Школьный этап по Русскому языку 9-10 класс 2022-2023 учебный год. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы школьного этапа 2022-2023 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по Русскому языку. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 9-10 классов из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.

1-4.Прочитайте текст и выполните задания.

И яко услыша святый Борисъ, начатъ тѣлъмь утьрпывати и лице его вьсе сльзъ испълнися, и сльзами разливаяся и не могый глаголати.

Какого чередования в этимологически родственных и современных однокоренных словах нет в корне слова услыша?

ы/у

х/ш

е/у

Какой частью речи является слово яко?

предлогом

союзом

глаголом

наречием

существительным

местоимением

Выпишите из текста слово, исторически родственное слову отголосок. Выписывайте его в той форме и в той орфографии, в которой оно представлено в тексте.

И яко услыша святый Борисъ, начатъ тѣлъмь утьрпывати и лице его вьсе сльзъ испълнися, и сльзами разливаяся и не могый глаголати.

Выберите неверный перевод фрагмента текста.

И как услышал это святой Борис,..

… начал телом укрепляться…

… и лицо его всё стало полно слёз…

…и заливался слезами, не в силах говорить /… обливался слезами, не мог говорить.

5. Ниже в таблице приведены данные о том, сколько раз в НКРЯ1 встретились конструкции «предлог (1) + существительное (2) в В. п. + N». Существительное (2) может выступать в конструкции как в единственном, так и во множественном числе. На месте N могут выступать, например, следующие языковые единицы:
А) вечера
Б) досуга
В) ночи
Г) смерти
Определите предлог (1) и существительное (2). Запишите их в начальной форме.
предлог (1) 
Существительное (2) 
Заполните пропуски (3)−(6) примерами А−Г (в списке они приведены в алфавитном порядке).

(3)(4)(5)(6)
(1) + (2) в ед. ч.3812681
(1) + (2) в мн. ч.441280

1Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.

6.Определите исторически родственные слова по фрагментам толкования их лексических значений и указанным признакам. Напишите эти слова в начальной форме.
1) вид корзины для сбора грибов или ягод 
2) пребывание двух людей вдали друг от друга 
3) изгиб речного русла (в ответе – слово с приставкой) 
4) вид оружия 
5) изгнание; например, <…> от церкви 
6) залив, изгиб берега моря (в ответе – слово с двумя корнями) 

7-8. Лингвисты, работая со словосочетаниями, используют специальные обозначения. Даны словосочетания, а также их формализованные записи в перепутанном порядке. Установите правильные соответствия.

умными мыслями

держать рукой

на старой башне

блокнот с записями

прилететь в аэропорт

добрые дела

посмотреть фильм

AdjN5pl

PrepAdjN6

VN5

N1PrepN5pl

VN4

AdjN1pl

VPrepN4

Представьте формальными схемами на языке тех же символов, которые были использованы в таблице, следующие словосочетания: одежда хаки, красная книга, дать маме.
Выберите правильный вариант ответа.

одежда хаки

N1Adv

N1Adj

N1Adjpl

N1N1pl

N1N3pl
красная книга

AdjN1

AdvN1

Adj1N1

N1

N1Adj
дать маме

VN6

VN3

N1N3

N1N6

VN4

9. Даны несколько четверостиший.
1) Как будто их рукой усталой,
чтоб равнодушною не слыть,
сама Индустрия послала
тот гроб безвестный проводить.
(Ярослав Смеляков)

2)И плыл впервые
средь восклицаний и знамён –
мальчишка мирной индустрии,
предтеча будущих времён.
(Ярослав Смеляков)

3)Я верю, и при взлёте индустрии
нужны нам чувства, жаркие, живые.
Мы памятуем о машинном чуде,
но всё ж у нас на первом плане люди.
(Николай Асеев)

4)В гудки индустрии поверя,
спав от волнения с лица,
мы вышли все из сельской двери,
сошли с крестьянского крыльца.
(Ярослав Смеляков)

5)Не будут
вперекор умам
дебоширить ведьмы и Вии –
будут
даже грома
на учёте тяжёлой индустрии.
(Владимир Маяковский)

6)В твоей эпохе всё, что есть, – твоё:
Твой герб, твой серп, твой молот, твоё знамя,
Твоя решимость доконать старьё,
Спалить его индустрии огнями!
(Константин Симонов)

Распределите данные стихотворные фрагменты на две группы. Найдите три фрагмента, в которых одно из слов произносится одинаково , и другие три фрагмента, в которых это же слово произносится иначе, чем во фрагментах первой группы.

Как будто их рукой усталой,
чтоб равнодушною не слыть,
сама Индустрия послала
тот гроб безвестный проводить.
(Ярослав Смеляков)

В гудки индустрии поверя,
спав от волнения с лица,
мы вышли все из сельской двери,
сошли с крестьянского крыльца.
(Ярослав Смеляков)

И плыл впервые
средь восклицаний и знамён –
мальчишка мирной индустрии,
предтеча будущих времён.
(Ярослав Смеляков)

В твоей эпохе всё, что есть, – твоё:
Твой герб, твой серп, твой молот, твоё знамя,
Твоя решимость доконать старьё,
Спалить его индустрии огнями!
(Константин Симонов)

Не будут
вперекор умам
дебоширить ведьмы и Вии –
будут
даже грома
на учёте тяжёлой индустрии.
(Владимир Маяковский)

Я верю, и при взлёте индустрии
нужны нам чувства, жаркие, живые.
Мы памятуем о машинном чуде,
но всё ж у нас на первом плане люди.
(Николай Асеев)

Группа 1

Группа 2

10. В языке суахили именные части речи разделены на классы, слова в которых имеют общую приставку и объединены значением. Ниже приведены некоторые такие классы:

КлассПриставка (ед. ч./мн. ч.)ЗначениеПример (в ед. ч.)
Класс 1m-/wa-Названия людейmtu – «человек»
Класс 3m-/wi-Растения, деревья, части телаmti – «дерево»
Класс 7ki-/vi-Животные, языки, части телаkiboko – «бегемот»
Класс 15ku-Инфинитивный классkusoma – «чтение/ читать»

Как на языке суахили будет выглядеть название самого этого языка?

Swahili

Mswahili

Kiswahili

Kuswahili

Suahili

11. На экскурсии по ботаническому саду школьники увидели много растений, в том числе кустарники, деревья, травы.
Определите по исторически однокоренным словам, какие растения ребята увидели на этой экскурсии, и заполните пропуски.

Слово (1)  (название дерева, ж. р., 6 букв, заимствованное слово).
Слово запишите в начальной форме.

Исторически однокоренные слова:
1.1. Богомолец, странствующий по святым местам (изначально тот, кто вернулся с веткой этого дерева): .
Слово запишите в начальной форме.

Слово (2)  наименование дерева (ж. р., 3 буквы).
Слово запишите в начальной форме.
Исторически однокоренные слова:
2.1. Наименование растения (2) предположительно связано с глаголом со зна-чением «поворачивать, гнуть, сгибать»  (4 буквы).
2.2. Украшения из цветов:  (5 букв).
2.3 Предмет для подметания пола  (5 букв).
Слова запишите в начальной форме.

Слово (3)  (название дерева, ж. р., 6 букв).
Слово запишите в начальной форме.
Исторически однокоренные слова:
3.1. Пёстрый  (5 букв).
3.2. Лесная птица с пёстрым оперением  (6 букв).
3.3. Ощущение мелкого дрожания в глазах  (4 буквы).
Слова запишите в начальной форме.

12. Отметьте правильно указанные видовые пары глаголов.

белить (потолок) – побелить (потолок)

воспитывать (ребёнка) – воспитать (ребёнка)

уважать (друга) – зауважать (друга)

любить (сестру) – полюбить (сестру)

делать (работу) – сделать (работу)

светить (фонариком) – посветить (фонариком).

13. Прочитайте данное предложение.
«Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь, – писал Белинский в том своём знаменитом письме к Гоголю, – уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть…»
В этом предложении встречается слово, существование которого подтверждает, что в истории языка некоторое отрицательное местоимение почти всегда употреблялось с некоторой частицей.

Укажите это слово в той форме, в которой оно стоит в предложении. 

Укажите местоимение. 

Укажите частицу, с которой почти всегда употреблялось это отрицательное местоимение.

14. Дан ребус, в котором зашифровано название предмета. Этот ребус состоит из единственного рисунка, где изображены двое, фехтующие заострёнными с одного конца деревянными палками.

Загаданное слово имеет широкий круг сочетаемости, например, с именами прилагательными: тревожный, большой, свадебный. Ещё чаще это слово сочетается со словами, обозначающими действие, например: ударить, замолчать, упастьНазовите предмет . Кстати, название части речи, обозначающее действие в русском языке, является исторически родственным названию загаданного предмета. Назовите часть речи

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM