[19-21.09.2023] Школьный этап по Литературе 5 класс 2023-2024 г. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы школьного этапа 2023-2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ по Литературе 5 класс для Москвы 77 регион.

[19-21.09.2023] Школьный этап по Литературе 2023-2024 г. Москва 77 регион
Приобрести

1. Узнайте отечественного писателя по описанию.

Русский писатель, начавший свою литературную деятельность как как автор юмористических рассказов, впоследствии стал крупнейшим драматургом, изменившим представление о русском театре. Он пользовался множеством литературных псевдонимов: например, Гайка №9, Шиллер Шекспирович Гёте, Брат моего брата, Вспыльчивый человек, Улисс.

Напишите его имя.
Напишите его фамилию.

2. Установите соответствие между терминами и представленными цитатами.

К каждой цитате подберите соответствующий термин: экстерьер (внешний облик здания), ремарка, портрет, пейзаж, интерьер, олицетворение

Цитаты:

1) …но вот чудится ему, что пень дерева пыхтит и дуется, показываются уши, наливаются красные глаза; ноздри раздулись, нос поморщился и вот так и собирается чихнуть.

2) Ему отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, — истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется.

3) Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и учёной прачке, поручалось одно тонкое бельё), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой — предвещанием несчастной жизни…

4) С момента, когда я была здесь, прошло уже больше 15 лет. А я всё ещё помню дом, в котором выросла. Он был маленьким, немного покосившимся, зато с новой крышей. Каждую весну мы с мамой белили стены и красили окна синей краской, чтобы наша обитель приобретала более свежий вид. Летом входная дверь в дом всегда была открыта нараспашку, а зимой со всех окон струился мягкий свет от керосиновой лампы, словно приветливо зазывая на чашку горячего чая.

5) Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба ещё белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, — с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски переклинивались коростели…

3. Рассмотрите иллюстрацию и портреты.

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/011/887/040/original/5_c87414272fd1098d1a509db1a685694fef55a6cc.gif

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/011/887/038/original/2d46cc19fa17875eb108e5416a85f8d41bb85e77.gif

.

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/011/887/035/original/3_b3c8a59a2428f2ba514b0d986699ea2f40b1b549.jpg
https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/011/887/033/original/2_70be0e5acb663d07d87ef7b796ad8a0e1bffd6ca.gif

Кавказский пленник, Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Левша, Муму, Чёрная курица, или Подземные жители, Дубровский, Майская ночь, или Утопленница, Ночь перед Рождеством,Два гусара, Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди, 1,2,4,5,6

Выберите название произведения, соответствующее представленной иллюстрации.

Выберите номер портрета автора данного произведения.

4. Рассмотрите иллюстрации к произведению. Расположите иллюстрированные эпизоды по порядку в соответствии с последовательностью событий произведения.

.

5. Рассмотрите иллюстрации разных художников к одному произведению. Некоторые из них изображают одно и то же сюжетное событие.

Распределите иллюстрации на две группы, относящиеся к двум разным событиям.

Внимание! Иллюстрация А относится к событию 1.

Лишние иллюстрации отнесите к группе «лишние». Засчитывается полностью верный ответ.

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/011/768/065/original/lit_sck_22-23_5_kl_11zzv.jpg

Событие 1
Событие 2
Лишние

А,Б,В,Г,Д,Е,Ж

Напишите имя героини, названной писателем в тексте «ведьма».

6. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Самуил Яковлевич Маршак

ЧЕГО БОЯЛСЯ ПЕТЯ

(1) Темноты боится Петя.
(2) Петя маме говорит:
(3) — Можно, мама, спать при свете?
(4) Пусть всю ночь огонь горит.
(5) Отвечает мама: — Нет! —
(6) Щёлк — и выключила свет.
(7) Стало тихо и темно.
(8) Свежий ветер дул в окно.
(9) В темноте увидел Петя
(10) Человека у стены.
(11) Оказалось на рассвете —
(12) Это куртка и штаны.
(13) Рукавами, как руками,
(14) Куртка двигала слегка,
(15) А штаны плясали сами
(16) От ночного ветерка.
(17) В темноте увидел Петя
(18) Ступу с бабою-ягой.
(19) Оказалось на рассвете —
(20) Это печка с кочергой.
(21) Это печь,
(22) А не яга,
(23) Не нога,
(24) А кочерга
(25) В темноте увидел Петя:
(26) Сверху смотрит великан.
(27) Оказалось на рассвете —
(28) Это старый чемодан.
(29) Высоко — на крышу шкапа —
(30) Чемодан поставил папа,
(31) И светились два замка
(32) При луне, как два зрачка.
(33) Каждый раз при встрече с Петей
(34) Говорят друг другу дети:
(35) — Это — Петя Иванов.
(36) Испугался он штанов!
(37) Испугался он яги —
(38) Старой ржавой кочерги!
(39) На дворе услышал Петя,
(40) Как над ним смеются дети.
(41) — Нет, — сказал он, — я не трус!
(42) Темноты я не боюсь!
(43) С этих пор ни разу Петя
(44) Не ложился спать при свете.
(45) Чемоданы и штаны
(46) Пете больше не страшны.
(47) Да и вам, другие дети,
(48) Спать не следует при свете.
(49) Для того чтоб видеть сны,
(50) Лампы вовсе не нужны!
(1954)

Все строки заканчиваются ударным слогом.
Стихотворение лишено эпитетов.
Стихотворение написано хореем.
В стихотворении есть олицетворение.
Стихотворение лишено рифм.

Укажите ВСЕ номера стихотворных строк, в которых встречается сравнение.

Запишите в ответ номера строк в порядке возрастания, каждый номер в отдельное поле для ответа. Засчитывается только полностью верный ответ.

Установите соответствие между предметами, которые увидел Петя, и тем, что было на самом деле.

старый чемодан, печка с кочергой, замки, куртка и штаны

Что увидел Петя Что было на самом деле
человек —
ступа с бабой Ягой —
великан —
зрачки —

Укажите номер стихотворной строки, в которой для иллюстрации действия героя стихотворения использовано звукоподражание.

Найдите олицетворение в стихотворных строфах 1-6. Укажите номер СТРОФЫ, в которой оно имеется.

Рифмы в стихотворной строке в зависимости от места ударения делятся на мужские (ударение на конечный слог), женские (ударение на предпоследний слог) и дактилические (ударение на третий от конца слог). Определите рифмы в следующих строках.

(1) Темноты боится Петя.
(2) Петя маме говорит:
(3) — Можно, мама, спать при свете?
(4) Пусть всю ночь огонь горит.

Укажите верный ответ.
женские
дактилические
мужские и женские
женские и дактилические

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM