.Фактор – это элемент среды, который оказывает воздействие на организм.

24.Опасным загрязнителем морей и океана являются нефтепродукты.

25.Все хищники (медведи, волки, лисы) – это опасные животные, которых нужно истреблять, чтобы они не нападали на человека.

26.Жизнь на планете определяется многими процессами, включая постоянное поступление солнечной энергии.

27.Есть примеры, что экологическим следствием развития сельского хозяйства стало уменьшение площади пустынь.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM