Школьный этап по Обществознанию 6 класс 2022-2023 учебный год. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы школьного этапа 2022-2023 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по Обществознанию. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 6 классов из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.

1. Верны ли следующие утверждения?
Характерным признаком политической системы Древней Руси является всеобщее избирательное право.
Острая нехватка продовольствия в мире относится к глобальным экологическим проблемам.
Любая совокупность людей с общими социальными признаками, деятельностью, отношениями и институтами называется социальной группой.
Проблема нехватки ресурсов для удовлетворения потребностей характерна для всех периодов человеческой истории.
Религиоведение не является социальной научной дисциплиной, поскольку изучает религиозные течения, а не общество и человека.

верно
неверно

2. В социологии выделяют различные варианты поведения в конфликте: сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание. Сопоставьте приведённые ситуации и варианты поведения в конфликте его участника. Нужно определить вариант поведения для участника, выделенного в тексте.
Алексей купил смартфон, о котором давно мечтал, но в нём оказался неисправен разговорный динамик. Руководство магазина распорядилось принять обратно смартфон и вернуть деньги Алексею.

Сотрудничество
Компромисс 
Приспособление 
Избегание

Алексей купил смартфон, о котором давно мечтал, но в нём оказался неисправен разговорный динамик. Он обратился в магазин с требованием отмены сделки купли-продажи. Сотрудники магазина смартфон приняли, но деньги в установленный законом срок не отдали. На регулярные обращения Алексея сотрудники магазина отвечали уклончиво.

Сотрудничество
Компромисс
Приспособление
Избегание

Алексей купил смартфон, о котором давно мечтал, но в нём оказался неисправен разговорный динамик. Молодой человек обратился в магазин с требованием отмены сделки купли-продажи, сотрудники магазина отказались выполнять это требование. После того как Алексей обратился в суд, юрист компании предложила вернуть деньги за телефон и выплатить часть требуемой Алексеем суммы за доставленные неудобства. Алексей согласился на данное предложение и отозвал свой иск из суда.

Сотрудничество
Компромисс
Приспособление
Избегание

Алексей купил смартфон, о котором давно мечтал, но в нём оказался неисправен разговорный динамик. Молодой человек обратился в магазин с требованием отмены сделки купли-продажи, сотрудники магазина отказались выполнять это требование, и Алексей был вынужден приобрести себе ещё один смартфон вместо неработающего.

Сотрудничество
Компромисс
Приспособление
Избегание

Люба хотела стать филологом, но её родители настаивали на профессии инженера. Девочка стала уходить от разговоров на эту тему, замкнулась в себе и практически перестала общаться с родителями.

Сотрудничество
Компромисс
Приспособление
Избегание

Люба хотела стать филологом, но её родители настаивали на профессии инженера. После окончания школы Люба подала документы в технический вуз и училась через силу.

Сотрудничество
Компромисс
Приспособление
Избегание

Люба хотела стать филологом, но её родители настаивали на профессии инженера. Родители девочки обратились к психологу, который предложил рассмотреть интересы и позиции каждой из сторон. И Люба, и родители хотят для неё благополучия, успеха и счастья. Филология нравится девочке, но заработать на ней сложно. Инженер более уверенно чувствует себя на современном рынке труда, но нелюбимая работа делает человека несчастным. С учётом этих обстоятельств родители решили оказать поддержку дочери, помочь поступить в гуманитарный вуз, оказать содействие в получении хорошей работы, что в результате привело бы к истинному благополучию ребёнка, чего обе стороны изначально и хотели.

Сотрудничество
Компромисс
Приспособление
Избегание

3.Рассмотрите изображения и классифицируйте их, разделив на три равные группы.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М


А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М

Группа I
Группа II
Группа III

4. Решите логическую задачу.
Один из самых известных героев рассказов Конан Дойла Шерлок Холмс в раскрытии преступлений использовал среди прочих два логических метода: дедукцию (когда строил рассуждения от общего к частному) и индукцию (когда строил рассуждения от частного к общему). Вам предлагается продолжить дело великого сыщика.

Выберите все выводы, следующие из приведённых суждений.

А. Все транспортные средства могут двигаться.
Б. Все трамваи — это транспортные средства.

Все трамваи могут двигаться.
Не все транспортные средства – трамваи.
Всякий трамвай – транспортное средство.
Двигаться могут только транспортные средства.
Всякий трамвай может не двигаться.
Все транспортные средства – трамваи.
Всякий трамвай может двигаться.

5.Ознакомьтесь с инфографикой и выберите суждения, которые можно сделать на основании представленной информации.


Любимыми героями почти половины опрошенных были Волк и Заяц из мультфильма «Ну, погоди!».

Более трети опрошенных пересматривает понравившийся им мультфильм «Ну, погоди!».

Около 3 % опрошенных смотрели в детстве иностранные мультфильмы.

Каждый пятый опрошенный затруднился определить, в каком состоянии находится сегодня российское детское кино.

Большая часть опрошенных – родители, которые не проживают совместно с детьми.

При ответе на один из вопросов опрошенные могли предлагать свои варианты ответа.

Среди называемых респондентами любимых мультфильмов детства есть лидирующий по частоте упоминаний с заметным отрывом.

21 % опрошенных проживает вместе с детьми дошкольного возраста.

Большинство россиян считают, что российское детское кино находится в упадке.

Четверть россиян положительно оценивают российское детское кино в сравнении с советским.

6. В социальных группах существуют разные роли. Прочитайте приведённые отрывки и подберите из предложенного ниже списка к каждому персонажу ту социальную роль, которую он выполняет. Персонаж, роль которого надо определить, в тексте выделен жирным шрифтом.
Лидер (имеющий высокий авторитет в группе и оказывающий влияние на других членов группы)
Звезда (пользующийся симпатией большинства других членов группы, но не обладающий организаторскими качествами)
Принятый (имеющий средний положительный статус в группе и поддерживающий её лидера)
Изолированный (имеющий нулевой статус и устранившийся от участия в деятельности группы)
Отверженный (имеющий отрицательный статус в группе и отстраненный от участия в решении групповых проблем)
I. Давным-давно в лесу жила собака. Одна-одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга найти. Такого, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Лидер 
Звезда

Принятый
Изолированный
Отвержденный

II. Жил на свете очень маленький поросёнок. Каждый этого поросёнка обижал, и бедный поросёнок совсем не знал, у кого ему искать защиты. И так этому поросёнку надоело, что его обижают, что однажды он решил уйти куда глаза глядят.
Взял поросёнок мешочек, взял дудочку и пошёл. Идёт себе по лесу, а чтобы не скучно было, в дудочку дудит. Но разве уйдёшь далеко на четырёх копытцах?
Весь день шёл поросёнок — и даже из леса не вышел. Сел на пенёк и грустно-грустно задудел в дудочку:
«Вот я
глупый какой.
И зачем иду?»

Лидер
Звезда
Принятый
Изолированный
Отвержденный

III. Мне тогда было тридцать два года. Марусе двадцать девять, а дочери нашей Светлане шесть с половиной. Только в конце лета я получил отпуск, и на последний тёплый месяц мы сняли под Москвой дачу.
Мы со Светланой думали ловить рыбу, купаться, собирать в лесу грибы и орехи. А пришлось сразу подметать двор, подправлять ветхие заборы, протягивать верёвки, заколачивать костыли и гвозди.
Нам всё это очень скоро надоело, а Маруся одно за другим всё новые да новые дела и себе и нам придумывает…

Лидер
Звезда
Принятый
Изолированный
Отвержденный

IV. И вдруг он встретил слона.
— Вот, — сказал великанчик, — этот малыш мне нравится.
Тут он взял слона на ручки и стал качать:
— Бай-бай, мой маленький, баю-бай, мой маленький.
А мудрый слон улыбнулся. Улыбнулся и сказал:
— Как всё-таки это хорошо — качаться на ручках!
Все знают, что слоны — большие и мудрые. Но ведь и мудрому и большому тоже надо когда-то отдохнуть на ручках. Поэтому слон и сказал: — Спасибо тебе, великанчик. Я наконец отдохнул.
И с той поры все большие и мудрые слоны ходили к великанчику отдыхать на его детских ручках.

Лидер
Звезда
Принятый
Изолированный
Отвержденный

V. На третий день Бонифаций, снова вооружившись сачком и ведёрком, вышел из дому. Но малыши ожидали его возле самой калитки; их было так много, что Бонифаций подумал: уж не собрала ли девочка детей со всей Африки?
Как раз сегодня он решил во что бы то ни стало поймать рыбку. Но что ему оставалось? Не мог же он уйти, если столько детей ещё ни разу в жизни не побывало в цирке…
Бонифаций показывал чудеса ловкости. Он бегал по канату с шестом на носу, выжимал стойку на передних лапах, прыгал, танцевал. И лица детей расплывались в счастливой улыбке.
Так прошёл ещё один день, за ним — другой, третий…
Бонифаций уже забыл про бананы, про озеро и даже про рыбалку.
С утра и до вечера он давал представления детям, придумывая всё новые и новые номера. Пожалуй, нигде и ни в одном цирке нельзя было увидеть таких смешных клоунов и таких искусных канатоходцев. И никто в мире не смог бы поднимать такие тяжести, скакать на лошади, стоя на руках, или кататься на согнутом в колесо сачке, как на настоящем велосипеде. И, конечно, нигде в мире не было таких счастливых зрителей, как эти малыши. Поэтому Бонифацию было с ними легко и весело.

Лидер
Звезда
Принятый
Изолированный
Отвержденный

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM